Редакторский анализ произведения художественной литературы
![Анализ книги: Редакторский анализ произведения художественной литературы](https://gugn.ru/work/1322855/cover.png)
Художественная правда Художественная правда обеспечивается художественной точностью — точностью жизненной (проблема реализации мечты, показанная в произведении, оправдана), точностью изобразительной (образ Иисуса Христа — реальный образ, в нем — отражение действительности), точностью эмоциональной (в образах кедров автор выражает свои мысли и чувства, свои переживания о мечтах, как о чем-то… Читать ещё >
Редакторский анализ произведения художественной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство науки, образования, молодежи и спорта Украины Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля Факультет массовых коммуникаций Кафедра журналистики Редакторский анализ произведения художественной литературы Выполнил:
студентка группы МК — 281
Проверил (а): Абрамец И.В.
доц., канд. фил. наук Луганск
Пауло Коэльо ТРИ КЕДРА Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов — Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженные красочными тканями.
И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.
— После всего, что мне довелось повидать, — сказал первый, — я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
— А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, — сказал второй.
— А что до меня, — сказал третий, — то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.
Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили их.
У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.
Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.
Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения» .
Время шло, и вот однажды звездной ночью некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли, на мягкое сено.
И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли.
Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.
И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством.
На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.
Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.
План
1. Замысел
1.1 Социальная значимость содержания
1.2 Мировоззренческая позиция автора
2. Художественный образ
2.1 Чувственная конкретность
2.2 Многозначность и ассоциативность
2.3 Художественная деталь
2.4 Сюжет
2.5 Мотивировка поступков и логика развития, характер персонажей
2.6 Язык и стиль произведения
2.7 Учет жанровых особенностей
3. Эстетическая составляющая (художественность)
3.1 Единство содержания и формы
3.2 Художественная правда
3.3 Эмоциональная емкость и ассоциативное богатство
3.4 Целостность художественности Редакторская оценка коэльо персонаж жанровый повесть
1. Замысел
" Замысел — это то отношение к отраженным в произведении явлениям, которое автор хочет вызвать в читателе" [Антонова. Редакторская подготовка изданий].
Замысел данного произведения неразрывно связан с жанром. «Для выражения смысла произведения автор находит одну-единственную форму, ведь художественный образ в силу конкретно-чувственной природы своей просто не существует вне определенной формы. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания» [Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий]. Автор выбрал жанр притчи, потому что это наиболее подходящая форма для реализации замысла: «притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме» [Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой].
Замысел данного произведения автор сплел из двух частей: религиозное и моральное поучение. Он подобрал образы, детали и другое для того, чтобы выразить замысел. Первое поучение выражено в основе произведения — библейский сюжет о жизни Иисуса Христа. Иисус здесь «Царь Земли», «Божество», «Светоч Мира», это говорит о Его совершенстве, о том, что Ему все под силу, и все в Его воле. А второе поучение выражено в мысли о том, что мечта порой воплощается в жизнь и воплощается так, как человек и не представлял себе: «Как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли» .
Поэтому замысел можно сформулировать так: автор поучает тем, что у каждого человека есть мечты, но Бог воплощает их так идеально, как человеку даже в голову не приходило. Религиозный сюжет автор выбрал, чтобы показать такую мечту, которая при воплощении несет наибольшую значимость для всех, как сверхмечта. И выбрав такой образ, как Всевышний Бог Иисус, автор попал в точку: Его можно назвать апогеем мечты. Возможно, образ Иисуса Христа выбран фундаментом притчи и по личным убеждениям автора, но это не имеет значения в произведении.
1.1 Социальная значимость содержания Если автор пишет о мечте, то замысел здесь касается личности, а не общества. А так как личность — составляющая общества, то содержания этого произведения также социально значимо. Здесь показана проблема человеческого неверия в воплощение идеальной мечты. Значимость этой проблемы здесь можно рассмотреть в утверждении: «У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем» и «как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли» .
1.2 Мировоззренческая позиция автора Современный уже достаточно популярный бразильский автор Пауло Коэльо во многих своих работах отражает свое видение духовного мира, часто применяет яркие, серьезные и правдоподобные образы сил добра и зла. Данная притча так же, как и другие работы писателя, отражает позицию, которая защищает силы добра. Это проявляется в таких одобрительный и почтительных выражениях по отношению к главному образу произведения — Богу, объединяющему три других образа — три кедра: «трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле», «что, что на веки вечные преобразит Зло в Добро», «величайшему Царю Земли», «союзу между Человеком и Божеством» .
2. Художественный образ В произведении «Три кедра» Пауло Коэльо показаны четыре персонажа — первый, второй, третий кедр и Мессия. И все-таки главный образ в этой притче Мессия. А также присутствуют образы Его родителей, супружеской пары, — Марии и Иосифа.
2.1 Чувственная конкретность В данном рассказе образ Иисуса Христа наиболее нагляден. Эта наглядность создает у читателя ощущение протяженности в пространстве: автор показал образ Иисуса в трех фрагментах Его жизни — рождении, 33-летним возрасте на «тайной вечере» с учениками и распятии на кресте. Убыстренным движением во времени автор показывает динамику мысли, выделяет ключевые моменты жизни главного персонажа. Объединенные и похожие образы трех кедров — это символы людей, таких же одинаковых внешне, но совершенно разных внутренне, в своих мечтах.
2.2 Многозначность и ассоциативность Иисус Христос — всем известная историческая личность. Потому этот образ многозначен и ассоциативен. Он возбуждает фантазию читателя, мобилизует множество ранее полученных знаний, обогащает жизненный опыт автора и читателя — из Евангелия читателям уже известен весь ход жизни Иисуса, потому этот образ дает возможности для субъективной конкретизации воспринятого. Этот художественный образ дополняется ассоциациями и воспоминаниями, заставляет «переживать» вновь прошедшие библейские события, ориентируясь на внутреннее отношение к нему.
2.3 Художественная деталь На образы трех кедров работают различные художественные детали: то, что они размышляют о будущем (" И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем" ), это свойственно всем людям; они стремятся быть полезными, значимыми, послужить кому-то или чему-то (" И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством" , " Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения» " ); то, что кедры, как и люди, не увидев воплощения своей мечты, обычно поспешно разочаровываются и ищут виноватого («Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу»).
Важными художественными деталями в тексте являются даты, место событий, предметы: " Жена той ночью была на сносях и родила сына" (время рождества Христова), " Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол" (спустя 33 года Христос с учениками вечерял в одном из домов, в большой, устланной, готовой горнице) и " Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе" (Иисус Христос представил хлеб плотью, которую полагает на смерть за грехи людей, и чашу представил кровью, «за многих изливаемую во оставление грехов» [Новый завет, Матфея, 26:28]); " Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе" (по Библии, место, где произошло распятие на кресте, это большой город здесь — это Иерусалим); " Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества" (Библия говорит: Во Христе «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» [Кол. 1:14] и примирены с Богом «Кровию Креста Его» [Кол. 1:20]) и другие детали.
2.4 Сюжет В основе рассказа, как уже выяснилось, лежит библейский сюжет жизни Иисуса Христа. И на этой основе также показана судьба трех деревьев.
2.5 Мотивировка поступков и логика развития, характер персонажей Поступки персонажей — кедров — достаточно мотивированы. Мечта каждого дерева выражает его характер: первый хотел " превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле" , второй кедр желал " стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро" , а третьему дереву хотелось, " чтобы люди, глядя на него, всякий раз вспоминали о Боге" .
И мечта каждого кедра в результате реализуется в соответствии с его желанием, с его характером. В этом также заложена поучительная мысль: мечта может осуществиться в точности, если будут определены правильные ее мотивы.
2.6 Язык и стиль произведения Достоинство притчи в том, что глубокое поучение выражается простым языком и выдержано соответственно в художественном стиле.
2.7 Учет жанровых особенностей
" В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории" (Литературная энциклопедия под ред. Фриче В. М.). Данное произведение соответствует выбранному жанру притчи: нет обрисовки характеров (их читатель определяет для себя сам в соответствии с поступками персонажей), указаний на место и время явных также не обнаруживается (сообщение о месте и времени не имеет особенного значения в данном жанре, и проявляется не явно, в контексте), аллегория четко видна в образах деревьев, которые мыслят как люди.
3. Эстетическая составляющая (художественность)
3.1 Единство содержания и формы
" Для выражения смысла произведения автор находит одну-единственную форму, ведь художественный образ в силу конкретно-чувственной природы своей просто не существует вне определенной формы. Можно сказать, что художественное содержание не только нуждается в образной форме, но и порождает ее, а художественный образ олицетворяет собою единство формы и содержания" (Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий). Замысел данного произведения неразрывно связан с жанром. Автор выбрал жанр притчи, потому что это наиболее подходящая форма для реализации замысла и художественного образа.
3.2 Художественная правда Художественная правда обеспечивается художественной точностью — точностью жизненной (проблема реализации мечты, показанная в произведении, оправдана), точностью изобразительной (образ Иисуса Христа — реальный образ, в нем — отражение действительности), точностью эмоциональной (в образах кедров автор выражает свои мысли и чувства, свои переживания о мечтах, как о чем-то важном в жизни человека), точностью воздействия на воображение, эмоции читателя (образы кедров как средство эстетического сопереживания и сотворчества; образ Иисуса как воплощение величественности и совершенства, милосердие и жертвенности в сравнении с несовершенным человеком).
3.3 Эмоциональная емкость и ассоциативное богатство Художественные образы в данной притче обращены не к разуму, а к чувствам. «Рассчитанный на сопереживание и сотворчество, образ вызывает в читателе различные представления и ассоциации» [Антонова С. Г редакторская подготовка изданий]. В предложении «Горько сетовали три кедра: «Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения» «автор вызывает в читателе чувство сопереживания, чувство сострадательности, чувство сожаления. Такие образы часто ассоциируются с немощными, разочарованными людьми, бедными и обиженными. Данная притча эмоционально и ассоциативно наполнена, оказывает влияние на духовное и душевное состояние читателя.
3.4 Целостность художественности Все образы произведения просты, точно и сразу складываются в «единую поэтическую картину». Все они уместны. Характер одного образа связан с характером другого образа, и все образы составляют целостность всего произведения. Характеры кедров объединены одним качеством — все они имеют мечту чем-то кому-то послужить, стать значимыми для кого-то. И все они в результате сыграли важную роль в истории человечества. Все образы сложены в единую картину, и благодаря этому произведение связно и целостно.
Редакторская оценка. В целом, произведение в жанре притчи «Три кедра» Пауло Коэльо достойно того, чтобы его опубликовать. Замысел реализован полно и завершенно. Поучительная нить выдержена.
Литература
которая помогла мне при анализе произведения
1. Библия. Новый Завет. Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Послания Павла Колосянам.
2. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. Т. 2. П—Я.— М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — 577—1198.
3. Литературная энциклопедия: В 11 т. / под ред. Фриче В. М. — [М.], 1929—1939.
4. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Антонова С. Г., Васильев В. И., Жарков И. А., Коланькова О. В., Ленский Б. В., Рябинина Н. З., Соловьев В. И.; Под общ. ред. Антоновой С. Г., д.ф.н. М.: Издательство МГУП, 2002. — 468 с.
5. Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005.