Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ключевые реформы системы образования XXI века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Само понятие образования в законе трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального… Читать ещё >

Ключевые реформы системы образования XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для определения тематической области практического исследования нами был проведен опрос на предмет обозначения ключевых реформ системы образования XXI века среди 12 учителей разных школ Вологодской области.

Участниками опроса в общей сложности было названо 7 аспектов:

  • · введение ЕГЭ и ГИА — 9 опрошенных (75%);
  • · введение ФГОС — 10 опрошенных (83, 3%);
  • · информатизация образования — 7 опрошенных (58, 3%);
  • · федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — 7 опрошенных (58, 3%);
  • · национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — 4 опрошенных (33, 3%);
  • · введение ГТО — 7 опрошенных (58, 3%);
  • · эффективный контракт для учителей — 3 опрошенных (25%).

Таким образом, в ходе анализа результатов опроса (Таблица 1) мы выделили пять основных реформ, опираясь на которые мы проводим выборку материалов для исследования в практической главе работы:

  • · введение ЕГЭ и ГИА;
  • · информатизация образования;
  • · введение ФГОС;
  • · федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ;
  • · введение ГТО

Кратко охарактеризуем каждую из них.

Введение

Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА)

" Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов) …" - гласит закон РФ «Об образовании» (внесение изменений в части проведения Единого государственного экзамена от 9 февраля 2007 года № 17-ФЗ). Данная форма итоговой аттестации призвана обеспечить равные права получения образования независимо от места проживания и доходов.

Эксперимент по внедрению ЕГЭ в школьную практику впервые стартовал в 2000 году.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) или Основной государственный экзамен впервые стал проводиться в 2002 году. На данный момент существует две формы проведения экзамена:

  • — Основной государственный экзамен (ОГЭ) проводится в форме стандартизированных заданий
  • — Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) — в форме письменных и устных экзаменов, в которых используются различные тексты, билеты, темы и задания [31].

В настоящее время государственная итоговая аттестация в девятых и одиннадцатых классах стала обязательной формой аттестации во всех образовательных учреждениях. Сама система проведения экзаменов совершенствуется с каждым годом, предоставляя средствам массовой информации возможность бесконечного обсуждения данной проблемы.

1. Информатизация образования Информатизация системы образования призвана избавить ее от консерватизма и сделать открытым социальным институтом, соответствующим требованиям современного общества.

Эта задача решалась с помощью Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», которая была реализована Министерством образования и науки с 2001 по 2005 годы. Основными задачами данной программы являлись:

  • — обеспечение образовательных учреждений вычислительной техникой, доступом к глобальным информационным ресурсам;
  • — включение в учебный процесс новых информационных технологий (электронные учебники);
  • — подготовка кадров образовательных учреждений для эффективного использования новых технологий в учебном процессе.

Этой же цели служил проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый в 2005;2010 годы Министерством образования и науки с привлечением Национального фонда подготовки кадров.

Национальный фонд подготовки кадров был создан в 1994 году для проведения значимых проектов в системе образования. Его задачами следует назвать:

  • — поддержка инноваций, развивающих современное образование;
  • — обеспечение введения данных инноваций в массовом масштабе;
  • — содействие в формировании кадров системы образования.

При разработке проекта ИСО проводился крупный анализ современной ситуации в системе образования, для которого были привлечены как российские, так и зарубежные эксперты. Еще одной особенностью данного проекта явилась организация поддержки «на местах». Для этого на базе методических центров была создана структура такой консультационной поддержки в виде горячей линии, позволяющая регулярно анализировать деятельность «пилотных» школ, повышая эффективность их образовательного процесса [29].

2.

Введение

Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Закон «Об образовании» определяет ФГОС как «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» .

Для российской школы Федеральный государственный образовательный стандарт является принципиально новым документом, так как затрагивает все стороны учебной работы и меняет представление о результатах образовательного процесса. Если ранее подобного рода документы ориентировались только на предметные результаты, то новый стандарт берет во внимание и метапредметные, и личностные результаты. Приведем определения данных понятий из материалов IV международной научной конференции по теории и практики образования в современном мире (статья Т. С. Васильевой.

" ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения").

" Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам" [15].

В настоящее время в системе школьного образования реализуются пять федеральных государственных образовательных стандартов: ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кратко остановимся на каждом из них.

ФГОС начального общего образования был введен в действие 1 января 2010 года. В соответствии с ним начальное общее образование предполагает:

  • — становление чувства принадлежности к конкретному государству (гражданская идентичность) и мировоззрения учащихся;
  • — формирование у обучающихся «умения учиться» и «способности к организации своей деятельности» (планирование);
  • — развитие учащихся в духовно-нравственном плане;
  • — способствование укреплению физического и духовного здоровья учеников.

ФГОС основного общего образования был утвержден 17 декабря 2010 года. В соответствии с ним основное общее образование призвано обеспечить (помимо уже названных задач):

  • — «единство образовательного пространства Российской Федерации» ;
  • — право на изучение родного языка и получение основного общего образования на родном языке (в связи с многонациональностью народа РФ);
  • — доступность образования (равные возможности получения качественного образования).

ФГОС среднего общего образования утвержден Минобрнауки 17 мая 2012 года. Стандарт предполагает, что среднее общее образование должно обеспечить (помимо уже названных задач):

  • — бесплатное среднее общее образование в рамках основной образовательной программы;
  • — воспитание, самоидентификацию и социализацию обучающихся;
  • — условия для развития и самореализации учащихся.

Следует отметить, что все три вышеописанных стандарта:

  • — направлены на развитие личностных характеристик учащихся школ. Давая представление о данных характеристиках, они рисуют «портрет выпускника» ;
  • — обращают внимание на возрастные и индивидуальные особенности учеников той или иной ступени образования;
  • — используют в качестве основы системно-деятельностный подход. В качестве разъяснения данного понятия приведем цитату Александра Михайловича Кондакова, руководителя группы разработчиков нового стандарта, члена-корреспондента РАО: «…системно-деятельностный подход, который является основой методологии стандарта, — это возвращение лучших традиций отечественной психолого-педагогической науки, отечественного образования на отечественной почве. Начальная школа — это первичные навыки самостоятельного поиска знаний. Основная школа — самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач. И старшая школа — применение полученных знаний в учебной, проектно-учебной и исследовательской деятельности. Вот основные задачи каждой из ступеней образования» [22];
  • — предъявляют определенные требования к вышеобозначенным личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы.

Далее рассмотрим следующую группу Федеральных государственных образовательных стандартов — для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они призваны решить следующие задачи:

  • 1. Ввести в систему образования абсолютно всех детей с ограниченными возможностями, независимо от степени тяжести проблем со здоровьем, социального статуса, национальности и т. д. (равные возможности получения качественного образования).
  • 2. Оказание помощи детям с ОВЗ, которые способны участвовать в образовательном процессе массовой школы.
  • 3. Помимо предоставления академических знаний, необходимо обеспечить развитие жизненного опыта, помочь социализироваться и адаптироваться в обществе.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется с 1 сентября 2016 года. Стандарт гласит, что предметом его регулирования «…являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами…». При его разработке учитывалась Конвенция ООН о правах ребенка и Конвенция ООН о правах инвалидов.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же применяется с 2016 года. Он регулирует «отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

При разработке данных стандартов учитывалась Конвенция ООН о правах ребенка и Конвенция ООН о правах инвалидов. Оба стандарта, в первую очередь, берут во внимание особенности психофизического развития детей с ОВЗ и подразумевают обеспечение индивидуального подхода.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ До принятия нового закона «Об образовании» от 29.12.12 в России действовали два закона: закон РФ № 3266−1 от 10.07.92 «Об образовании», который регламентировал дошкольное и школьное образование, и 125-ФЗ от.

" О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Новый закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года и регламентирует все ступени образования. Направлен он на достижение следующих целей:

  • — развитие и обновление системы образования России (для ее соответствия запросам современного общества и экономики);
  • — модернизация системы законодательства сферы образования;
  • — эффективное правовое регулирование сферы образования.

Закон включает в себя 15 глав и 111 статей, регулируя общественные отношения, связанные с реализацией права на образование.

Само понятие образования в законе трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Право на образование в нашей стране имеет каждый человек, независимо от его пола, национальности, социального статуса, религии, места жительства и других характеристик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой