Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институты регистрации и лицензирования в сфере массовой информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако эта норма не спасла от излишней бюрократизации процедуры регистрации. Законодатель легко обошел данную норму, установив, что заявитель обязан приложить к заявлению документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении СМИ требований, установленных Законом о СМИ. Перечень таких документов утверждается Правительством РФ и содержит восемь категорий документов, включая документы… Читать ещё >

Институты регистрации и лицензирования в сфере массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процедура регистрации средства массовой информации

Государственная регистрация СМИ носит не разрешительный, а уведомительный характер. В ее рамках уполномоченный государственный орган проверяет законность учреждения СМИ как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом аспектах.

Как явствует из текста Закона о СМИ, процедура регистрации начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его уполномочию. Оно подается в регистрирующий орган в зависимости от территории распространения продукции, регистрируемого СМИ. Если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории РФ, в нескольких субъектах Федерации или за рубежом, то регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время — Роскомнадзором). Если же основной аудиторией является население субъекта РФ или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими региональными подразделениями федерального органа (управлениями Роскомнадзора в субъектах РФ). При этом сам учредитель решает, для распространения на какой территории он предназначает продукцию регистрируемого СМИ.

Заявление о регистрации подается в письменной форме. В нем указываются, в частности, сведения об учредителе, обусловленные требованиями закона. Например, если учредитель — физическое лицо, то необходимо сообщить о наличии у него российского гражданства, достижении 18-летнего возраста и отсутствии ограничений в дееспособности, что легко подтвердить с помощью паспорта.

В заявлении должны быть указаны также: наименование (название) регистрируемого СМИ; язык, на котором оно будет выходить; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; примерная тематика и (или) специализация СМИ, источники финансирования, предполагаемые периодичность выпуска и максимальный объем СМИ.

Причем создатели Закона о СМИ, стремясь предотвратить бюрократизацию процедуры регистрации СМИ, предусмотрели, что регистрирующий орган вправе в отведенный ему законом месячный срок провести проверку представленных сведений, но не может требовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов или иных доказательств. «Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается», — гласила ч. 3 ст. 10.

Однако эта норма не спасла от излишней бюрократизации процедуры регистрации. Законодатель легко обошел данную норму, установив, что заявитель обязан приложить к заявлению документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении СМИ требований, установленных Законом о СМИ. Перечень таких документов утверждается Правительством РФ и содержит восемь категорий документов, включая документы, удостоверяющие личность и место регистрации физического лица, копии учредительных документов юридического лица, копии документов, подтверждающих право использования доменного имени, и т. д.[1] Кроме того, закон требует при регистрации СМИ представлять документы, подтверждающие соблюдение ограничений, касающихся иностранных юридических и физических лиц (ст. 19.1).

Содержащийся в ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования. Отказ в регистрации возможен, во-первых, если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ (например, иностранцем). Во-вторых, если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. Для закона не имеет значения, на какой вопрос заявитель дал неверный ответ, по какой причине, умышленно или случайно. В то же время следует еще раз подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе. В-третьих, отказ возможен, если название, примерная тематика или специализация СМИ представляют собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ.

В-четвертых, отказ возможен, если регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Практически все — а они крайне малочисленны — случаи отказа в регистрации имели место именно по этой причине. Причем, как правило, суть заключалась не в случайном совпадении, а в сознательной попытке использовать механизм регистрации в ситуации конфликта между учредителем и руководством редакции, в случае раскола редакционного коллектива и т. п. Обычно при этом возникали судебные споры о праве использования названия СМИ (например, так спорили газеты «Известия» и «Новые известия», «Аргументы и факты» и «Аргументы недели»).

Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов, нормативных и иных актов или выпускаются тиражом менее 1000 экземпляров. Не нуждаются в регистрации также аудиовизуальные СМИ, распространяемые по кабельным сетям одной организации (завода, вуза, гостиницы и т. д.). Однако освобождение от регистрации не означает запрета регистрации таких СМИ. Если, например, учредитель газеты, предполагаемый тираж которой будет составлять 500 экземпляров, представит свое издание на регистрацию, то регистрирующий орган будет обязан произвести регистрацию в общем порядке.

Принцип факультативности распространяется и на регистрацию интернет-СМИ, именуемых в Законе о СМИ «сетевыми изданиями». Согласно ч. 2 ст. 8 данного закона интернет-сайт «может быть зарегистрирован как сетевое издание». Если же интернет-сайт не зарегистрирован в качестве СМИ, то он «средством массовой информации не является» и, следовательно, законодательство о СМИ на него не распространяется. Однако если данный сайт в течение суток посещается более чем 3000 пользователей, то его владелец именуется блогером и обязан зарегистрироваться в органе исполнительной власти, осуществляющем регистрацию СМИ (Роскомнадзор). В то же время владелец интернет-сайта, зарегистрированного в качестве СМИ, блогером не считается.

Как отмечалось выше, изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации (если регистрация является обязательной) влечет административную ответственность по ст. 13.21 КоАП РФ, налагаемую в судебном порядке.

  • [1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1752-р об утвержденииперечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой