Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение фонетике, просодии и интонации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В различных ситуациях воспитатель также имитирует звуки, издаваемые предметами, например, стучит по разным предметам, объясняя разницу в звучании разницей в материале: дак, дяк, дадак, дядяк, тытык, тыдыдак; ударение на разных слогах — и т. д. Смешные на слух слова позволяют оживить атмосферу и мотивируют детей к самостоятельному произнесению этих или аналогичных звукосочетаний. Слоговые… Читать ещё >

Обучение фонетике, просодии и интонации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы знаем, что при обучении русскому языку могут возникать трудности, связанные с отличиями фонетической (звуковой) системы русского языка от иных языков. В русском литературном языке согласные различаются по признакам глухости-звонкости, мягкости-твердости, а также по способу и месту образования. Гласные различаются рядом, подъемом, степенью редуцированности. Все эти различия проявляются при соединении согласных и гласных друг с другом. Для русского языка с точки зрения морфологии и семантики, но в первую очередь с точки зрения произношения важно, на какой слог в слове падает ударение (а оно подвижное). Для произнесения целостных слов в речевом потоке необходимо интонировать предложение по одному из типов интонации, а также более культурно-специфическим образом — выражая определенные эмоции, свое отношение к содержанию сообщения, т. е. передавая модальность. Следует помнить о том, что легкость восприятия — не то же самое, что легкость произнесения, а легкость для взрослого — не то же, что для ребенка.

Обучать фонетике приходится в специальных игровых упражнениях, а также стихийно, растягивая или сокращая слова в употребляемых в повседневной жизни и на занятиях словах, сопровождая театрализации репликами-песенками персонажей (типа ло-ло-ло, ле-ле-ле, гавгав), опираясь на ономатопоэтическую (звукоизобразительную) лексику (типа кап-кап, трюх-трях, бабах).

В общем виде можно представить себе работу над слогами следующим образом. Возможные последовательности: от более противопоставленных к менее противопоставленным; от более сложных к более простым; по группам признаков; вперемежку.

Варианты: используются исключительно согласные, специфичные для русской речи (типа щ, ы). Используются пары согласных, противопоставленных друг другу по какому-либо признаку (типа к-г, бъ-б). Русские и иноязычные звуки сопоставляются друг с другом (типа къэ-ке, джю-жу). Есть звуки, которые в русском языке имеют несколько иную окраску, но не могут нарушать восприятия и производства речи, если незначительно отличаются от общепринятого варианта (часто это произнесение звуков х, р, л).

По признаку твердости-мягкости в русском языке различаются слоги типа ба-бя, ва-вя, да-дя, за-зя, па-пя, са-ся, та-тя, фа-фя (повторяются в разделе отличий по признаку глухости-звонкости), ла-ля, ма-мя, на-ия, ра-ря. Слоги образуются с гласными, которые могут быть представлены буквами a-я, у-ю, о-е, э-е, ы-и, отражающими на письме качество предыдущего согласного звука. По признаку глухости-звонкости в русском языке различаются слоги типа ба-па, бя-пя, ва-фа, вя-фя, да-та, дя-тя, за-са, зя-ся (повторяются в разделе мягкости-твердости) жа-ша, га-ка. Кроме того, сложны для произнесения ца, ча, ща, редко ха. Слоги могут быть также образованы несколькими согласными и гласным, например, при, здра, стю, вре, стре, шко, мзда и т. д.

Различные звукосочетания могут выступать в качестве основы для проведения фонетических игр. Обычно вначале даются звуки изолированно, затем в сочетании с гласными, затем комбинированно по нескольку слогов. Например, песенка большой змеи ззз, маленькой ссс; синей змеи зи, красной за, желтой зо и т. д., маленькой синей си и т. д. Большая змея ползет за маленькой; они повернули обратно и ползут в другом направлении и т. п. При проведении игры дети сначала слушают и учатся понимать различия, затем повторяют, затем воспроизводят избирательно в соответствии с предъявленным стимулом, затем говорят сами, сопровождая звуками свои действия.

В различных ситуациях воспитатель также имитирует звуки, издаваемые предметами, например, стучит по разным предметам, объясняя разницу в звучании разницей в материале: дак, дяк, дадак, дядяк, тытык, тыдыдак; ударение на разных слогах — и т. д. Смешные на слух слова позволяют оживить атмосферу и мотивируют детей к самостоятельному произнесению этих или аналогичных звукосочетаний. Слоговые комбинации могут быть также мотивированы в игровом плане: по-разному стучат компьютеры и нужно по звуку угадать, где чей; работают факсы; заводятся моторы машин; доносятся звонки мобильных телефонов и т. п.

Семью основными русскими интонационными контурами можно дирижировать, рисовать линией, выкладывать из кубиков. Одно и то же по своему составу предложение может звучать по-разному, если употребляется в речевом потоке с определенными целями. Иногда изменение порядка слов в предложении оказывает влияние на интонацию и фразовое ударение.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что фонетические особенности второго языка могут быть постигнуты и без специальных упражнений, когда речевой аппарат разовьется соответствующим образом. Нужно только, чтобы ребенок слышал иную речь с хорошим произношением, чтобы он сам имел возможность говорить и участвовать в общении, добиваться своего методом проб и ошибок. На становление звуковой системы второго языка у дошкольника уходит от 3 до 12 месяцев, обычно около полугода. На овладение интонацией требуется гораздо больше времени. Ударение в современном русском языке активно перестраивается, у многих слов есть по нескольку вариантов ударения — и, соответственно, произнесения. Сосуществование, общая деятельность с носителями языка является залогом хорошего качества овладения изучаемым языком.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой