Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Белохолуницком районном потребительском обществе применяется линейно-функциональная организационная структура управления. В непосредственном подчинении директора находятся заведующие магазинов, товароведы, бухгалтерия, кассир, продавцы, грузчики, кладовщики. Линейно — функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений… Читать ещё >

Анализ организации и технологии приемки товаров по количеству и качеству в организации розничной торговли «Белохолуницкое райпо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика организации «Белохолуницкое райпо» и оценка результатов ее торгово-коммерческой деятельности

Белохолуницкое районное потребительское общество является предприятием потребительской кооперации, обладает правами юридического лица, действует на основании Устава, зарегистрированного Администрацией Белохолуницкого района Кировской области.

Белохолуницкое Райпо — юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, печать и другие реквизиты.

Юридический адрес: 613 200 Кировская область, город Белая Холуница, улица Юбилейная 28а.

Белохолуницкое Райпо в своей деятельности руководствуется законом Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации, Уставом, утвержденным собранием уполномоченных представителей. Для удовлетворения материальных и других потребностей пайщиков, согласно Уставу Белохолуницкого Райпо занимается торговой, производственной деятельностью.

По историческим музейным и архивным материалам известно, что общество потребителей открыто 1 января 1880 года согласно Уставу.

На 1 октября 2009 года Белохолуницкое Райпо имеет 31 торговую точку. Работает 4 распределительных склада.

Высший орган потребительского общества — общее собрание потребительского общества. В период между собраниями пайщиков всей деятельностью общества в пределах компетенции руководит единоличный исполнительный орган в лице председателя Совета — Сырчина Леонида Ивановича. Основными его обязанностями является четкая организация торгового процесса и обеспечение высокой культуры обслуживания, контроль за соблюдением правил торговли, розничных цен. Обеспечивает выполнение товарооборота, осуществляя постоянный контроль за ходом его выполнения, своевременное и качественное представление оперативной, статистической отчетности и информации о состоянии торговли.

Предметом деятельности общества является осуществление предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков, закупа промышленных товаров на оптовых ярмарках, аукционах, товарных биржах, у промышленных предприятий и других поставщиков.

Важнейшими задачами общества является удовлетворение покупательского спроса на реализуемую продукцию по ассортименту и качеству, а также организация соответствующего уровня обслуживания покупателей.

Белохолуницкое районное потребительское общество имеет лицензию на право розничной торговли алкогольной продукцией.

Реализации подлежат товары только высокого качества. Все товары имеют необходимые документы, подтверждающие их качество и безопасность — сертификаты, качественные удостоверения.

Анализируя конкурентоспособность Белохолуницкого районного потребительского общества среди различных торговых предприятий, нужно сказать, что на рынке продовольственных товаров в городе Белая Холуница рассматриваемое предприятие можно назвать конкурентоспособны. Так как на протяжении всего периода его работы наблюдается постоянный поток покупателей, о чем свидетельствует рост товарооборота, имеются постоянные покупатели, которых удовлетворяет торговый ассортимент, цены на товары, качество обслуживания.

Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.

Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.

Общество реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным расценкам.

В Белохолуницком районном потребительском обществе применяется линейно-функциональная организационная структура управления. В непосредственном подчинении директора находятся заведующие магазинов, товароведы, бухгалтерия, кассир, продавцы, грузчики, кладовщики. Линейно — функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими — либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

В Белохолуницком районном потребительском обществе работают квалифицированные специалисты торговли, способные решать поставленные перед службой задачи.

Можно сделать выводы:

  • а) показатель товарооборота в 2008 году возрос по сравнению с 2006 годом на 0,66%, издержки обращения увеличились на 10,22%;
  • б) фонд оплаты труда возрос на 4,92%;
  • в) среднегодовая оплата труда 1 работника возросла на 7,17%;
  • г) рост прибыли от реализации составил 138,7%;
  • д) увеличение балансовой прибыли составило 233,94%, поскольку в 2008 году по сравнению с 2006 годом уменьшилась сумма уплачиваемого единого социального налога вследствие уменьшения среднесписочной численности работников.

В Таблице 1 показан состав и структура товарооборота Белохолуницкого Райпо.

Таблица 1 — Состав и структура товарооборота Белохолуницкого райпо.

Товарные группы.

2006 год.

2007 год.

2008 год.

2008 год к 2006 году, %.

Тыс. руб.

%.

Тыс. руб.

%.

Тыс. руб.

%.

1. Товарооборот — всего, в т. ч.:

100,66.

а) продовольственные товары;

74,10.

74,02.

75,91.

103,12.

б) непродовольственные товары;

25,90.

25,98.

24,09.

93,62.

2. По каналам реализации:

а) магазины;

77,89.

76,13.

81,30.

105,07.

б) развозная торговля;

13,30.

14,93.

14,72.

111,43.

в) разносная торговля.

8,81.

8,94.

3,97.

45,38.

Из Таблицы 2 видно, что продовольственные товары в 2008 году составляют 75,91% от товарооборота, а непродовольственные 24,09%. Это можно объяснить тем, что оборачиваемость продовольственных товаров намного выше непродовольственных товаров. Продукты человек покупает каждый день, а промтовары по необходимости. В 2008 году по сравнению с 2006 годом товарооборот продовольственных товаров вырос на 3,12%, а непродовольственных товаров снизился на 6,38%.

По каналам реализации в 2008 году магазины занимают 81,3%, так как продажа товаров в магазинах является основной деятельностью организации «Белохолуницкое Райпо».

В Таблице 2 приведен состав и структура издержек обращения предприятия Белохолуницкого Райпо.

Таблица 2 — Состав и структура издержек обращения предприятия Белохолуницкое Райпо.

Статьи издержек.

2006 год.

2007 год.

2008 год.

2008 год к 2006 году, %.

Тыс. руб.

%.

Тыс. руб.

%.

Тыс. руб.

%.

1. Транспортные расходы.

30,03.

32,02.

30,45.

111,79.

2. Расходу на оплату труда.

31,36.

30,58.

29,85.

104,92.

3. Выплата материальной помощи.

0,72.

0,64.

0,68.

105,26.

4. Оплата подарков пайщикам.

0,90.

0,73.

0,85.

104,17.

5. Налоги.

36,52.

35,62.

37,71.

113,81.

6. Невзысканные недостачи.

0,17.

0,16.

0,17.

111,11.

7. Ущерб по авариям.

0,30.

0,25.

0,27.

100,00.

Всего издержек.

Х.

Из Таблицы 2 видно, что большую часть издержек обращения предприятия составляют в 2008 году транспортные расходы — 30,45%, расходы на оплату труда — 29,85%, налоги — 37,71%, причем по сравнению с 2006 годом все расходы увеличились. Это связано в первую очередь с ростом цен на бензин, дизельное топливо, солярку, заработной платы работников и вследствие этого и увеличение налогов. Выплаты материальной помощи выдаются по заявлениям работников организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Подарки пайщикам выдаются на день кооперации, на новый год, а также на юбилейные даты предприятия.

Белохолуницкое Райпо включает в себя 4 кооперативных предприятия. За III квартал 2009 год удельный вес в общем товарообороте составляет:

  • 1) Белохолуницкое КООП — удельный вес в общем обороте — 44%;
  • 2) Поломское КООП — имеет удельный вес в общем обороте -19%;
  • 3) Сырьянское КООП — имеет удельный вес в общем обороте — 24%;
  • 4) Троицкое КООП — имеет удельный вес в общем обороте — 13%.

В Таблице 3 показан товарооборот райпо по кооперативным предприятиям.

Таблица 3 — Товарооборот по кооперативным предприятиям.

Наименование.

II квартал 2009 год, тыс. руб.

III квартал 2009 год, тыс. руб.

Отклонения.

тыс. руб.

%.

1. Белохолуницкое КООП.

— 321.

89,2.

2. Поломское КООП.

— 134.

89,5.

3. Сырьянское КООП.

— 88.

94,3.

4. Троицкое КООП.

— 330.

71,2.

Итого по КООП:

— 873.

87,4.

Общий объем товарооборота за III квартал 2009 года по торговле составил 6070 тыс. рублей по сравнению с II кварталом 2009 года товарооборот уменьшился. Товарооборот составил 87,4%, то есть меньше на 873 тыс. руб. По всем КООП предприятиям произошло снижение товарооборота по сравнению со II кварталом. На уменьшение товарооборота повлияло уменьшение объема продаж. В связи с экономическим кризисом снизилась покупательская способность населения.

В Таблице 4 приведен анализ продаж по группам товара в райпо.

Таблица 4 — Анализ продаж по группам товара.

Наименование.

II квартал 2009 года, тыс. руб.

III квартал 2009 года, тыс. руб.

Рост, %.

Рост, тыс. руб.

Рыба.

111,1.

Колбасные изделия.

72,3.

— 201.

Молоко.

136,3.

Яйцо.

69,5.

— 101.

Сыр

Чай.

116,8.

Мука.

99,6.

— 1.

Овощи.

111,7.

Водка и виноводочные изделия.

74,2.

— 606.

Коньяк.

131,7.

Пиво.

75,6.

— 71.

Консервы мясные.

89,2.

— 9.

Консервы рыбные.

— 90.

Продажи таких товаров, как колбасные изделия, яйцо, мука, водка, пиво, консервы мясные и рыбные, уменьшились в III квартале 2009 года.

В натуральном выражении по группам товара продажа выше факта указана в Таблице 5.

Таблица 5 — Продажа товаров в натуральном выражении в 2009 году.

Наименование.

II квартал 2009 года, тонна.

III квартал 2009 года, тонна.

Отклонения.

Масло животное.

2,1.

2,3.

0,2.

Коньяк.

22,2.

34,9.

12,7.

Сыры.

2,7.

2,9.

0,2.

Хлеб.

112,9.

116,2.

3,3.

Овощи.

12,9.

15,1.

2,2.

Анализ продаж по группам показывает, что в основном идет снижение продаж продовольственной группы в денежном выражении. В натуральном выражении рост произошел по 5 группам.

Продовольственной группы за III квартал 2009 года было продано на 5400 тыс. руб., что на 526 тыс. руб. меньше, чем за II квартал 2009 года.

Удельный вес продовольственной группы в общем товарообороте увеличился по сравнению с II кварталом на 4,1%.

Непродовольственной группы товаров продано на 190 тыс. руб. меньше.

Возросли товарные остатки по сравнению с II кварталом 2009 года по промтоварной группе на 10% с 655 тыс. руб. до 722 тыс. руб. Это составляет 67 тыс. руб.

По продовольственной группе остатки уменьшились с 1813 тыс. руб. до 1397 тыс. руб., на 416 тыс. руб., что составляет 77,1%.

А всего товарные запасы уменьшились на 349 тыс. руб.

Белохолуницкое райпо имеет по балансу на 01.10.2009 года внеоборотных активов на сумму 809 тыс. руб.

За II квартал 2009 года было приобретено основных средств по Белохолуницкому Райпо всего на 25 тыс. руб. Был приобретен компьютер на базу райпо.

Увеличилась статьи расходов будущих периодов на 103 тыс. руб. — добровольное страхование в организации Ингосстрах.

Статья «Краткосрочные финансовые вложения» увеличились на 3 млн руб. на 01.10.2009 года. Деньги в сумме 9300 тыс. руб. находятся в «Россельхозбанке» на депозите.

Статья «Денежные средства» уменьшилась в связи с уменьшением денежных средств на расчетном счете на сумму 963 тыс. руб., остаток денежных средств на расчетном счете на 01.10.2009 года составил 2879 тыс. руб. В Таблице 6 показан уровень рентабельности райпо.

Таблица 6 — Уровень рентабельности.

Наименование.

II квартал 2009 года.

III квартал 2009 года.

Отклонения, %.

Торговля.

0,34.

0,32.

— 0,02.

Рентабельность по торговле незначительно уменьшилась. На уменьшение рентабельности по торговле повлияло уменьшение товарооборота и прибыли за III квартал 2009 год.

В Таблице 7 рассмотрено влияние факторов на изменение прибыли в торговле.

Таблица 7 — Влияние некоторых факторов на изменение прибыли по торговле.

Показатели.

II квартал 2009 года тыс. руб.

III квартал 2009 года тыс. руб.

Отклонения тыс. руб.

%.

1. Розничный товарооборот.

— 873.

;

2. Издержки обращения без ФОТ.

— 7.

+0,8.

3. Фонд оплаты труда.

— 110.

;

4. Прочие доходы.

+4.

;

5. Прочие расходы.

+62.

;

6. Прибыль.

— 35.

;

В торговле получено прибыли 120 тыс. рублей. На увеличение прибыли повлияли следующие факторы:

  • 1) уменьшение заработной платы на 110 тыс. руб.;
  • 2) увеличение прочих доходов на 4 тыс. руб. прибыль увеличило на 4 тыс. руб.

На уменьшение прибыли повлияли следующие факторы:

  • 1) уменьшение товарооборота на 873 тыс. руб.;
  • 2) увеличение прочих расходов уменьшило прибыль на 62 тыс. руб.;
  • 3) увеличение издержек обращения на 7 тыс. руб.

Прибыль по торговле за III квартал 2009 года уменьшилась по сравнению со II кварталом 2009 года на 35 тыс. руб.

В Таблице 8 приведен анализ финансовой деятельности райпо.

Таблица 8 — Анализ финансовой деятельности Белохолуницкого райпо.

Показатели.

На 01.07.2009 год.

На 01.10.2009 год.

Наличие собственных оборотных средств.

Долгосрочные кредиты.

;

;

Собственные оборотные средства и долгосрочные кредиты.

Краткосрочные кредиты.

;

;

Общая величина основных источников формирования запасов.

Величина запасов и затрат.

Излишки или недостаток собственных и долгосрочных заемных средств.

— 1031.

— 2194.

Излишки или недостаток собственных и долгосрочных заемных средств.

— 1031.

— 2194.

Излишки или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат.

— 1031.

— 2194.

В Таблице 9 показан коэффициент финансовой устойчивости райпо.

Таблица 9 — Коэффициент финансовой устойчивости.

Показатели.

01.07.2009 год, %.

01.10.2009 год, %.

1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами СОС:290, не менее 30%.

2. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотами средствами СОС:210, не менее 50%.

3. Коэффициент маневренности СОС:49, не менее 0,5%.

4. Коэффициент финансовой независимости 490: баланс = 0,5.

Коэффициент финансовой устойчивости составляет 0,72%, что является выше норматива. Коэффициент манёвренности составил 0,91%, что тоже является выше норматива. Финансовое положение на 01.10.2009 года устойчивое.

В Таблице 10 приведены показатели ликвидности в 2009 году.

Таблица 10 — Показатели ликвидности за 2009 год.

Показатели.

Норма.

01.07.2009 год.

01.10.2009 год.

1. Коэффициент текущей ликвидности.

1,5−2.

2,87.

2,84.

2. Коэффициент быстрой ликвидности.

0,5−1.

1,08.

1,16.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности.

0,05−0,2.

0,83.

0,96.

Коэффициент текущей ликвидности выше норматива, следовательно, обеспеченность текущих обязательств к текущим активам положительна.

Коэффициенты ликвидности высокие, это означает, что предприятие в любой момент может привлечь свои средства для погашения долгов.

Согласно всем анализам Белохолуницкого Райпо за III квартал 2009 года, по сравнению с II кварталом 2009 года работа Белохолуницкого райпо ухудшилась, но финансовое положение Райпо осталось устойчивое, стабильное, платёжеспособное. Денежными средствами Райпо обеспечено.

В отчётном периоде райпо старалось работать на увеличение объёмов продаж, объёмов производства, улучшения и обновления материально — технической базы потребительского общества.

2.2 Анализ организации приемки товаров и подготовка товаров к продаже в торговой организации В организации «Белохолуницкое районное потребительское общество» имеются в наличии 4 распределительных склада: склад кондитерских изделий и безалкогольных напитков — заведующая складом — Стерлягова Н. В., промтоварный — Ильина Т. Г., склад молочных продуктов, колбасных изделий, мяса и мясных продуктов, замороженных продуктов — Борзова Г. Г., тарный — Симонова Н.И.

Склады светлые, просторные, укрепленные, оснащены электричеством, установлены сигнализации.

Склады предназначены для образования и хранения текущих запасов, гарантирующие бесперебойность движение товара от производителя к потребителю.

Работники товарных складов получают товар от поставщиков и осуществляют контроль за количеством и качеством, преобразуют производственный ассортимент в торговый и подготавливают товары к продаже.

Накопление товарных запасов требует соблюдения оптимальных условий их хранения, поэтому на складах поддерживается определенная температура, влажность воздуха, соблюдаются санитарно-гигиенические и другие требования.

Большой удельный вес в деятельности складов занимают также операции по подсортировке, доработке, фасовке, упаковке товаров в соответствии с требованиями розничной торговли.

Склады Белохолуницкого районного потребительского общества выполняют следующие функции:

  • 1) получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за количеством и качеством;
  • 2) образование и хранение запасов;
  • 3) преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже;
  • 4) товароснабжение розничной торговой сети;
  • 5) сезонное и долгосрочное хранение товаров.

Эффективность использования площади складов определяется с помощью коэффициента полезной площади склада — доля полезной площади и общей площади склада.

Общая площадь складов 1600 квадратных метров, а полезная 950 квадратных метров.

Коэффициент полезной площади = 950:1600*100% = 59%.

Склады Белохолуницкого районного потребительского общества используются на 59%. Это хороший показатель, так как необходимо пространство склада для свободного перемещения кладовщика, грузчика.

Администрация Белохолуницкого райпо, а именно — директор базы — Гриннинг Е. П., отвечающий за заявки на продукцию, информирует материально ответственного работника — кладовщика о наименованиях заказанного товара, его количестве, качестве, комплектности, о сроках, в которые он может поступить. Предупреждает и о том, какие документы должны сопровождать партию.

До прибытия груза работники склада подготавливают соответствующие места разгрузки транспорта, обеспечивают нужное количество поддонов для пакетирования и перемещения грузов.

Белохолуницкое райпо создает для правильной и своевременной приемки продукции условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений продукции. Обеспечивает, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции, хорошо знали инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и по качеству. А также обеспечивает точное определение количества поступившей продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек), систематически осуществляет контроль за работо…

  • н) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
  • о) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, контейнер;
  • п) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;
  • р) точное количество недостающей продукции и стоимость ее;
  • с) заключение о причинах и месте образования недостачи.

Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее, то в акте указываются точные данные об этих излишках.

Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой о несогласии и излагает свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, указывается, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт приемки продукции утверждается заместителем руководителя райпо не позднее чем на следующий день после составления акта.

В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, заместитель руководителя Белохолуницкого райпо сообщает об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направляет им соответствующие документы.

К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, прилагаются:

  • а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, то есть ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя;
  • б) упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место;
  • в) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
  • г) подлинный транспортный документ, а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, — его копия;
  • д) документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;
  • е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты).

При приемке груза по количеству от органов транспорта кладовщик проверяет обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности: проверяет наличие на транспортных средствах исправность пломб, оттиски на них, состояние транспортных средств, наличие маркировки груза, а также исправность тары.

При приемке же груза по качеству работник склада проверяет были ли соблюдены правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение), сроки доставки, а также производит осмотр груза.

При приемке товара по качеству операторы райпо следят за наличием сертификатов соответствия на закупаемый товар или его заверенной копии, подтверждающими качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.

Приемка продукции по качеству производится на складе в Белохолуницком райпо в следующие сроки:

  • а) при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 часов после поступления ее на склад райпо;
  • б) при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — 24 часов после поступления продукции на склад;

В отношении промышленных товаров, ненадлежащее качество которых обнаружено потребителем после покупки их в магазинах, Белохолуницкое райпо вместо акта представляет поставщику:

  • а) заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его поставщика, цены товара, характера недостатков и причинах их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;
  • б) документы, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;
  • в) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.

Технологическая карта — это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение.

Технологические карты приемки товаров содержат графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара. Технологические карты не ведутся в Белохолуницком райпо.

В условиях розничного склада Белохолуницкого райпо хранение имеет некоторые особенности:

  • 1) кратковременность пребывания товара на складе и, следовательно, более быстрое обновление товарных запасов;
  • 2) относительно небольшие размеры этих запасов. Эти особенности и определяют условия хранения товаров на складе, важнейшими из которых являются: создание надежного режима хранения, рациональное размещение товаров, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих ухудшение качества товаров.

При организации хранения основное внимание уделяется борьбе с товарными потерями. Различают следующие виды потерь:

  • а) естественную убыль товаров;
  • б) актируемые потери — бой, лом, порчу товаров.

Естественная убыль (сушка, утечка) происходит неизбежно при нормальных условиях хранения и обработки товаров в силу их физико-химических свойств. Для естественной убыли устанавливаются определенные нормы по каждому отдельному товару, которые и дифференцируются по периодам года и климатическим зонам. Нормы установлены в процентах к розничному товарообороту независимо от сроков хранения товаров.

Недопустимыми в нормальных условиях работы являются актируемые потери, возникающие в результате бесхозяйственного отношения к хранению товаров или небрежного отношения с ними. Эти виды потерь оформляются актом, составленным руководством организации с участием материально ответственного лица. Руководитель Белохолуницкого райпо при утверждении актов на бой, лом, порчу товаров определяет за чей счет должно быть отнесено списание потерь.

Важнейшей операцией технологического процесса является подготовка товаров к продаже.

На складах Белохолуницкого райпо следуют основным принципам правильной организации хранения:

  • 1) товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;
  • 2) не складывают поддоны или товары в слишком высокие штабели;
  • 3) самые верхние полки используют как резервные для товаров;
  • 4) если товары не умещаются в ячейках, размещают их в более глубоких стеллажах;
  • 5) поддерживают оптимальные режимы хранения товаров — температуру и влажность воздуха;
  • 6) предохраняют товары от моли и грызунов;
  • 7) отсыревшие товары просушивают и проветривают;
  • 8) для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производят тщательную уборку помещения, а также его дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию и дезодорацию.

Организация хранения обеспечивает:

  • а) сохранность количества товаров, их потребительских качеств и выполнение необходимых погрузочно-разгрузочных работ;
  • б) условия для осмотра и измерения товаров, отбора проб и образцов товаров соответствующими контролирующими органами, исправление поврежденной упаковки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:

  • 1) общие, к ним относятся:
    • а) распаковка;
    • б) сортировка товаров;
    • в) придание изделиям товарного вида;
    • г) укладка на тележки, в контейнеры, ящики.
  • 2) специальные, включают в себя:
    • а) комплектация, сборка изделий, поступающих в разобранном виде;
    • б) устранение мелких дефектов, накатку тканей;
    • в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.

Общие операции выполняются кладовщиком на складе, а специальные операции подготовки товаров к продаже осуществляются уже непосредственно в магазинах райпо. В магазинах подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Рациональная выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

  • а) для выкладки товаров используют все свободные места в торговом зале;
  • б) товары, имеющие одинаковое значение, располагаются в одном отделе магазина;
  • в) сопутствующие товары выставляются в непосредственной близости от основных;
  • г) крупногабаритные товары располагаются недалеко от выхода;
  • д) новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, выкладываются на видных местах;
  • е) товары пониженного спроса целесообразно располагают с соответствующими группами товаров, имеющих повышенный спрос.

Таким образом, организация торгово-технологического процесса в Белохолуницком райпо способствует наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой