Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций преподавателя физической культуры в условиях среднего специального учебного заведения
В подтягивании на перекладине положительная динамика составила 4,1 раза (Р<0,05), в беге на 100 метров улучшился результат на 1.1 секунды, в беге на 3000 метров на 49 секунд, при достоверности различий показателей <0.05. На первый взгляд, незначительная динамика в росте показателей на самом деле является довольно весомой характеристикой для нашего исследования, так как основной прирост произошел… Читать ещё >
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций преподавателя физической культуры в условиях среднего специального учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках исследования педагогический эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса колледжа в период с 2012 по 2014 год. Условно он делился на три этапа: подготовительный (рекогносцировочный), основной и заключительный.
В ходе каждого этапа решался ряд взаимосвязанных задач. Так, на подготовительном этапе в рамках общей программы исследования был выработан замысел эксперимента, который предполагал формулировку цели, определение объектов и субъектов, составление предварительного плана, постановку конкретных задач.
Цель педагогического эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность предложенных мер по развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа, а также осуществить проверку качества педагогического взаимодействия и воздействия в учебном процессе на субъекты образовательного процесса учебного заведения в контексте решаемой научной задачи. Исходя из этой цели, на подготовительном этапе решались следующие задачи:
разработка гипотезы педагогического эксперимента;
определение критериев и показателей, характеризующих профессиональную компетентность преподавателя физической культуры колледжа;
разработка и апробация инструментария экспериментальной работы;
отбор экспериментальной и контрольной групп;
разработка диагностического аппарата оценки развития профессиональной компетентности преподавателей;
корректировка с учётом результатов диагностики модели самообразования, обеспечивающей процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа.
В ходе подготовительного этапа была исследована система критериев и показателей, на основе которых в современной науке оценивается профессиональная компетентность преподавателей физической культуры колледжа.
В соответствии с выбранными критериями осуществлялся подбор инструментария как для диагностики реального состояния изучаемого явления в начальной стадии опытно-экспериментальной работы, так и для оценки её эффективности в ходе формирующего эксперимента.
В связи с тем, что универсальных методик, позволяющих определить наличие и уровень профессиональной компетентности вообще и специалистов конкретных профилей подготовки, современной наукой не создано, диагностика полностью всех составляющих компетентности преподавателя физической культуры колледжа представляется как весьма сложный и объемный процесс и в задачу нашего исследования не входит.
К наиболее ведущим компетенциям для специалистов физической культуры колледжа, играющим значительную роль в обеспечении процесса формирования физической культуры личности студента, необходимо, как мы считаем, отнести специальную и педагогическую компетентность, входящую по разработанной классификации к деятельностной составляющей профессиональной компетентности.
Констатирующий эксперимент имел целью выявить: реальный уровень сформированности основных составляющих деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа;
уровень готовности преподавателей к самообразовательной деятельности (мотивационного, организационного, процессуального компонента);
уровень сформированности основных показателей, характеризующих эффективность педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура» (уровень академической успеваемости, развития физических качеств и двигательных навыков, а также уровень сформированности физической культуры личности по следующим показателям: мотивация физкультурной деятельности студента, уровень физкультурной образованности и т. д.).
Объектом изучения стали преподаватели физической культуры, а также студенты колледжа.
При помощи констатирующего эксперимента решены были следующие задачи исследования:
определен уровень развития специальнойти педагогической компетентности преподавателя физической культуры колледжа;
выявлены ведущие факторы достижения высокой эффективности процесса развития профессиональной компетентности преподавателя (готовность к самообразовательной деятельности и особенности построения модели самообразования);
определены основные показатели развития физической культуры личности студента.
Констатирующий эксперимент характеризуется комплексной методикой. Под ней понимается совокупность различных приёмов и способов исследования, разработка порядка их применения и интерпретация полученных результатов.
В состав методики вошли как традиционные методы, широко используемые в психолого-педагогической, социологической и других науках, так и специальный инструментарий, адаптированный для реализации целей настоящего исследования.
В ходе констатирующего эксперимента нашли своё применение анкетирование, анализ результатов деятельности и независимых характеристик, экспертный опрос, изучение документов, тестовые социально-психологические методики. В числе эмпирических методов применялось педагогическое наблюдение во многих его разновидностях: сплошное и выборочное, включенное и невключенное, неконтролируемое и контролируемое. В качестве объектов наблюдения выделялись:
специфика процесса развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа;
качественные характеристики педагогического взаимодействия преподавательского состава на обучаемых при проведении учебных занятий;
содержание и особенности межличностного общения субъектов образовательного процесса колледжа;
проявления индивидуальности преподавателей в процессе осуществления педагогической деятельности;
поведение педагогов в конфликтных ситуациях и т. д.
Посредством всех выше представленных исследовательских методик был выявлен уровень сформированности деятельностного компонента профессиональной компетентности участвовавших в эксперименте преподавателей.
Значительную роль в эксперименте играли тестовые социально-психологические методики, предназначенные для выявления и диагностирования показателей профессиональной компетентности преподавателей физической культуры. К ним относятся методики, позволившие объективно оценить доминирующие мотивы педагогической деятельности преподавателя, готовность к самообразованию, а также уровень сформированности профессиональной компетентности.
На основе разработанной модели самообразования рассматривался процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа. Ее реализация и составила главное содержание формирующего эксперимента — основного этапа опытно-экспериментальной работы.
Посредством формирующего эксперимента решались следующие задачи:
формирование экспериментальной и контрольной групп;
внедрение и использование в практической деятельности модели самообразования преподавателя на основе построения индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей процесс развития профессиональной компетентности преподавателя физической культуры;
определение зависимости между разработанной моделью самообразования и процессом развития профессиональной компетентности преподавателя;
оценка уровня сформированности основных составляющих деятельностного компонента профессиональной компетентности у преподавателей физической культуры;
предварительная обработка результатов эксперимента.
В качестве экспериментальной группы были определены преподаватели и и студенты колледжа. В контрольную группу вошли преподаватели и студенты колледжей г. Костанай.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы основным способом оценивания приведенных критериев и показателей профессиональной компетентности стала экспертная оценка, анализ объективных результатов самим автором, анализ количественных характеристик рассматриваемых процессов. Для удобства оценки была принята 10-балльная шкала. Все показатели оценивались исходя из степени развитости.
Для устранения присущего таким процедурам субъективизма в состав экспертных групп были включены не только представители руководства и профессорско-преподавательского состава физической подготовки, но и представители кафедр гуманитарного цикла.
В процессе исследования для более удобного восприятия и описания полученных результатов применялись следующие уровни оценки:
высокий уровень (8−10 по 10-балльной шкале);
средний уровень (4−7 баллов по 10-балльной шкале);
низкий уровень (0−3 баллов по 10-балльной шкале).
Эффективность применения модели самообразования на основе построения индивидуальных образовательных траекторий определялась в процессе начального, промежуточного и конечного контроля и путем сравнения параметров оценки эффективности в экспериментальных и контрольной группах колледжа.
На заключительном этапе была осуществлена обработка и обобщение полученных результатов, систематизация и сопоставление результатов опытно-экспериментальной работы с теоретическими положениями и выдвинутой гипотезой, уточнение и формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, а также письменное оформление результатов работы.
Высокий уровень профессиональной компетентности характеризуется пониманием сущности и структуры всех видов профессиональной деятельности специалиста физической культуры, осознанием необходимости обладания специальными знаниями и практическими навыками для профессиональной деятельности, стремлением их применять и пополнять.
Средний уровень отличается средними показателями по обладанию знаниями и практическими навыками, однако признается ценность этих знаний, понимание их необходимости для специалиста физической культуры, и присутствует стремление к восполнению пробелов в необходимых областях знаний.
Низкий уровень характеризуется тем, что знания, как ценность, не осознаются, не понимается их необходимость для профессиональной деятельности, отсутствует стремление к пополнению знаний.
Первым направлением в опытно-экспериментальном исследовании являлось установление начального и конечного уровня сформированности деятельностной составляющей профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа.
Как показывают данные, приведенные в таблице 6, уровень специальной компетенции преподавателей в контрольной группах практически не изменился за период с 2012 по 2014 годы, уменьшилось на 12% количество преподавателей, имеющих низкий уровень компетенции, показатели среднего и высшего уровня компетенции имеют незначительные изменения ниже 10%. Результаты экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности построения индивидуальной образовательной траектории в системе самообразования, так количество преподавателей с низким уровнем компетенции после формирующей части эксперимента снизилось на 50%, количество преподавателей, имеющих показатели, свидетельствующие о высоком уровне специальной компетенции увеличилось на 21,5%.
Исследование педагогической компетенции дополнялось тестированием для каждой составляющей, разработанной с учетом специфики деятельности преподавателя физической культуры колледжа.
Таблица 6 — Характеристики развития специальной компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности
Группы. | Кол-во человек. | Уровни. | |||||||||||
Низкий. | Средний. | Высокий. | |||||||||||
До. | После. | До. | После. | До. | После. | ||||||||
К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | ||
Контрольная. | 28,0. | 16,0. | 56,0. | 64,0. | 16,0. | 20,0. | |||||||
Экспериментальная. | 28,6. | 14,3. | 64,3. | 57,1. | 7,1. | 28,6. |
Исходя из результатов, полученных в процессе исследования, у экспериментальной группы обнаружена ярко выраженная тенденция на значительное увеличение числа преподавателей, достигших повышения уровня педагогической компетенции (50,0%) после проведения формирующего эксперимента (таблица 8).
Таблица 8. Характеристики сформированности педагогической компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности
Группы. | Кол-во человек. | Уровни. | |||||||||||
Низкий. | Средний. | Высокий. | |||||||||||
До. | После. | До. | После. | До. | После. | ||||||||
%. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | К-во. | %. | |||
Контрольная. | 16,0. | 12,0. | 72,0. | 76,0. | 12,0. | 12,0. | |||||||
Экспериментальная. | 10,7. | 0,0. | 78,6. | 64,3. | 10,7. | 35,7. |
Таким образом, в результате формирующего эксперимента, в основе которого находится идея построения индивидуальной образовательной траектории, в предложенной модели самообразования для каждого преподавателя установлено, что показатели деятельностного компонента профессиональной компетентности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой преподавателей выросли на 60%.
Следующим направлением в экспериментальной работе являлось изучение и анализ результатов педагогического взаимодействия и воздействия преподавателей и обучаемых в констатирующем и формирующем этапах эксперимента.
Соответственно задачей исследования являлась проверка у студентов следующих составляющих, характеризующих сформированность физической культуры личности.
Уровень академической успеваемости по дисциплине «Физическая культура».
Уровень развития основных физических качеств и двигательных навыков.
Мотивация физкультурной деятельности.
Уровень физкультурной образованности.
Оценка всех выше представленных параметров у студнтов производилась на основе анализа результатов экзаменов по дисциплине «Физическая культура».
Таблица 10. Оценка успеваемости студентов по физической подготовленности до начала эксперимента (среднее значение)
Вид испытания. | Курс обучения. | |||
Подтягивание на перекладине. | 3.2. | 3.5. | 3.9. | 4.2. |
Бег на 100 м. | 3.1. | 3.4. | 4.2. | 4.2. |
Бег на 3000 м. | 2.5. | 2.8. | 3.0. | 3.1. |
Общая оценка (среднее знач.). | 2,93. | 3,23. | 3,7. | 3,83. |
Примечание: Студенты оценивались по пятибалльной шкале Результаты представленные в таблице 10 демонстрируют довольно невысокий уровень физической подготовленности студентов первого и второго курсов, а также динамику снижения успеваемости студентов выпускного курса Низкая физическая подготовленность студентов первых курсов свидетельствует о недостатках школьной физической подготовки. Причина снижения физической подготовленности на выпускном курсе связана с недостатками педагогического процесса.
Исходя из результатов, полученных в ходе предварительного исследования, можно сделать заключение о наличии низкого уровня сформированности основных составляющих физической культуры личности молодежи, поступающей в колледж, и незначительной положительной динамики в приросте результатов от курса к курсу. У 60% поступающих в колледж физическая культура личности находится на уровне ситуативной или начальной грамотности, примерно такая же картина просматривается и на выпускном курсе.
Сравнительный анализ результатов формирующего педагогического эксперимента показал, что при росте профессиональной компетентности преподавательского состава качественно вырос уровень теоретических и организационно-методических знаний в учебных группах, принимающих участие в эксперименте, о чем свидетельствуют показатели успеваемости (таблица 11).
К концу эксперимента у 93,3% проверенных уровень содержания физкультурных знаний и интеллектуальных способностей соотносился в основном с аналитико-синтетической, прогностической и аксиоматической степенью абстракции научности информации, что обеспечивало продуктивное их применение на практике.
Таблица 11 — Уровень теоретических и организационно-методических знаний по дисциплине «Физическая культура» (в процентах) (после эксперимента)
Уровень. | Курс обучения. | ||||
Среднее. | |||||
Феноменологический. | 12,3. | 9.5. | 5,3. | 4,6. | 6,76. |
Аналитико-синтетический. | 26,6. | 29,1. | 25,5. | 19,0. | 24,5. |
Прогностический. | 30,7. | 34,9. | 38,8. | 42,8. | 37,86. |
Аксиоматический. | 20,4. | 26,5. | 30,4. | 33,6. | 28,68. |
Применение в педагогическом процессе технологических принципов открытости функциональных и методических действий, мотивационной поддержки каждой дидактической единицы способствовал усилению профессионально-значимых и социально-значимых мотивов в сфере физической культуры, повышению активности в физическом самовоспитании (таблица 12).
Таблица 12 — Состояние мотивационно-ценностных ориентации за два года обучения (в процентах)
Мотивы. | Исходные. | Конечные. | Изменения. |
Социально-значимые. | 28,3. | 36,7. | 8,4. |
Профессионально-значимые. | 18,2. | 40,4. | 22,2. |
Долженствования. | 53,5. | 22,9. | — 30,6. |
На треть уменьшился процент обучаемых, для которых физическая культура была лишь обязанностью, предметом, который необходимо посещать для получения баллов, что свидетельствует об изменении мировоззренческой основы, формировании ценностей физкультурно-спортивной деятельности.
За 2 года экспериментальной работы произошли существенные изменения и в физической подготовленности студентов (таблица 13).
В подтягивании на перекладине положительная динамика составила 4,1 раза (Р<0,05), в беге на 100 метров улучшился результат на 1.1 секунды, в беге на 3000 метров на 49 секунд, при достоверности различий показателей <0.05. На первый взгляд, незначительная динамика в росте показателей на самом деле является довольно весомой характеристикой для нашего исследования, так как основной прирост произошел в контрольном нормативе, характеризующем физическое качество — выносливость, развитие которого возможно при соблюдении ряда физиологических условий, одно из них — высокая регулярность занятий в сфере физкультурной деятельности.
Таблица 13 — Результаты контрольных испытаний по физической подготовленности студентов за два года обучения
№ п/п. | Вид испытания. | В начале эксперимента М±т. | В конце эксперимента М±т. | М1-М2. | Р. |
Подтягивание на перекладине. | 10,5±0,9. | 15,6±0,7. | 4,1. | <0,05. | |
Бег на 100 м. | 15,3±0.2. | 14,2±0,08. | 1,1. | <0,05. | |
Бег на 3000 м. | 13,24±0,25. | 12,35±0,15. | 0,49. | <0,05. |
При росте показателей физической подготовленности по результатам контрольных проверок соответственно возросла успеваемость по дисциплине «Физическая культура» (таблица 14).
Таблица 14 — Успеваемость студентов по физической подготовленности (средняя оценка в баллах по контрольным упражнениям, (итоговая оценка)
Исходный показатель. | Конечный показатель. | Сдвиг. | Достоверность различий (Р). | |
М1-М2. | %. | |||
3,43. | 4,37. | 1.1. | <0,05. |
Таким образом, проверка использования модели самообразования с построением индивидуальной образовательной траектории подтверждает гипотезу эксперимента и характеризуется следующими показателями:
повышение специальной компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа на 43,0%;
повышение педагогической компетенции деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателя физической культуры колледжа на 50,0%.
Эффективность взаимодействия и воздействия преподавателей с высоким уровнем профессиональной компетентности, выражается в возрастании следующих показателей:
уровня теоретической и организационно методической подготовленности студентов (93.3%);
мотивационно-ценностных установок в сторону профессионально-значимых (68.4%);
регулярности самостоятельных занятий студентов (51,2%);
уровня физической подготовленности студентов (30%);
Исходя из вышепредставленных результатов проведенного эксперимента, гипотеза исследования полностью подтверждена. Произошло значительное повышение уровня деятельностного компонента профессиональной компетентности преподавателей физической культуры колледжа и результатов педагогического взаимодействия преподавателей и студентов.