Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальный характер кабардинцев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость. Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они «делают угодное Творцу… Читать ещё >

Национальный характер кабардинцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ — адыгства. Эти принципы базируются на понятиях «человечность», «мужество», «честь», «разум», «почтительность». Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу «рыцарей Кавказа» .

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах «Дунейр шэрхъщ» (Мир — это колесо), «Псым фiэiэфiыр — нэм фiэдахэщ» (Что сладко для души, то красиво для глаз), «ЛIыгъэм ипэ акъыл» (Перед мужеством — разум).

Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Как свидетельствуют источники ХIХ века в бою «черкес выказывал удивительную храбрость и необыкновенные подвиги самопожертвования» .

" Ажалитi щыщымыiэкiэ, а зэ лiэгъуэм лiыгъэ хэлъхьэ" - «Когда двум смертям не бывать, то в одну все мужество вложи» .

" Хейм и лъыр хамэм ещiэж" - «За кровь честных и чужие мстят» .

" Нэмыс зыдэщымыiэм насыпи щыiэкъым" - «Где нет чести, там нет и счастья» .

Мужеству как категории нравственной, моральной, самое большое внимание. Оно как добро, у него высокая нравственность. У мужества, как и у добра, много граней — это и защита отечества, слабых, беззащитных, и почтительное отношение к женщине и старикам, и спокойная выдержка, и умение сдержать слово. И, конечно, любовь к независимости, и национальное достоинство. В понятие мужества, входят все добрые человеческие дела, одним словом, добро.

Когда говорят, адыгагьэ зыхэлъ, имеют в виду человека, который дорожит честью, обладает благородством, мужеством и живет по совести. Категория совесть — «напэ», отражена в таких пословицах, как: «Напэ зимыiэм дзажэпкъ иiэщ» — «У кого совести нет, у того (одни) ребра есть» .

Много пословиц, посвящено категории акъыл — разум. «Акъэл зиiэм шыiэ иiэщ» — у кого разум, у того и выдержка", «Акъылым и анэр гупсысэщ» — «Обдумывание — это разума мать», «Щхьэм имылъмэ лъакъуэм имыгъуащ» — «В голове пусто — и ногам горе» .

Большое значение придается у кабардинцев и балкарцев своей семье и воспитанию детей. Не умеющих воспитывать жизнь в итоге наказывала. «Iэщ уед упiым-уи iупер дагъэ кьищiынщ, цiыху уэд упiым-уи iупэм къеуэжынщ» — «Вскормишь худую скотину — будут губы в масле, вскормишь плохого человека — получишь по губам» .

Кабардинцы и балкарцы придают особое значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. Об этом говорит пословица: «Акъыл уасэншэщи, гьэсыныгъэ гъунэншэщ» — «Ум не имеет цены, а воспитание предела» .

Особенное внимание уделяется уважению и почитанию старших. Почитание младшими старших — нравственное предписание, уходящее своими корнями в жизненную практику уже самых древнейших обществ. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место в автобусе, другое — неизменно выказывать подчеркнутые знаки уважения.

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость.

Адыгские адаты, сведенные в первой половине ХIХ в. А. А. Кучеровым, определяют гостеприимство, как «первейшую добродетель» .

Гостеприимство было не просто нравственным долгом, а священным издревле освященным религией долгом. Об этом прямо говорит адыгская пословица " Хъэщiэр тхъэм и лiыкiуэщ"  — «Гость — божий посланник», еще определеннее выражена та же идея в балкарской пословице «Къонакъ Тейрини атындан келсе, Адам анга къуллукъ этерге керекди» — «Раз гость приходит от имени Тейри, человек обязан ему служить». В прежние времена, как только гость спешивался, он в знак того, что полностью переходит под защиту хозяина, отдавал ему свое оружие. Это гостеприимство распространялось даже на кровного врага хозяина, который должен был защищать гостя от внешнего нападения (Законы гостеприимства ставились выше законов кровной мести). Того, кто предал бы гостя, постигло бы всеобщее презрение. Понятно, что при этих обстоятельствах родилась поговорка: «Адыгэм и хьэщiэ быдапiэ исщ»  — «Гость адыга в крепости сидит» .

Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они «делают угодное Творцу». В этом свете делаются более понятными и такие балкарские проклятия, как «Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун» — «Чтоб в твой дом никогда не ступала нога гостя» .

Уважение к труду и бережливости нашло отражение в таких поговорках:

" Гугъуехьыр шэчыгъуафiэщ" - «Труд нетрудно нести» .

" Гугъууехьу къэбгъуэтар iэфiщ" - «Что далось с трудом, то и вкусно потом» «.

" Емыш пшэрыхъщ" - «Кто трудиться, тот к себе жир носит» .

" Зумыхьэри уимыiэри зэхуэдэщ" - «Не беречь и не иметь — одно и то же» .

" Зыщыбгъэтiыль къыщощтэж" - «Где сбережешь, там и возьмешь» .

Очень ценится настоящая дружба:

" Зэгурыiуэр щынафэм щiегъанэри, зыгурымыiуэр гууфэми щiиуфэркъым" - «Кто дружен, тех и ягнячья шкура припрячет, а кто в ссоре, тех и воловья не покроет» .

" Къуажэ ив нэхърэ, къуажэ и ныбжьэгъу" - «Чем с села по быку, лучше в каждом селе по кунаку» .

" Ныбжьэгъу iыгъыныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ" - «Друга иметь все равно, что просяные зерна сберечь» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой