Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций преподавателя физической культуры в условиях среднего специального учебного заведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подтягивании на перекладине положительная динамика составила 4,1 раза (Р<0,05), в беге на 100 метров улучшился результат на 1.1 секунды, в беге на 3000 метров на 49 секунд, при достоверности различий показателей <0.05. На первый взгляд, незначительная динамика в росте показателей на самом деле является довольно весомой характеристикой для нашего исследования, так как основной прирост произошел… Читать ещё >

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций преподавателя физической культуры в условиях среднего специального учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках исследования педагогический эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса колледжа в период с 2012 по 2014 год. Условно он делился на три этапа: подготовительный (рекогносцировочный), основной и заключительный.

В ходе каждого этапа решался ряд взаимосвязанных задач. Так, на подготовительном этапе в рамках общей программы исследования был выработан замысел эксперимента, который предполагал формулировку цели, определение объектов и субъектов, составление предварительного плана, постановку конкретных задач.

Цель педагогического эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность предложенных мер по развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа, а также осуществить проверку качества педагогического взаимодействия и воздействия в учебном процессе на субъекты образовательного процесса учебного заведения в контексте решаемой научной задачи. Исходя из этой цели, на подготовительном этапе решались следующие задачи:

разработка гипотезы педагогического эксперимента;

определение критериев и показателей, характеризующих профессиональную компетентность преподавателя физической культуры колледжа;

разработка и апробация инструментария экспериментальной работы;

отбор экспериментальной и контрольной групп;

разработка диагностического аппарата оценки развития профессиональной компетентности преподавателей;

корректировка с учётом результатов диагностики модели самообразования, обеспечивающей процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа.

В ходе подготовительного этапа была исследована система критериев и показателей, на основе которых в современной науке оценивается профессиональная компетентность преподавателей физической культуры колледжа.

В соответствии с выбранными критериями осуществлялся подбор инструментария как для диагностики реального состояния изучаемого явления в начальной стадии опытно-экспериментальной работы, так и для оценки её эффективности в ходе формирующего эксперимента.

В связи с тем, что универсальных методик, позволяющих определить наличие и уровень профессиональной компетентности вообще и специалистов конкретных профилей подготовки, современной наукой не создано, диагностика полностью всех составляющих компетентности преподавателя физической культуры колледжа представляется как весьма сложный и объемный процесс и в задачу нашего исследования не входит.

К наиболее ведущим компетенциям для специалистов физической культуры колледжа, играющим значительную роль в обеспечении процесса формирования физической культуры личности студента, необходимо, как мы считаем, отнести специальную и педагогическую компетентность, входящую по разработанной классификации к деятельностной составляющей профессиональной компетентности.

Констатирующий эксперимент имел целью выявить: реальный уровень сформированности основных составляющих деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа;

уровень готовности преподавателей к самообразовательной деятельности (мотивационного, организационного, процессуального компонента);

уровень сформированности основных показателей, характеризующих эффективность педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура» (уровень академической успеваемости, развития физических качеств и двигательных навыков, а также уровень сформированности физической культуры личности по следующим показателям: мотивация физкультурной деятельности студента, уровень физкультурной образованности и т. д.).

Объектом изучения стали преподаватели физической культуры, а также студенты колледжа.

При помощи констатирующего эксперимента решены были следующие задачи исследования:

определен уровень развития специальнойти педагогической компетентности преподавателя физической культуры колледжа;

выявлены ведущие факторы достижения высокой эффективности процесса развития профессиональной компетентности преподавателя (готовность к самообразовательной деятельности и особенности построения модели самообразования);

определены основные показатели развития физической культуры личности студента.

Констатирующий эксперимент характеризуется комплексной методикой. Под ней понимается совокупность различных приёмов и способов исследования, разработка порядка их применения и интерпретация полученных результатов.

В состав методики вошли как традиционные методы, широко используемые в психолого-педагогической, социологической и других науках, так и специальный инструментарий, адаптированный для реализации целей настоящего исследования.

В ходе констатирующего эксперимента нашли своё применение анкетирование, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, экспертный опрос, изучение документов, тестовые социально-психологические методики. В числе эмпирических методов применялось педагогическое наблюдение во многих его разновидностях: сплошное и выборочное, включенное и невключенное, неконтролируемое и контролируемое. В качестве объектов наблюдения выделялись:

специфика процесса развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа;

качественные характеристики педагогического взаимодействия преподавательского состава на обучаемых при проведении учебных занятий;

содержание и особенности межличностного общения субъектов образовательного процесса колледжа;

проявления индивидуальности преподавателей в процессе осуществления педагогической деятельности;

поведение педагогов в конфликтных ситуациях и т. д.

Посредством всех выше представленных исследовательских методик был выявлен уровень сформированности деятельностного компонента профессиональной компетентности участвовавших в эксперименте преподавателей.

Значительную роль в эксперименте играли тестовые социально-психологические методики, предназначенные для выявления и диагностирования показателей профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. К ним относятся методики, позволившие объективно оценить доминирующие мотивы педагогической деятельности преподавателя, готовность к самообразованию, а также уровень сформированности профессиональной компетентности.

На основе разработанной модели самообразования рассматривался процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа. Ее реализация и составила главное содержание формирующего эксперимента — основного этапа опытно-экспериментальной работы.

Посредством формирующего эксперимента решались следующие задачи:

формирование экспериментальной и контрольной групп;

внедрение и использование в практической деятельности модели самообразования преподавателя на основе построения индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры;

определение зависимости между разработанной моделью самообразования и процессом развития профессиональной компетентности преподавателя;

оценка уровня сформированности основных составляющих деятельностного компонента профессиональной компетентности у преподавателей физической культуры;

предварительная обработка результатов эксперимента.

В качестве экспериментальной группы были определены преподаватели и и студенты колледжа. В контрольную группу вошли преподаватели и студенты колледжей г. Костанай.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы основным способом оценивания приведенных критериев и показателей профессиональной компетентности стала экспертная оценка, анализ объективных результатов самим автором, анализ количественных характеристик рассматриваемых процессов. Для удобства оценки была принята 10-балльная шкала. Все показатели оценивались исходя из степени развитости.

Для устранения присущего таким процедурам субъективизма в состав экспертных групп были включены не только представители руководства и профессорско-преподавательского состава физической подготовки, но и представители кафедр гуманитарного цикла.

В процессе исследования для более удобного восприятия и описания полученных результатов применялись следующие уровни оценки:

высокий уровень (8−10 по 10-балльной шкале);

средний уровень (4−7 баллов по 10-балльной шкале);

низкий уровень (0−3 баллов по 10-балльной шкале).

Эффективность применения модели самообразования на основе построения индивидуальных образовательных траекторий определялась в процессе начального, промежуточного и конечного контроля и путем сравнения параметров оценки эффективности в экспериментальных и контрольной группах колледжа.

На заключительном этапе была осуществлена обработка и обобщение полученных результатов, систематизация и сопоставление результатов опытно-экспериментальной работы с теоретическими положениями и выдвинутой гипотезой, уточнение и формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, а также письменное оформление результатов работы.

Высокий уровень профессиональной компетентности характеризуется пониманием сущности и структуры всех видов профессиональной деятельности специалиста физической культуры, осознанием необходимости обладания специальными знаниями и практическими навыками для профессиональной деятельности, стремлением их применять и пополнять.

Средний уровень отличается средними показателями по обладанию знаниями и практическими навыками, однако признается ценность этих знаний, понимание их необходимости для специалиста физической культуры, и присутствует стремление к восполнению пробелов в необходимых областях знаний.

Низкий уровень характеризуется тем, что знания, как ценность, не осознаются, не понимается их необходимость для профессиональной деятельности, отсутствует стремление к пополнению знаний.

Первым направлением в опытно-экспериментальном исследовании являлось установление начального и конечного уровня сформированности деятельностной составляющей профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа.

Как показывают данные, приведенные в таблице 6, уровень специальной компетенции преподавателей в контрольной группах практически не изменился за период с 2012 по 2014 годы, уменьшилось на 12% количество преподавателей, имеющих низкий уровень компетенции, показатели среднего и высшего уровня компетенции имеют незначительные изменения ниже 10%. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности построения индивидуальной образовательной траектории в системе самообразования, так количество преподавателей с низким уровнем компетенции после формирующей части эксперимента снизилось на 50%, количество преподавателей, имеющих показатели, свидетельствующие о высоком уровне специальной компетенции увеличилось на 21,5%.

Исследование педагогической компетенции дополнялось тестированием для каждой составляющей, разработанной с учетом специфики деятельности преподавателя физической культуры колледжа.

Таблица 6 — Характеристики развития специальной компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности

Группы.

Кол-во человек.

Уровни.

Низкий.

Средний.

Высокий.

До.

После.

До.

После.

До.

После.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

Контрольная.

28,0.

16,0.

56,0.

64,0.

16,0.

20,0.

Экспериментальная.

28,6.

14,3.

64,3.

57,1.

7,1.

28,6.

Исходя из результатов, полученных в процессе исследования, у экспериментальной группы обнаружена ярко выраженная тенденция на значительное увеличение числа преподавателей, достигших повышения уровня педагогической компетенции (50,0%) после проведения формирующего эксперимента (таблица 8).

Таблица 8. Характеристики сформированности педагогической компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности

Группы.

Кол-во человек.

Уровни.

Низкий.

Средний.

Высокий.

До.

После.

До.

После.

До.

После.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

К-во.

%.

Контрольная.

16,0.

12,0.

72,0.

76,0.

12,0.

12,0.

Экспериментальная.

10,7.

0,0.

78,6.

64,3.

10,7.

35,7.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента, в основе которого находится идея построения индивидуальной образовательной траектории, в предложенной модели самообразования для каждого преподавателя установлено, что показатели деятельностного компонента профессиональной компетентности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой преподавателей выросли на 60%.

Следующим направлением в экспериментальной работе являлось изучение и анализ результатов педагогического взаимодействия и воздействия преподавателей и обучаемых в констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Соответственно задачей исследования являлась проверка у студентов следующих составляющих, характеризующих сформированность физической культуры личности.

Уровень академической успеваемости по дисциплине «Физическая культура».

Уровень развития основных физических качеств и двигательных навыков.

Мотивация физкультурной деятельности.

Уровень физкультурной образованности.

Оценка всех выше представленных параметров у студнтов производилась на основе анализа результатов экзаменов по дисциплине «Физическая культура».

Таблица 10. Оценка успеваемости студентов по физической подготовленности до начала эксперимента (среднее значение)

Вид испытания.

Курс обучения.

Подтягивание на перекладине.

3.2.

3.5.

3.9.

4.2.

Бег на 100 м.

3.1.

3.4.

4.2.

4.2.

Бег на 3000 м.

2.5.

2.8.

3.0.

3.1.

Общая оценка (среднее знач.).

2,93.

3,23.

3,7.

3,83.

Примечание: Студенты оценивались по пятибалльной шкале Результаты представленные в таблице 10 демонстрируют довольно невысокий уровень физической подготовленности студентов первого и второго курсов, а также динамику снижения успеваемости студентов выпускного курса Низкая физическая подготовленность студентов первых курсов свидетельствует о недостатках школьной физической подготовки. Причина снижения физической подготовленности на выпускном курсе связана с недостатками педагогического процесса.

Исходя из результатов, полученных в ходе предварительного исследования, можно сделать заключение о наличии низкого уровня сформированности основных составляющих физической культуры личности молодежи, поступающей в колледж, и незначительной положительной динамики в приросте результатов от курса к курсу. У 60% поступающих в колледж физическая культура личности находится на уровне ситуативной или начальной грамотности, примерно такая же картина просматривается и на выпускном курсе.

Сравнительный анализ результатов формирующего педагогического эксперимента показал, что при росте профессиональной компетентности преподавательского состава качественно вырос уровень теоретических и организационно-методических знаний в учебных группах, принимающих участие в эксперименте, о чем свидетельствуют показатели успеваемости (таблица 11).

К концу эксперимента у 93,3% проверенных уровень содержания физкультурных знаний и интеллектуальных способностей соотносился в основном с аналитико-синтетической, прогностической и аксиоматической степенью абстракции научности информации, что обеспечивало продуктивное их применение на практике.

Таблица 11 — Уровень теоретических и организационно-методических знаний по дисциплине «Физическая культура» (в процентах) (после эксперимента)

Уровень.

Курс обучения.

Среднее.

Феноменологический.

12,3.

9.5.

5,3.

4,6.

6,76.

Аналитико-синтетический.

26,6.

29,1.

25,5.

19,0.

24,5.

Прогностический.

30,7.

34,9.

38,8.

42,8.

37,86.

Аксиоматический.

20,4.

26,5.

30,4.

33,6.

28,68.

Применение в педагогическом процессе технологических принципов открытости функциональных и методических действий, мотивационной поддержки каждой дидактической единицы способствовал усилению профессионально-значимых и социально-значимых мотивов в сфере физической культуры, повышению активности в физическом самовоспитании (таблица 12).

Таблица 12 — Состояние мотивационно-ценностных ориентации за два года обучения (в процентах)

Мотивы.

Исходные.

Конечные.

Изменения.

Социально-значимые.

28,3.

36,7.

8,4.

Профессионально-значимые.

18,2.

40,4.

22,2.

Долженствования.

53,5.

22,9.

— 30,6.

На треть уменьшился процент обучаемых, для которых физическая культура была лишь обязанностью, предметом, который необходимо посещать для получения баллов, что свидетельствует об изменении мировоззренческой основы, формировании ценностей физкультурно-спортивной деятельности.

За 2 года экспериментальной работы произошли существенные изменения и в физической подготовленности студентов (таблица 13).

В подтягивании на перекладине положительная динамика составила 4,1 раза (Р<0,05), в беге на 100 метров улучшился результат на 1.1 секунды, в беге на 3000 метров на 49 секунд, при достоверности различий показателей <0.05. На первый взгляд, незначительная динамика в росте показателей на самом деле является довольно весомой характеристикой для нашего исследования, так как основной прирост произошел в контрольном нормативе, характеризующем физическое качество — выносливость, развитие которого возможно при соблюдении ряда физиологических условий, одно из них — высокая регулярность занятий в сфере физкультурной деятельности.

Таблица 13 — Результаты контрольных испытаний по физической подготовленности студентов за два года обучения

№ п/п.

Вид испытания.

В начале эксперимента М±т.

В конце эксперимента М±т.

М1-М2.

Р.

Подтягивание на перекладине.

10,5±0,9.

15,6±0,7.

4,1.

<0,05.

Бег на 100 м.

15,3±0.2.

14,2±0,08.

1,1.

<0,05.

Бег на 3000 м.

13,24±0,25.

12,35±0,15.

0,49.

<0,05.

При росте показателей физической подготовленности по результатам контрольных проверок соответственно возросла успеваемость по дисциплине «Физическая культура» (таблица 14).

Таблица 14 — Успеваемость студентов по физической подготовленности (средняя оценка в баллах по контрольным упражнениям, (итоговая оценка)

Исходный показатель.

Конечный показатель.

Сдвиг.

Достоверность различий (Р).

М1-М2.

%.

3,43.

4,37.

1.1.

<0,05.

Таким образом, проверка использования модели самообразования с построением индивидуальной образовательной траектории подтверждает гипотезу эксперимента и характеризуется следующими показателями:

повышение специальной компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа на 43,0%;

повышение педагогической компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа на 50,0%.

Эффективность взаимодействия и воздействия преподавателей с высоким уровнем профессиональной компетентности, выражается в возрастании следующих показателей:

уровня теоретической и организационно методической подготовленности студентов (93.3%);

мотивационно-ценностных установок в сторону профессионально-значимых (68.4%);

регулярности самостоятельных занятий студентов (51,2%);

уровня физической подготовленности студентов (30%);

Исходя из вышепредставленных результатов проведенного эксперимента, гипотеза исследования полностью подтверждена. Произошло значительное повышение уровня деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа и результатов педагогического взаимодействия преподавателей и студентов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой