Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология бухгалтерского (финансового) учета: предмет, объекты, метод

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оборотные активы — это совокупность денежных и материальных средств, обслуживающих операционную деятельность предприятия, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства в отличие от внеоборотных являются наиболее подвижной частью активов предприятия, которая легко преобразуется в денежные средства для финансирования… Читать ещё >

Методология бухгалтерского (финансового) учета: предмет, объекты, метод (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и объекты бухгалтерского учета и наблюдения

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организаций.

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия, организации и учреждения должны иметь соответствующее их деятельности имущество — основные средства, сырье и материалы, топливо и т. п. Приобретенное, созданное или поступившее по другим причинам имущество является объектом бухгалтерского учета (его необходимо учитывать по видам имущества, местам хранения, материально ответственным лицам и др.). Формирование имущества в хозяйствах происходит за счет различных источников. В коммерческих организациях такими источниками являются вклады учредителей, кредиты банка, займы, собственная прибыль и др. Унитарные предприятия используют в основном имущество, переданное на их баланс государственными или муниципальными органами, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Различные источники формирования имущества также являются объектами бухгалтерского учета.

Хозяйственная деятельность организации включает в себя следующие основные бизнес-процессы:

  • — снабжение (закупка сырья, материалов и т. д.);
  • — производство готовой продукции (работ, услуг);
  • — продажа готовой продукции (работ, услуг).

Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы имущества другой (например, при реализации готовой продукции имущество организации меняет товарную форму обращения на денежную).

У организации могут быть и другие хозяйственные операции — по ремонту основных средств, капитальному строительству и др. Однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета. Все это позволяет определить объекты бухгал терского учета.

Объекты бухгалтерского (финансового) учета — это факты хозяйственной жизни, активы и обязательства организации; источники финансирования его деятельности; доходы и расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Активы (имущество) — эго хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

По участию в производственном процессе имущество предприятия можно разделить на внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности до тех пор, пока полностью не перенесут свою стоимость на производимую продукцию. К внеоборотным активам относятся основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы — это совокупность денежных и материальных средств, обслуживающих операционную деятельность предприятия, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства в отличие от внеоборотных являются наиболее подвижной частью активов предприятия, которая легко преобразуется в денежные средства для финансирования хозяйственной деятельности. Поэтому организация заинтересована в наиболее рациональном движении и использовании оборотных средств, так как в прямой зависимости от этого находится ее финансовое положение. К оборотным средствам относятся: материальные оборотные средства, денежные средства, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения.

Пассивы (источники формирования активов) организации можно разделить на внутренние и внешние.

Заемный капитал (обязательства) представляет собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Источники заемных средств:

  • — кредиты банка — суммы кредитов банков;
  • — заемные средства — суммы займов, полученных от небанковских организаций.

Задолженность организации заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочной задолженностью считается задолженность, но полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 мес .Долгосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 мес.

Краткосрочная и долгосрочная задолженность может быть срочной и просроченной. Срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке; просроченной задолженностью считается задолженность, но полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

Кредиторская задолженность — это обязательства:

  • — перед поставщиками и подрядчиками за поступившие и неоплаченные материальные ценности (выполненные работы и оказанные услуги);
  • — перед работниками организации по оплате труда;
  • — по начисленным взносам на социальное страхование сотрудников;
  • — но всем видам платежей в бюджет;
  • — по авансам, полученным организацией под предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Погашение обязательств предполагает, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим, преобразования обязательства в капитал, снятия требования со стороны кредитора.

Капитал показывает составную часть финансовых ресурсов, сумму экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Собственный капитал зависит от организационно-правовой формы организации и представляет собой разницу между его имуществом и обязательствами. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли.

Базовыми элементами бухгалтерского учета, формирующими финансовый результат деятельности организации, являются доходы и расходы.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»[1]).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются следующим образом:

  • — доходы от обычных видов деятельности;
  • — прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, т. е. доходы по профильной для организации деятельности — гем видам деятельности, которые приняты организацией в качестве составляющих ее бизнеса.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственного имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Группировка расходов по экономическим элементам показывает однородные группы расходов. ПБУ 10/99 «Расходы организации»[2] установлен единый для всех коммерческих организации независимо от организационно-правовых форм состав экономических элементов расходов по обычным видам деятельности:

  • — материальные затраты;
  • — затраты на оплату труда;
  • — отчисления на социальные нужды;
  • — амортизация;
  • — прочие затраты.

Каждая из вышеперечисленных групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на собственные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены и каково их производственное назначение.

Разница от сравнения сумм доходов и расходов организации представляет собой финансовый результат. Финансовый результат — это экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, выраженный в денежной форме. Он выражается приростом (прибыль) или уменьшением (убыток) стоимости собственного капитала организации, образовавшейся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.

В бухгалтерском учете финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.

  • [1] Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденноеприказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
  • [2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗи.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой