Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ этап экспСримСнта. 
ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ эффСктивных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² формирования ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ этапС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта нашСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, наряду с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅-дидактичСскими (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наглядности, словСсный ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅), ΠΌΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, слоТившиСся Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия дошкольников: ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ творчСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ создания ситуаций творчСского ΠΏΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π° ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ этап экспСримСнта. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ эффСктивных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² формирования ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΌΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ срСдств ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, согласно Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ восприятия, ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² слуховоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, Π»Π°Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ чувство, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ способности, творчСскиС способности, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ритмичСскоС чувство.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ мнСнию, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСским ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌ.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ экспСримСнт Π±Ρ‹Π» Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡:

  • 1) Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-мСтодичСского комплСкса ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия дошкольников срСдствами ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€;
  • 2) созданиС ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ творчСской атмосфСры (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ творчСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ создания ситуации творчСского поиска ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ — Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅, ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ);
  • 3) соблюдСниС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° систСматичности ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅;
  • 4) ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ психофизиологичСских особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ, подбирая ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Π²Π°Ρ€ΡŒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ;
  • 5) созданиС ситуации успСха, Ρ‚. Π΅., ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ дошкольников.

Π’ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ процСсса ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ систСматичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ.

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΌΡ‹ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½ΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ:

  • 1) для ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ «Π’Ρ€ΠΈ мСдвСдя», «Π¦Π²Π΅Ρ‚ΠΈΠΊ-сСмицвСтик», «ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈ настроСниС», «ΠšΠ°ΠΊΠ°Ρ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°» ΠΈ Π΄Ρ€. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ услоТнСния;
  • 2) ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-слуховыС прСдставлСния дошкольников (чувство звуковысотности, ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ) ΠΌΡ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ использования ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€.

Для закрСплСния восприятия Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² ΠΌΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ «ΠœΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ‚Π΅Π½Ρ‡ΠΈΠΊΠΈ», «Π‘ΠΎΠ»Π½Ρ‹ΡˆΠΊΠΎ». Π—Π΄Π΅ΡΡŒ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ использовалась наглядныС ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹ — ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, рисунки ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ±ΡƒΡ‚Ρ‹. ЦСль этих ΠΈΠ³Ρ€ — Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ощущСния ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ высоты Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ².

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡΡΡŒ ΠΊ Π³Ρ€Π°Ρ„ичСскому ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ, объясняли дСтям, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ двиТутся ΠΏΠΎ ΡΡ‚упСням ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ каТдая ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ своС Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅. Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ «ΠœΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ лСсСнка», «ΠšΡƒΠ΄Π° ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ мСлодия». Π—Π΄Π΅ΡΡŒ Π±Ρ‹Π» использован наглядный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» — ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ лСсСнка.

ΠœΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° «Π”ΠΎΠΌΠΈΠΊ — ΠΊΡ€ΠΎΡˆΠ΅Ρ‡ΠΊΠ°» Π±Ρ‹Π»Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ Π²Π²Π΅Ρ€Ρ… ΠΈ Π²Π½ΠΈΠ· ΠΈ Π½Π° Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ творчСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» Ρ„Π»Π°Π½Π΅Π³Ρ€Π°Ρ„ — это наглядный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π». ЀланСль с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ стана (пяти Π»ΠΈΠ½Π΅Π΅ΠΊ) натягиваСтся Π½Π° Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ доску. Ноты — ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ (с ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ стороны Π½Π°ΠΊΠ»Π΅Π΅Π½Π° Ρ„Π»Π°Π½Π΅Π»ΡŒ) Π½Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠΊΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π»ΠΈΠ½Π΅ΠΉΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π½ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ стана. Выкладывая Π½ΠΎΡ‚Ρ‹ — ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ мСлодию Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠΉ пСсСнки, опрСдСляли Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π΅, Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ Π²Π²Π΅Ρ€Ρ… ΠΈ Π²Π½ΠΈΠ·.

Π‘ΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ситуаций, использованиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² наглядного изобраТСния высоты Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² (Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·ΠΊΠΈ) Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия.

Π’Π°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ линию русской Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π°ΡƒΡ‚ΠΊΠΈ «Π”Ρ€ΠΎΠ·Π΄ΠΎΠΊ» рСбятам ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π»Π° «Π»Π΅ΡΠ΅Π½ΠΊΠ°» для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ «ΡΠΊΠ°Ρ‡Π΅Ρ‚» Π΄Ρ€ΠΎΠ·Π΄ΠΎΠΊ. «Π‘Π»Π΅Π΄Ρ‹» Π΄Ρ€ΠΎΠ·Π΄Π° Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ «Π»Π΅ΡΠ΅Π½ΠΊΠ΅» рисовал ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, Π½Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. ΠœΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ направлСния двиТСния ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡΡ… ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ способами:

  • 1) использованиСм ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ лСсСнки, Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ-Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠΊΠΎΠ»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ²;
  • 2) Π²Ρ‹ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ°Ρ… с Π½ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ станом ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΎΡ‡ΠΊΠΎΠ², ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… высотС Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π΄Π°Π½ΠΎ дСтям Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ·Π½Π΅Ρ‡ΠΈΠΊΠ° (Π±Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ) с Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΊΠ° Π½Π° Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠΊ, нарисованных Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ высотС, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ (ΠΎΠ½Π° Π·Π²ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ Π² Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅). К ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-слуховым ощущСниям относятся ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠ±Ρ€Π°, поэтому ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° «ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ инструмСнт» Π±Ρ‹Π»Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чувства Ρ‚Π΅ΠΌΠ±Ρ€Π°. Π’ Π½Π΅ΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π» использован наглядный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»: ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ инструмСнт, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, Ρ„ΠΈΡˆΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ способствовали Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ «ΠΠ΅Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ мСлодия» Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ прСдставлСния ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, ΠΎ Π΅Π΅ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ развития срСдств Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° «ΠœΡ‹ ΠΏΠΎΠ΅Π΄Π΅ΠΌ Π² Π“Ρ€ΠΎΠΌΠΊΠΎ-Ρ‚ΠΈΡ…ΠΎ»;
  • 3) чувство Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ°. Π’ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС ритмичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ характСризуСтся ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π­Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ диагностичСского исслСдования Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС нашСго исслСдования. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΌΡ‹ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чувства Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ°:
    • — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ;
    • — ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΅Π³ΠΎ воспроизвСдСния.

Для этого ΠΌΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ, связанныС с Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ритмичСского рисунка ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ Π² Ρ…Π»ΠΎΠΏΠΊΠ°Ρ…, ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΠΏΠ°Ρ…, Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… инструмСнтам ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ смСны Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чувства Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ, ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ использованиС ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΠΉ, связанных с Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ритмичСского рисунка ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ Π² Ρ…Π»ΠΎΠΏΠΊΠ°Ρ…, Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… инструмСнтах ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ смСны Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Для развития ритмичСского слуха использовались Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ инструмСнты: ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π»Π»ΠΎΡ„ΠΎΠ½Ρ‹, ксилофоны ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. ΠœΡ‹ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π»ΠΈ с ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π·Π²ΡƒΠΊΠ΅. НапримСр: русская народная ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π°ΡƒΡ‚ΠΊΠ° «ΠΠ½Π΄Ρ€Π΅ΠΉ — Π²ΠΎΡ€ΠΎΠ±Π΅ΠΉ», «Π‘ΠΎΡ€ΠΎΠΊΠ° — сорока» ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. Π’Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ разучивался тСкст ΠΈ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΡ, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΡƒΠΆΠ΅ рСбята ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ ритмичСский рисунок, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ инструмСнтС (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π½Π° Π»ΠΎΠΆΠΊΠ°Ρ…). Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠ΅Π²ΠΊΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π°ΡƒΡ‚ΠΊΠΈ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ: «Π’СсСлыС ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ», «ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΡƒ», «ΠžΡ‚Π³Π°Π΄Π°ΠΉ». Π’ Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ повторяли ритмичСский рисунок дСрСвянными Π»ΠΎΠΆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΏΠ°Π»ΠΎΡ‡ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ просто Ρ…Π»ΠΎΠΏΠ°Π»ΠΈ Π² Π»Π°Π΄ΠΎΡˆΠΈ, ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΏΠ°Π»ΠΈ Π½ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС ритмичСский рисунок прСдлагался ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΠΈ слоТности (ΠΎΡ‚ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π΄ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТного). Π ΠΈΡ‚ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ дСтям, исполняя ΠΈΡ… Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€Ρ‚Π΅ΠΏΠΈΠ°Π½ΠΎ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ритмичСский рисунок с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ полоски: ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ — Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ — Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠ΅ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. РитмичСский рисунок пСсСн, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Ρ€Π°Π· ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΊΠ°ΠΌ. Π’Π°ΠΊ, Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° условно ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ большими Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ «Ρ‚Π°» ΠΈΠ»ΠΈ словом «ΡˆΠ°Π³». ΠšΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ условно ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ малСнькими Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ «Π’И» ΠΈΠ»ΠΈ словом «Π‘Π•Π“». Глядя Π½Π° Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΎΠΊ, рСбята Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…Π»ΠΎΠΏΡ‹Π²Π°Π»ΠΈ Π² Π»Π°Π΄ΠΎΡˆΠΈ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π²ΡƒΠΊΠΈ. Для развития прСдставлСний ΠΎ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² цСлСсообразно ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ пособия ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ эти ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ воспроизвСдСниСм ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΄ΠΈΠΈ. ΠšΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ°Π»ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, ΠΈΠ»ΠΈ малСнькиС большиС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠΌ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠΌ Π·Π²ΡƒΠΊΠ°ΠΌ.

Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ чувство Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° наряду с Π»Π°Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΠ΅Ρ‚ основу ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ отзывчивости Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ, для ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ Π² Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ всС Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈΠ³Ρ€ (Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅). Для развития ритмичСского слуха использовались Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ инструмСнты: ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π»Π»ΠΎΡ„ΠΎΠ½Ρ‹, ксилофоны, Π»ΠΎΠΆΠΊΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅. Π—Π΄Π΅ΡΡŒ Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ: «ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΡƒ», «Π—ΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠΊ». Если Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ дСтствС ритмичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ характСризуСтся ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дошкольников отличаСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ восприятиСм ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ, Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΌ чувством Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт ΠΈΠΌ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ двиТСния. ВворчСскиС задания Π½Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ритмичСскиС двиТСния ΠΌΡ‹ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ с ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. НапримСр, ΠΏΠΎΠ΄ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒΡŽ ΠΏΡŒΠ΅ΡΡƒ «ΠšΠ»ΠΎΡƒΠ½Ρ‹» Π”. КабалСвского Π½Π°ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ дСтям свои двиТСния (ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ с Ρ‚Π°Π½Ρ†ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΊΠ»ΠΎΡƒΠ½Π°ΠΌΠΈ). НашСй Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ях стрСмлСниС ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, с Ρ‚ворчСскими элСмСнтами Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΡƒ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. И Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ творчСскиС задания Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π½Π°ΠΌΠΈ послС ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΡ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ произвСдСния. НапримСр, Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π»Π° мСлодия Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ³ΠΎ вальса. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ опрСдСляли Π»Π΅Π³ΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ («Π’Π°Π»ΡŒΡ — ΡˆΡƒΡ‚ΠΊΠ°» Π”. Шостакович). Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ»: «Π­Ρ‚ΠΎ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ° — Ρ‚Π°Π½Π΅Ρ†, ΠΎΠ½Π° лСгкая, изящная, ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π΅Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ», ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» это Π² Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ дСтям Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ритмичСский рисунок ΠΈ Ρ…Π»ΠΎΠΏΠΊΠ°ΠΌΠΈ воспроизвСсти Π΅Π³ΠΎ.

Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹: «Π§Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Π² Π΄ΠΎΠΌΠΈΠΊΠ΅?», «ΠšΠ°ΠΊΠ°Ρ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°?» — это ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΈΠΊ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ритмичСских Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ².

На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ этапС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта нашСй Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, наряду с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅-дидактичСскими (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наглядности, словСсный ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅), ΠΌΡ‹ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, слоТившиСся Π² ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия дошкольников: ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ творчСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ создания ситуаций творчСского ΠΏΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π° ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ — Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅, ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, ΠΈΠΌΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ интонирования, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ всСго экспСримСнта Π½Π°ΠΌΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ использовались ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, рисунки, ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚Ρ‹, Ρ„Π»Π°Π½Π΅Π»Π΅Π³Ρ€Π°Ρ„ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ наглядныС пособия.

На ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ занятии использовались Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ словСсныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ бСсСда, обсуТдСниС Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ, обобщСния, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· выполнСния творчСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ основных ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия: Π»Π°Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ чувства, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-слуховых прСдставлСний ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π° Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° — Π±Ρ‹Π»ΠΎ постоянно Π² ΠΏΠΎΠ»Π΅ зрСния, ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Ρ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ