Организация аудита финансовых вложений
![Реферат: Организация аудита финансовых вложений](https://gugn.ru/work/7299240/cover.png)
В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив… Читать ещё >
Организация аудита финансовых вложений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование аудиторской проверки
Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур [20]. Оно должно осуществляться в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)" Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», которое применяется к согласованному аудиту. Планирование способствует Юдина Г. А. Основы аудита. — М.: КНОРУС, 2009. — с. 133.:
- — уделению необходимого внимания важным областям аудита;
- — выявлению потенциальных проблем;
- — выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- — эффективному распределению работы между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке;
- — координации работы аудиторов и других специалистов.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки. При его разработке необходимо принимать во внимание:
- — деятельность аудируемого лица;
- — системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- — риск и существенность;
- — характер, временные рамки, объем процедур;
- — координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
- — и прочие аспекты.
План и программа проверки финансовых вложений должны учитывать оценку аудиторского риска и связанный с ним уровень существенности, определенные на стадии планирования, в отношении счетов учета финансовых вложений.
В общем плане аудита следует описать предполагаемый объем и порядок проведения аудита финансовых вложений. Этот план должен служить руководством при разработке программы аудита.
При разработке плана необходимо принимать во внимание:
- 1) наличие взаимосвязи деятельности аудируемого лица с операциями с финансовыми вложениями, в том числе:
- — общие экономические факторы, влияющие на условия проведения операций с финансовыми вложениями;
- — финансовое состояние предприятия;
- — общий уровень компетентности руководства в отношении операций с финансовыми вложениями;
- 2) состояние системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в отношении финансовых вложений, в том числе:
- — положения учетной политики и ее изменения в отношении финансовых вложений;
- — влияние новых нормативных актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов операций с финансовыми вложениями;
- — планы использования в ходе аудита проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу в отношении операций с финансовыми вложениями;
- 3) риск и существенность операций с финансовыми вложениями, в том числе:
- — ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
- — уровень существенности для целей аудита;
- — оценку возможности наличия, в том числе на основе аудита прошлых лет, существенных искажений или мошеннических действий;
- — определение сложных областей бухгалтерского учета финансовых вложений, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера;
- 4) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
- — относительную важность раздела учета финансовых вложений для проведения аудита;
- — влияние на аудит финансовых вложений наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- — существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита;
- 5) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
- — привлечение экспертов по операциям с финансовыми вложениями;
- — количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их территориальную удаленность друг от друга;
- — оценку количества и квалификации специалистов, необходимых для работы по данным операциям;
- 6) прочие аспекты, в том числе:
- — оценку возможности допущения того, что непрерывность деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом в связи с операциями с финансовыми вложениями
- — наличие обстоятельств, требующих особого внимания, например существование аффилированных лиц, участвовавших в операциях с финансовыми вложениями;
- — опыт работы персонала аудиторской организации по операциям с фондовыми ценностями;
- — форму и сроки подготовки и представления аудиторских отчетов по операциям с фондовыми ценностями в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Форма плана аудиторской проверки финансовых вложений приведена в таблице 1.
Таблица 1 План аудиторской проверки финансовых вложений Полисюк Г. Б. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия. — М.: Экзамен, 2008. — с. 77.
Наименование объекта проверки. | Период проведения. | Исполнитель. | Примечание. |
Финансовые вложения. |
Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532. Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 N 532 (ред. от 22.12.2011) «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1095, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» — 02.01.2012). Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.
В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы. Для надлежащего использования информации о деятельности аудируемого лица анализируют, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.
Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита. Общий план и программу аудита оформляют документально, а также уточняют и пересматривают по мере необходимости. Причины внесения в них значительных изменений документально фиксируют.
Программа аудита должна документально подтверждать характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита по операциям с финансовыми вложениями.
Программа должна включать инструкции для аудиторов, проверяющих операции с финансовыми вложениями, она должна служить средством контроля за ходом аудита, проверки надлежащего выполнения работ.
Форма программы аудиторской проверки финансовых вложений приведена в таблице 2.
Таблица 2. Программа аудиторской проверки финансовых вложений Полисюк Г. Б. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия. — М.: Экзамен, 2008. — с. 78.
№ п/п. | Объект проверки. | Период проверки. | Процедуры. | Исполнитель. | Рабочие документы. | Примечание. |
Финансовые вложения. | ||||||
1. | Существование финансовых вложений. | |||||
1.1. | Инвентаризация. | |||||
1.2. | Документы инвентаризации. | |||||
1.3. | Выборочная инвентаризация. | |||||
2. | Права на финансовые вложения. | |||||
2.1. | Документы, подтверждающие права на финансовые вложения. | |||||
2.2. | Полнота отражения. | |||||
2.3. | Тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. | |||||
2.4. | Оформление первичных документов. | |||||
2.5. | Методология учета финансовых вложений в соответствии с принятой учетной политикой. | |||||
2.6. | Аналитический учет финансовых вложений, в том числе организация учета краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. | |||||
3. | Оценка. | |||||
3.1. | Правильность определения покупной стоимости ценных бумаг. | |||||
3.2. | Корректировка стоимости финансовых вложений, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость. |
План и программа должны быть утверждены и подписаны лицами, отвечающими за результаты проверки операций с финансовыми вложениями.
Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям действующим в РФ нормативным документам.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет финансовых вложений“ ПБУ 19/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2002 N 4085.
Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает Практический аудит / Под ред. Н. Д. Бровкиной, М. В. Мельник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — с. 80.:
- — документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;
- — бухгалтерскую отчетность;
- — приказ об учетной политике организации;
- — регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений (журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 58, 59, 60, 62, 76, 91 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность) Калистратов Л. М. Аудит. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — с. 135.;
- — первичные документы по отражению финансовых вложений.
По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией Практический аудит / Под ред. Н. Д. Бровкиной, М. В. Мельник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — с. 80.:
- — порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;
- — рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;
- — формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.