Анализ затрат, расходов и себестоимости продукции
Источники информации для анализа: сметы затрат на производство всей продукции, а также сметы накладных расходов (на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов), нормативные, плановые и отчетные калькуляции по видам продукции, учетная и отчетная информация. Основными сводными бухгалтерскими документами, необходимыми для анализа, являются… Читать ещё >
Анализ затрат, расходов и себестоимости продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи и направления анализа себестоимости продукции. Источники информации
Основная цель анализа себестоимости — эффективное управление затратами. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач анализа:
- — изучение в динамике и в сравнении с планом общей величины затрат на производство и реализацию продукции, а также изучение динамики структуры затрат по элементам;
- — изучение причин изменения затрат по статьям калькуляции;
- — проведение факторного анализа прямых затрат и выполнения смет косвенных расходов;
- — анализ себестоимости по видам продукции, работ, услуг; выявление убыточных изделий и имеющих наибольшее значение в объеме выпуска;
- — анализ себестоимости новых изделий в сравнении с проектной (плановой), поиск возможностей сокращения затрат на освоение;
- — выявление непроизводительных расходов, потерь и принятие решений по их устранению и предупреждению;
- — оптимизация расходов в сравнении с объемами и финансовыми результатами.
Процесс анализа и управления затратами охватывает все аспекты хозяйственной деятельности от обеспеченности материальными ресурсами до реализации продукции потребителям. Наибольшее значение при этом имеет качество нормирования всех видов производственных ресурсов, состояние планирования и контроля за рациональным расходованием ресурсов по подразделениям предприятия.
Направления анализа соответствуют основным показателям себестоимости продукции:
- — полная себестоимость товарной и реализованной продукции;
- — затраты на один рубль продукции;
- — себестоимость сравнимой товарной продукции;
- — себестоимость отдельных изделий.
Анализ затрат на производство и реализацию продукции должен проводиться постоянно как оперативный (по отклонениям, видам ресурсов, местам возникновения), периодический (по выполнению смет, бюджетов, выявлению отклонений, потерь и непроизводительных затрат), а также перспективный, нацеленный на принятие решений в предстоящие периоды.
Источники информации для анализа: сметы затрат на производство всей продукции, а также сметы накладных расходов (на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов), нормативные, плановые и отчетные калькуляции по видам продукции, учетная и отчетная информация. Основными сводными бухгалтерскими документами, необходимыми для анализа, являются журналы-ордера № 10 и № 10−1. Наиболее информативная форма отчетности — статистическая № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)» Анализ расходов по элементам можно провести по данным 6 раздела Приложения к балансу (форма № 5) «Расходы по обычным видам деятельности». Для оперативного анализа расходов используется вся имеющаяся на предприятии нормативная, плановая и фактическая информация.