Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативное и правовое обеспечение учета основных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и финансовой отчетности. Закон закрепляет применение в Беларуси международных стандартов финансовой отчетности, изменяет положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности, вводит новые требования к главным бухгалтерам… Читать ещё >

Нормативное и правовое обеспечение учета основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для организации учета основных средств в Республике Беларусь используются следующие нормативные акты;

1. Закон Республики Беларусь О бухгалтерском учете и отчетности от 12 июля 2013 г. № 57−3.

Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и финансовой отчетности. Закон закрепляет применение в Беларуси международных стандартов финансовой отчетности, изменяет положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности, вводит новые требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций. Вопросы бухгалтерского учета и отчетности регулируются новой разновидностью нормативных правовых актов — национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, принимаемыми Минфином и определяющими правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности. Наряду с ними могут приниматься и иные нормативные правовые акты Минфина, в частности инструкции.

2. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов.

Данный документ подготовлен с целью сближения законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

3. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная Постановлением Министерства Финансов РБ 30.04.2012 № 26.

С 01 января 2013 г., в связи изменением типового плана счетов, вступила в силу Инструкция № 26 от 30.01.2012 г., утвержденная постановлением Минфина РБ. Основные изменения коснулось первоначальной стоимости основных средств, изменение первоначальной стоимости основных средств, поступление основных средств, ремонт основных средств.

Данное постановление предусматривает внесение изменений и дополнений в Инструкцию о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, и распространяет свое действие на переоценку, проводимую организацией по состоянию на 1 января 2013 года. Изменения коснулись используемой терминологии и наименований счетов бухгалтерского учета. Они приведены в соответствие с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов от 30.04.2012 № 26 (вступила в силу с 1 января 2013 года) и Планом счетов бухгалтерского учета, и постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50.

Так, вместо термина «восстановительная стоимость» введено понятие «переоцененной стоимости», которое также применяется для определения стоимости имущества по результатам переоценки. В случае если организация проводит переоценку объекта основных средств, то после ее проведения объект подлежит отражению в учете по переоцененной стоимости. Изменились требования к документальному оформлению результатов переоценки.

4. С 1 января 2013 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25, которым утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости. В Инструкции № 25 определен порядок бухгалтерского учета нового объекта — инвестиционной недвижимости.

Инвестиционная недвижимость — земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места (далее — недвижимое имущество), находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации, которые сданы другим лицам в аренду (за исключением финансовой аренды (лизинга), проката) (далее — аренда).

В состав объектов инвестиционной недвижимости включается указанный выше перечень недвижимого имущества при одновременном выполнении определенных условий. Такими условиями являются:

  • 1) недвижимое имущество должно быть сдано в аренду;
  • 2) организацией предполагается получение экономических выгод, связанных с недвижимым имуществом;
  • 3) стоимость недвижимого имущества может быть достоверно определена.

Основным критерием признания в бухгалтерском учете недвижимого имущества в качестве инвестиционной недвижимости является факт сдачи его в аренду, т. е. использование недвижимого имущества в инвестиционной деятельности организации.

5. Инструкция по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденная Постановлением Министерства Финансов от 30.04.2012 № 25.

В этой инструкции впервые денно определение долгосрочных активов, предназначенных для реализации. Инструкция разработана в рамках продолжающегося более 2 лет процесса реформирования учетной системы Республики Беларусь на основе МСФО.

Долгосрочный актив — актив, подлежащий выбытию (погашению) более чем через 12 месяцев после отчетной даты, либо предназначенный для использования в деятельности организации в течение периода продолжительностью более 12 месяцев, либо не являющийся денежными средствами или эквивалентами денежных средств.

Долгосрочный актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации при выполнении следующих условий признания:

  • — балансовая стоимость долгосрочного актива будет возмещена в результате его реализации;
  • — долгосрочный актив имеется в наличии для реализации в текущем состоянии и на условиях, обычных для реализации аналогичных активов;
  • — реализация долгосрочного актива имеет высокую вероятность, и ее предполагается завершить в течение 12 месяцев с даты принятия долгосрочного актива к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации
  • 6. Инструкция о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденная Постановлением Министерства Финансов 22 апреля 2011 г. № 23

В инструкции устанавливаются новые формы акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов.

7. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная Постановлением Министерства экономики, Министерством финансов и Министерством архитектуры и строительства от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6.

Инструкции по амортизации уточнены, дополнены новыми инструментами с учетом практики ее применения, а также в рамках проводимой работы по дальнейшему сближению национального законодательства с Международными стандартами финансовой отчетности и разработке новых подходов по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов, государственного финансирования.

Основные изменения в Инструкцию по амортизации сводятся к следующим:

Перечень объектов основных средств, которые не являются объектами начисления амортизации, дополнен видом основных средств «земельные участки».

В соответствии с методологией бухгалтерского учета, земля и иные объекты природопользования к объектам основных средств не относятся и, соответственно, не амортизируются. Вместе с тем, земельные участки, приобретаемые организацией в собственность, принимаются на бухгалтерский учет по дебету счета 01 «Основные средства», то есть учитываются в составе основных средств.

Вместе с тем, земля, независимо от отражения затрат на ее приобретение в бухгалтерском учете, не может рассматриваться объектом начисления амортизации, поскольку является активом, не изменяющим свои потребительские свойства с течением времени, срок использования которого не ограничен. Данный подход соответствует принципам, закрепленным Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО 16 «Основные средства»).

Пункт 17 Инструкции по амортизации дополнен порядком установления шифров для объектов основных средств, отсутствующих в действующей классификации. Главная задача комиссии в данном случае — определить наиболее соответствующую техническим характеристикам и функциональному назначению объекта основных средств подгруппы основных средств. После выбора подгруппы действующей классификации, к которой может быть отнесен конкретный объект основных средств, ему может быть присвоен любой «свободный» (отсутствующий в данной подгруппе) шифр из выбранной подгруппы, который и будет выступать в качестве локального шифра объекта в данной организации.

Расширены возможности организаций по корректировке сумм амортизационных отчислений — замедлению или ускорению процесса амортизации.

Предусмотрена возможность применения понижающих поправочных коэффициентов к нормам (суммам) амортизации для объектов основных средств, введенным в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов в первые два года после ввода таких объектов в эксплуатацию. Конкретная величина поправочного коэффициента устанавливается комиссией организации в пределах от 0,2 до 1.

Инструкцией по амортизации в рамках нелинейного способа начисления амортизации предусмотрено введение еще одного методаобратного метода суммы чисел лет.

  • 8. Нормативные сроки службы основных средств, утвержденные Постановлением Министерства экономики от 30 сентября 2011 № 161
  • 9. Указ от 20 октября 2006 г. № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования»
  • 6 января 2014 г. Президент РБ подписал Указ № 37, которым, в частности, внес изменения и дополнения в свой Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования». Указ № 37 принят в рамках поэтапной работы по введению в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности. Указ № 37 устанавливает дифференцированный подход к проведению переоценки основных средств и доходных вложений в материальные активы в зависимости от их видов.

Так, переоценка зданий, сооружений, передаточных устройств (являющихся отдельными видами основных средств или доходных вложений в материальные активы) станет обязательной, если уровень инфляции за период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в соответствии с законодательством в обязательном порядке, составит 100% и более.

Если указанный показатель уровня инфляции не достигнет 100%, то решение о проведении переоценки названных видов основных средств организация или собственник имущества будут принимать самостоятельно.

В отношении всех иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке Указ № 37 предоставляет право организации или собственнику имущества принимать решение о проведении переоценки самостоятельно.

Указ № 37 исключает из состава переоцениваемого имущества не завершенные строительством объекты, а также основные средства, по которым принято решение об их выбытии (списании и отчуждении).

Отмена переоценки основных средств, по которым принято решение о выбытии, предусмотрена с момента его принятия до даты выбытия. Если же фактического выбытия не происходит либо решение о выбытии отменяется лицом (органом), его принявшим, то к переоценке таких объектов предусмотрено применение общих подходов.

Кроме того, Указ № 37 уточнил норму подп.1.6 п. 1 Указа № 622, запретив направление сумм дооценки основных средств не только на покрытие убытков от хозяйственной деятельности организации, но также на покрытие убытков от списания имущества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой