Аудит некоммерческих организаций
Некоммерческий, или так называемый третий, сектор позволяет в сотрудничестве с другими людьми реализовать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества. Деление на три сектора очень условно, и четкая граница между каждым из них довольно условна. Для эффективного достижения стоящих перед каждым сектором задач необходимо наладить довольно конструктивное взаимодействие… Читать ещё >
Аудит некоммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные понятия
Аудит некоммерческих организаций. Методика аудита некоммерческих организаций. Некоммерческие организации. Цель аудита.
Роль и значение некоммерческих организаций — ассоциаций, союзов в современной экономике
Аудит некоммерческих организаций носит выраженный межсистемный характер. При его проведении должны использоваться методы бухгалтерского учета, ревизии, экономического анализа, современных информационных технологий.
Развитие рыночных отношений, изменение законодательства в области налогообложения, бухгалтерского учета и аудита в стране, увеличение сети объединений коммерческих организаций в союзы и ассоциации, отраслевые особенности некоммерческих организаций, координирующих предпринимательскую деятельность участников, а нередко и сами ведущие доходную деятельность для формирования источников финансирования целей ассоциации и союза, переход бухгалтерского учета и отчетности на МСФО, отсутствие теоретических, методологических и организационных основ аудита отчетности о деятельности некоммерческих организаций (ассоциаций и союзов) обусловливают актуальность разработки проблем аудита некоммерческих организаций.
Социальный и экономический прогресс, стабильность современного общества непосредственно зависят от степени и активности участия граждан в процессе самоуправления, от их способности к самоорганизации во имя достижения общественно полезных целей.
Опыт развития основных стран мира показывает, что демократическая политико-экономическая система общества предполагает наличие трех взаимосвязанных и взаимозависимых секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого. При этом социальная политика любого государства формируется как объект целенаправленного воздействия трех субъектов: государства, гражданского общества и частного бизнеса.
Некоммерческий, или так называемый третий, сектор позволяет в сотрудничестве с другими людьми реализовать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества. Деление на три сектора очень условно, и четкая граница между каждым из них довольно условна. Для эффективного достижения стоящих перед каждым сектором задач необходимо наладить довольно конструктивное взаимодействие на легитимной основе между собой. В настоящее время уже сформировался целый ряд форм взаимодействия государственного и негосударственного некоммерческого секторов. Это и проведение совместных мероприятий, диалог между государством и объединениями организаций, граждан, общественные и консультативные советы, социальный заказ, государственные и муниципальные гранты и др.
Социальная политика также учитывает активность или пассивность населения в решении вопросов собственного самообеспечения. Соответственно складываются модели взаимоотношений между государством, гражданским обществом и частным бизнесом как социальной группы людей, наиболее успешно справляющихся с проблемой повышения своего жизненного уровня.
Как показывают исследования и проведенный опрос работников НКО, эти организации в России находятся в более сложных условиях, чем в других странах. Это обусловлено рядом причин. В развитых странах существует не только признание деятельности некоммерческих организаций и традиции благотворительности, но и разработанные, апробированные модели и технологии, описанные методики, истории успеха различных организаций, характеристика населения с точки зрения культурных особенностей и готовности жертвовать средства на деятельность НКО. Другими словами, есть опыт, модели, технологии, разработки и хорошо развитая инфраструктура, которые помогают развиваться таким организациям.
В России некоммерческий сектор находится в стадии становления в отличие от зарубежных стран, где он существует давно и продолжает развиваться. Специфика деятельности и этапов становления ее в некоммерческих организациях России определяет задачи, стоящие перед ними, а также перед аудиторскими организациями, осуществляющими проверки. Некоммерческим организациям России целесообразно использовать в своей деятельности наработки, существующие модели, отрицательный и положительный опыт деятельности аналогичных организаций зарубежных стран и адаптировать их в случае необходимости.
Прежде чем использовать опыт других стран, необходимо сравнить условия, в которых развивались и работают НКО, особенно общие черты и различия. Автором обобщены сравнительные характеристики условий работы российских и американских некоммерческих организаций и представлены в табл. 15.1.
Российские организации работают в условиях несовершенства законодательства, практически полном отсутствии льгот, недостатка технологий, недоверия со стороны населения, отсутствия сложившегося менталитета меценатства и т. д.
Таблица 15.1
Сравнительные характеристики некоммерческих организаций России и США
Характеристика НКО. | Россия. | США. | |
Мотивация создания. | Сектор идеологический, направленный на решение проблем глобального масштаба, не очень привязан к специфической территории. | Некоммерческие организации создаются и строят свою деятельность вокруг проблем местного сообщества, для решения местных проблем. | |
Характеристики сектора. | Сектор формируется под жестким контролем государства и сейчас находится в стадии становления, активным развитием НКО можно считать последнее десятилетие. | Сектор довольно устойчивый, НКО в Америке существуют давно, активно развиваются около 40 лет. | |
Осознание необходимости государством. | Пет государственной политики в отношении третьего сектора и системы государственной поддержки, льготного налогообложения, стимулирующего данные виды деятельности; усиление контроля государства за деятельностью НКО в последнее время создает негативный имидж организаций третьего сектора; чиновники часто имеют низкую осведомленность о принципах и специфике деятельности НКО; необходима защита со стороны общественной палаты. | Некоммерческие организации создаются не только потому, что они нужны обществу, но и потому, что они нужны и государству. Государство понимает важность и необходимость сектора некоммерческих организаций. | |
Условия развития и поддержка со стороны других секторов. | Отсутствуют традиции благотворительности, нет законодательно закрепленной системы государственной поддержки НКО, бизнес — в стадии становления, предприниматели не имеют возможности открыто декларировать прибыль и оказывать помощь легально, нет поддержки и одобрения со стороны всего общества. | Традиции благотворительности, благоприятная среда для развития сектора — законодательство, общественное мнение, налоговые льготы, существует система государственного социального заказа. | |
Миссия организации. | В основном миссии глобальны, однако в последнее время НКО стремятся уточнить цель и стратегию своего развития. | Миссии конкретизированы. | |
Открытость организации. | Наблюдается тенденция раскрытия источников финансирования НКО; проверка расходования средств происходит дважды: НКО отчитываются перед российским надзорным органом и перед грантодателями. | Некоммерческие организации более открыты, с готовностью предоставляют информацию по всем аспектам деятельности, включая финансовую, существует практика отчета перед донорами и населением. | |
Организация деятельности. | Недооценивают значение лоббирования, отсутствуют специалисты по связям с общественностью; низкий уровень информированности о деятельности НКО; низкий уровень заинтересованности СМИ как следствие непрофессионализма журналистов; разобщенность НКО, отсутствие налаженных внутрисекторных контактов на уровне города, района, области. | Развито лоббирование, большое внимание уделяется связям с общественностью, мощная поддержка СМИ и пропаганда государства. | |
Источники финансирования. | Взносы и членство носят символический характер, организации существуют на деньги местных властей или гранты зарубежных организаций. | Большое внимание уделяется членским взносам, есть программы увеличения членства в организациях, новых доноров привлекают, используя усиленную рекламу. | |
Отношение к НКО со стороны общества. | В России отношение к НКО как к добровольцам, отсутствуют традиции оплаты услуг. | Развиты платные услуги и членские взносы — общество платит НКО и осознает это как необходимость. | |
Управление. | В России нет устоявшейся практики совета директоров. Правление и другие внешние органы практически не работают. | Существует и хорошо развит институт совета директоров. Они играют роль «связки» между НКО и обществом. | |
Внешнее финансирование. | Гранты | ||
В России небольшое количество общественных фондов, а ресурсные центры сами развиваются за счет помощи зарубежных. | Большое количество грантов от различных фондов, национальных и местных, правительственных. | ||
фондов; законодательно не установлена возможность ведения бухгалтерского учета расчетными центрами. | и частных; привлечением средств для НКО занимаются ресурсные центры; осуществлять ведение бухгалтерии и подготовку отчетности ресурсный центр может за определенный процент от гранта. | ||
Контракты от органов государственной власти | |||
В России основной массив законов РФ в области поддержки организаций третьего сектора предусматривает возможность предоставления государством различных форм поддержки НКО (в том числе финансовой), начиная от прямого целевого финансирования до муниципальных грантов и государственного социального заказа. Помимо этого существуют льготы налогового характера. Однако в целом поддержка носит несбалансированный единичный характер и оказывается отдельным организациям. Причина: отсутствие законодательно закрепленной государственной политики в отношении НКО, детально прописанной процедуры и механизма оказания этой поддержки, а также ответственности чиновников. | Средства, поступающие в НКО через систему социальных контрактов, не просто подпитывают бюджеты НКО, а позволяют серьезно снизить затраты Администрации США и отдельных штатов на социальную сферу, не снижая эффективности решения социально-значимых проблем. | ||
Пожертвования от бизнеса | |||
Коммерческие структуры активно выступают спонсорами при проведении различного рода мероприятий, особенно ярких и красочных, сами дарят подарки, произносят речи. Их предпочтение — оказание адресной материальной помощи конкретным получателям. Когда же встает вопрос о финансировании деятельности некоммерческой организации, направленной на работу с данной категорией, чаще всего НКО получают отказ. Здесь сказываются и отсутствие традиций благотворительности в России, и недоверие к НКО. | В США в отличие от России сильны традиции меценатства и благотворительности. | ||
Самофинансирование. | Членские взносы | ||
Это самая распространенная система в мире, однако в России распространен подход «символических» членских взносов. Возможной причиной этого является отношение общества к НКО как исключительно к добровольцам; за деятельность общественным организациям и людям, работающим в них, не привыкли платить. | Система членских взносов разрабатывается самой организацией и может быть гибкой и доступной различным ее членам: для юридических лиц и коллективных членов — одна, для физических — другая. Можно устанавливать ежемесячную уплату взносов, а можно и собирать их один раз в год. В США люди вступают в общественную организацию для того,. | ||
чтобы получать услуги, которые не предоставляет государство, активно участвовать в решении каких-либо проблем, защищать и отстаивать свои интересы или интересы какой-то группы населения. Члены организации пользуются определенными льготами: скидка при оплате семинаров и лекций, бесплатное получение газеты, бесплатные индивидуальные консультации и т. д. | |||
Добровольные пожертвования | |||
Коммерческие организации активно выступают спонсорами при проведении мероприятий, сами дарят подарки, произносят речи. Их предпочтение — оказание адресной материальной помощи. Финансирование деятельности некоммерческой организации, направленной на работу с данной категорией, развито недостаточно. По разным оценкам этот метод составляет от 60 до 80% бюджетов зарубежных некоммерческих организаций. | По разным оценкам этот метод составляет от 60 до 80% бюджетов зарубежных НКО; проведение мероприятий по сбору частных пожертвований способствует не только повышению финансовой устойчивости организаций, но и укреплению имиджа в местном сообществе, увеличению членов и добровольцев. В данном случае внедрение технологий сбора частных пожертвований способствует укреплению доверия населения к деятельности общественных организаций. | ||
Средства, получаемые от целевых мероприятий, или доходы организации от реализации товаров или услуг | |||
В России большинство НКО стараются всеми способами избежать налогооблагаемой деятельности из-за перехода организации на уплату налогов, относящихся к обычным видам деятельности, и усложнения ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Для общественной организации довольно опасно ориентироваться исключительно на внешние источники (гранты, государственные или муниципальные дотации, субсидии и т. д.), поскольку она рискует в одночасье оказаться без финансирования в случае изменения внутриполитической или международной обстановки, смены фондом приоритетов или в том случае, если НКО проявила активность, идущую вразрез с интересами местных органов власти. Опасна и зависимость организации от одного (любого) источника. | Сюда могут относиться собственное производство и оказание различного рода платных услуг (предоставление информации, обучение, выполнение работ на договорной основе). |
Как свидетельствует оценка сложившегося положения дел, развитие НКО требует поддержки со стороны государства и общественности. В частности, наиболее значимыми мероприятиями стали бы мероприятия по нормализации системы налогообложения.