Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность… Читать ещё >

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности:

— Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Эта концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.

— Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями и ориентирована в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.

Эта концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания) В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В табл. 1 представлена пятиуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Таблица 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Уровень.

Законодательный акт или нормативный документ.

Регулирование.

I.

  • — Федеральный закон РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред.от 01.12.2014г) «Об аудиторской деятельности»;
  • — Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в действующей редакции);
  • — Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • — другие федеральные законы;
  • — указы Президента

Устанавливают отношения в аудиторской деятельности.

II.

Постановления Правительства РФ.

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности.

III.

Приказы Министерства финансов РФ.

Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка.

IV.

Документы СОА.

Устанавливают нормы аудита в рамках СОА.

V.

Документы аудиторских организаций.

Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации.

Переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к новым правовым основам осуществляется передачей части функций от государства к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (УФО) в лице Министерства финансов РФ. Его основными функциями являются:

  • · выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • · нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • · ведение государственного реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • · анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие основные функции:

  • · рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • · рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • · одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • · оценивает деятельность СОА по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  • · вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • · рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности создаются некоммерческие СОА.

Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет следующие основные функции:

  • · разрабатывает и устанавливает условия членства аудиторов и аудиторских организаций в СОА;
  • · применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами СОА, в отношении своих членов;
  • · образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СОА, а также между ними и потребителями произведенных членами СОА услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • · осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СОА в форме отчетов в порядке, установленном уставом СОА или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СОА;
  • · представляет интересы членов СОА в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • · организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СОА, прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации;
  • · обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном законодательством и внутренними документами СОА;
  • · участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • · разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • · разрабатывает и утверждает стандарты СОА;
  • · принимает кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • · осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА;
  • · рассматривает жалобы на действия членов СОА и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА.

Министерством финансов РФ утверждаются Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности.

Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Министерства финансов РФ.

В состав совета по аудиторской деятельности входят:

  • 1) десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 2) два представителя Министерства финансов РФ;
  • 3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
  • 4) два представителя от СОА, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СОА.

Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25% их общего числа.

Представители СОА подлежат ротации один раз в год.

Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.

Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель Министерства финансов РФ из числа членов совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Оно считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

Совет по аудиторской деятельности создает рабочий орган для подготовки решений совета.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются Министерством финансов РФ.

В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят:

  • 1) руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СОА;
  • 2) руководитель единой аттестационной комиссии;
  • 3) представители Министерства финансов РФ;
  • 4) представители научной и педагогической общественности.

Число представителей СОА в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа совета.

Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности подлежит ротации один раз в три года. В количественном отношении ротации подлежит не менее 30% из общего числа членов рабочего органа совета.

Ротации не подлежат:

  • 1) руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления СОА;
  • 2) представители Министерства финансов РФ;
  • 3) руководитель единой аттестационной комиссии.

Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.

Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Совет по аудиторской деятельности должен поддерживать высокий профессиональный уровень аудиторской деятельности в общественных интересах.

Саморегулируемой организацией аудиторов (СОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус СОА с момента ее включения в государственный реестр СОА, который ведет Министерство финансов РФ.

Требования, необходимые для включения в государственный реестр СОА:

  • 1) наличие членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций;
  • 2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) обеспечение СОА дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СОА.

В СОА создается постоянно действующий коллегиальный орган управления, независимые члены которого должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.

Для осуществления деятельности в СОА должны быть созданы:

  • · специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СОА требований Закона об аудиторской деятельности;
  • · стандарты аудиторской деятельности;
  • · правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • · кодекс профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия.

СОА имеет право:

  • · от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СОА, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  • · участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  • · вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  • · запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СОА возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
  • · устанавливать требования, дополнительные к предусмотренным Законом об аудиторской деятельности, в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами;
  • · устанавливать требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
  • · устанавливать меры, дополнительные к мерам, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности;
  • · устанавливать меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудиторской деятельности;
  • · устанавливать стандарты аудиторской деятельности;
  • · устанавливать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • · устанавливать кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • · организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

СОА не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СОА и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой