Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности восприятие музыки при нарушениях слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у детей с нарушениями слуха восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Но из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха… Читать ещё >

Особенности восприятие музыки при нарушениях слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку, прежде всего на основе слуха. Особое значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку, особенно в период развития музыкального восприятия у детей. Выявлена также роль тактильно-вибрационной чувствительности у музыкантов: например, скрипач воспринимает не только на слух звуки скрипки, но и вибрацию скрипки и смычка в его руках. Замечено, что у музыкантов-исполнителей по сравнению с другими людьми наблюдается существенное повышение вибрационной чувствительности, почти в два или три раза. Параллельное воздействие вибрации на ухо и на руку музыканта дает возможность ему воспринимать такие слабые вибрации, которые оказываются ниже порога чувствительности при изолированном слуховом восприятии. Для восприятия музыки нормально слышащими людьми, важное значение имеют кинестетические ощущения. Музыкальное восприятие часто сопровождается определенными, еле заметными движениями. В процессе развития восприятия музыки широко используется пение, для которого важны не только слуховые, но и кинестетические ощущения от движения артикуляционных органов. Двигательное моделирование отдельных музыкальных структур, общего настроения музыки широко используется для развития и восприятия музыки. Рассмотрим сенсорную основу восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его корпусу или ощущая его волновые колебания, находясь на некотором расстоянии от звучащего инструмента, а также воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом. Впрочем, о восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить достаточно условно. Возможности восприятия музыки на основ е вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (флейта). С помощью вибрационной чувствительности дети с нарушением слуха различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без звукоусиливающей аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков дети с нарушениями слуха способны научиться различать динамические оттенки, при этом меццо — форте они слышат как тихое звучание, афортиссимо — как громкое. Они различают также темповые изменения — чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки — мелодию дети с нарушениями слуха на основе вибрационной чувствительности не воспринимают.

Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействую попеременно на разные участки тела. Чередующееся напряжение и расслабление мышц при движении также затрудняет восприятие ребенком вибрационных воздействий. Большое вспомогательное значение для развития у детей с нарушениями слуха восприятия музыки имеет зрительный анализатор. И прежде всего это связано с восприятием характера музыки. В период знакомства с музыкой дети с нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый звуковой сигнал. Но при этом, внимательно наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, «заряжаются» соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, «задумчиво» кружатся. В последующем обучении эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее особый характер. С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста дети с нарушениями слуха уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, сопоставляют их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности. Дети с нарушениями слуха, при обучении восприятию звуков фортепиано, видят и осознают, что исполнение музыки в правой части соответствует высоким звукам, в левой — низким, посередине — средним. Сенсорная основа восприятия музыки глухими детьми включает широкое использование зрительного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у детей имеющих нарушения слуха.

В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Восприятию ритмического рисунка содействуют также кинестетические ощущения от речевых органов в процессе мелодекламации.

В сурдопедагогике были неоднократные попытки формирования у детей с нарушениями слуха восприятия музыки (с помощью электроакустической аппаратуры). Но из-за использования звукоусиливающей аппаратуры, уступающей по своему качеству современной, и в связи с недостаточной слуховой тренировкой в целом (развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний) у детей с тяжелыми нарушениями слуха возможности слухового восприятия были существенно ограничены. Это не позволяло расширить у них сенсорную основу восприятия музыки, ограничивало возможности ее использования в коррекционно-образовательных и воспитательных целях. В результате многолетних исследований под руководства профессора Е. П. Кузьмичевой разработана оригинальная дифференцированная педагогическая система интенсивного развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. Работа по развитию слухового восприятия у каждой категории детей имеет свои цели и задачи. Определены содержание и методика развития нарушенной слуховой функции у детей, начиная с первых месяцев жизни, созданы государственные программы по развитию слухового восприятия в специальных детских садах и специальных школах для глухих и слабослышащих детей, методики развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний и музыки у детей с нарушениями слуха.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой