Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адресат проповеди. 
Этнолингвистические особенности религиозного дискурса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В некоторых церквях США прихожане еще в большей степени задействованы в проповеднической деятельности. Устанавливаются специальные ящики, куда прихожане опускают листки с предложениями о темах будущих проповедей. Организуются проповеди в виде пресс-конференций, дискуссий, диалогов. Группы прихожан помогают проповеднику в написании проповедей. Мебель в церкви устанавливается таким образом, что… Читать ещё >

Адресат проповеди. Этнолингвистические особенности религиозного дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своеобразие жанра во многом определяется фактором адресата.

Адресат проповеди представляет собой специфическую, особую социально-психологическую группу, объединенную в рамках категории «религиозная вера» [Агеева 1998, с.8]. Представляется целесообразным более конкретно выделить признаки, объединяющие аудиторию проповедника:

  • 1) Принадлежность к одной конфессии и обусловленное этим единство религиозных воззрений.
  • 2) Общий или пересекающийся код (язык общения).
  • 3) Общий район проживания.
  • 4) Приблизительно равный объем фоновых и специальных религиозных знаний, обусловленный предшествующим совместным опытом.
  • 5) Внутренняя готовность к получению религиозной информации.
  • 6) Аудитория проповеди в церкви при колледже, университете, военном гарнизоне, исправительном учреждении, доме престарелых или ином учреждении будет также характеризоваться единством по возрастному, профессиональному, половому, социальному признаку или по нескольким из них.

Кроме определенных общих черт, аудитория проповеди характеризуется различиями в возрасте, в уровне образованности, в социальном статусе, в профессиональном плане, в направленности интересов и пр.

Учет фактора аудитории является одним из ключевых моментов, определяющих успешность проповеди. Средневековые руководства по гомилетике выделяли до 120 видов аудитории проповедника: от королевского двора до сборища блудниц. В средние века практиковалось обращение по ходу проповеди к отдельным группам прихожан: к молодым, достигшим зрелости, пожилым, и старикам, к мужчинам и женщинам, к бедным, лицам среднего достатка и богатым, и т. п. [Brearley 1999, р. ix].

Аудитория богослужебной проповеди, как правило, детально знакома проповеднику. Он знает не только состав и особенности своих слушателей, но и то, чем они живут, что их волнует в настоящий момент. Все это отражается на выборе темы проповеди, на подборе иллюстраций, на стиле изложения. Таким образом, слушатели в определенной мере являются соавторами проповеди.

В некоторых церквях США прихожане еще в большей степени задействованы в проповеднической деятельности. Устанавливаются специальные ящики, куда прихожане опускают листки с предложениями о темах будущих проповедей. Организуются проповеди в виде пресс-конференций, дискуссий, диалогов. Группы прихожан помогают проповеднику в написании проповедей. Мебель в церкви устанавливается таким образом, что кафедра проповедника находится не перед слушателями, а среди них.

С точки зрения теории коммуникации, Бог является не только «высшим нададресантом», но и «высшим нададресатом», учитывая, прежде всего, богослужебную функцию проповеди. Таким образом, традиционные участники коммуникативного акта — адресант (проповедник) и адресат (прихожане) — подразумевают участие в этом акте третьего «скрытого коммуниканта» — Бога, который выступает одновременно и как «скрытый нададресант», и как «скрытый нададресат», или «супер-агенс». В этом заключается уникальность речевого акта проповеди.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой