Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Причины и этапы перехода к МСФО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основы касаются финансовой отчетности общего назначения (далее называемых «финансовой отчетность»), в том числе и консолидированный финансовый отчетность. Такая финансовая отчетность готовится и представляется не реже одного раза в год и направлена на удовлетворение общих информационных потребностей широкого круга пользователей. Некоторые из этих пользователей могут потребовать, и имеют право… Читать ещё >

Причины и этапы перехода к МСФО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Наличие одинаковых экономических проблем на территории постсоветского пространства стимулирует правительства стран СНГ к тому, чтобы искать общие подходы в формировании системы бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Начавшееся к настоящему времени реформированиесистемы бухгалтерского учета проходит во многих странах бывшего СССР на разных этапах развития, отличается направлением и учитывает особенности ситуации в национальной экономике, Тем не менее, сходство первоначальной ситуации во многом обусловило сходство процесса экономических реформ, в том числе и во многом сопоставимую схему реформирования существующих систем финансовой отчетности. Необходимостью согласования усилий по реформированию систем финансовой отчетности объясняется создание Координационного совета по методологии бухгалтерского учета, объединяющего представителей Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Представители России и иностранные эксперты также принимают участие в работе Совета. В октябре 2001 года Советом принят проект Основных принципов и положений, согласно которому страны-участницы договорились о следующих основных принципах составления бухгалтерской отчетности организаций:

  • — финансовая отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним;
  • — финансовая отчетность должна быть полезна пользователям. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, и имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой информации определяются руководством организации.
  • — финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;
  • — при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;
  • — информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.
  • — финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;
  • — при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;
  • — информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

Развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций также диктуют необходимость обеспечения потенциальных партнеров достоверной финансовой информацией, позволяющей им принимать обоснованные решения при построение хозяйственных отношений с хозяйствующими субъектами Кыргызстана. Именно это обстоятельство диктует необходимость стандартизации финансовой отчетности в условиях рыночной экономики. Только при наличии таких стандартов у экономических субъектов появится потенциал роста. В целях решения вышеуказанных задач Президентом Кыргызской Республики 3 апреля 2000 года № 73 был издан Указ «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности», в соответствии с которыми создана Национальная комиссия по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Президенте Кыргызской Республики.

Для законодательной поддержки перехода субъектов на МСФО Госкомиссией был разработан проект Закона Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», который устанавливает единую методологическую основу ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности на территории Кыргызской отчетности в соответствии с МСФО для всех субъектов, независимо от форм собственности и определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления финансовой отчетности.

Применение МСФО в республике требует определенной степени подготовленности персонала организаций и бухгалтерских кадров. Акционерным обществам необходимо обучить бухгалтеров МСФО, разработать учетную политику и провести конверсию перехода предприятий на МСФО. На сегодняшний день в учебных центрах переподготовку по МСФО прошли 6923 человека.

Для обеспечения методической базы перехода на МСФО и увязки их с действующей системой бухгалтерского учета Госкомиссией будут разработаны методические рекомендации и комментарии по применению МСФО. В целях развития предпринимательства в республике, достижения прозрачности информации для внешних пользователей и расширения притока инвестиций в данный сектор экономики будет разработан упрощенный метод ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанный на МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса.

Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии прозрачности деятельности участников финансового рынка, усилении рынка и совершенствование системы корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей Госкомиссии в области аудиторской деятельности, является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и Международных стандартов финансовой отчетности. Для этих целей Госкомиссией был разработан проект Закона «Об аудиторской деятельности», подписанный Президентом Кыргызской Республики 30 июля 2002 года.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и аудита позволит решить следующие стратегические задачи: формирование и развитие финансового рынка, действующего на основании рыночных принципов, развитие инфрастуктуры финансового рынка.

С вступлением в силу Положения о бухгалтерской отчетности организации изменились подходы к целям составления отчетности. Эти нормативные документы, определяющие направления развития учета и отчетности на ближайшие годы, закрепили тот факт, что составление бухгалтерской отчетности преследует не столько фискальные цели, сколько цели ликвидации информационного вакуума. Главным назначением бухгалтерской отчетности является получением информации, дающей достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации для всех участников рынка.

В условиях рыночных отношений информация, представленная в отчетности определяет кредитный рейтинг предприятия: ставку по которой оно получает кредитные ресурсы (очевидно, что предприятия, имеющие неудовлетворительные значения финансовых показателей, представляют повышенный риск для кредиторов и, следовательно, могут получить ресурсы уже по более высокой ставке); условия расчетов с кредиторами и др.

Принципиальным является то, что в настоящее время меняется адресность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так же, как и международные стандарты учета, Положение о бухгалтерской отчетности организаций закрепило положение о том, что в первую очередь финансовая отчетность должна обеспечивать настоящих и потенциальных инвесторов, кредиторов, акционеров информацией, необходимой для принятия решений в области инвестирования капитала, условий кредитования, одобрения или неодобрения важных изменений в деятельности и политике предприятия. Неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности становится не только формы № 1, 2, 3, 4, но и пояснительная записка, раскрывающая данные указанных форм и позволяющая внешнему пользователю получить информацию для принятия управленческих решений.

Таким образом, в широком смысле бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для оптимизации рынка капитала, включать достаточное количество информации, по которой можно было бы сделать прогноз будущих денежных потоков предприятия, оценить его доходность ожидаемые дивиденды и т. д.

В мировой практике фирмы, выходящие на международный рынок, стремятся представлять информацию финансовой отчетности, ориентируясь на критерии ее раскрытия, принятые в тех странах, с которыми связаны их инвестиционные и иные деловые интересы.

Надо полагать, что отечественный подход к пониманию существенности информации можно рассматривать как временную меру, позволяющую учетным работникам привыкнуть к необходимости раскрытия информации отчетности для целей ее последующего анализа и дающую некоторый ориентир для составления пояснений отчетности.

Большое внимание надо уделять качественным характеристикам информации, влияющим на предприятие пользователями решений.

Прежде всего, надо определить границы, в которых информация может рассматриваться как полезная для принятия управленческих решений. Для этого применяется лишь та информация, выгода от использования которое больше, чем затраты, связанные с ее получением. Информация должна оправдывать затраты, производимые для ее формирования, иначе ее использование не выгодно. Вместе с тем, когда вновь поступающая информация перестает вносить хоть, сколько нибудь значимые изменения в картину финансового положения предприятия, она признается несущественной.

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприя тия, можно условно разделить на две основные категории: внешние и внут ренние пользователи.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производственного и фи нансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансо вый план об увеличении или уменьшении объема реализации, о ценах про даваемых товаров, направлениях инвестирования ресурсов предприятия, це лесообразности привлечения кредитов и др. Очевидно, что для принятия таких решений требуется полная, своевременная и точная информация, по скольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.

Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. Целью предоставления предприяти ем отчетности внешним пользователям в условиях рынка является прежде всего получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, оттого что представлено в финансовой отчетно сти, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эф фективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут фи нансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. По этому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она по вли яет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не име ют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о дея тельности предприятия в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при про чих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга пока зателей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в цент ре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решении на финансовое положение предприятия.

Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересован ные в деятельности компании, т. е. с прямым финансовым интересом (1), и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней, т. е. с косвенным фи нансовым интересом и без финансового интереса (2).

К первой группе относятся:

  • — нынешние и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании; нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, оп ределения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту; поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
  • — государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые про веряют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
  • — служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном пред приятии.

Предмет анализа этой группы — финансовое положение фирмы, финан совые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетностиэто те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необхо димо для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят: -аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответ ствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;

консультанты по финансовым вопросам, использующие отчет ность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно по мещения их капиталов в ту или иную компанию;

биржи ценных бумаг;

регистрирующие и другие государственные органы, принимаю щие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления от четности;

законодательные органы;

юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения усло вий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении при были и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельнос ти отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей фи нансовой деятельности;

торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;

профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для оп ределения своих требований в отношении заработной платы и условий тру довых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к кото рой относится данное предприятие.

Пользователей этой группы отчетная информация интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного комплексного экономического анализа, мастерство точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими предприятиями во всем мире. Хотя эти финансовые отчеты могут показаться одинаковыми и в разных странах, существует различия, вызванные, вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями.

Эти различные условия привели к возникновению и использованию разнообразных определений элементов финансовой отчетности, например, таких как активы, обязательства, собственный капитал, доход и расход. Это также привело к использованию разных критериев, где для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения. Не остались без внимания и сфера применения финансовой отчетности, и раскрытие осуществляемые в ней.

Основы касаются финансовой отчетности общего назначения (далее называемых «финансовой отчетность»), в том числе и консолидированный финансовый отчетность. Такая финансовая отчетность готовится и представляется не реже одного раза в год и направлена на удовлетворение общих информационных потребностей широкого круга пользователей. Некоторые из этих пользователей могут потребовать, и имеют право получить, дополнительную информацию, сверх той, что содержится в финансовой отчетности. Однако многие пользователи вынуждены полагаться на финансовую отчетность, как на главный источник финансовой информации. Поэтому такая финансовая отчетность должна готовиться и представляться с учетом их потребностей. Специальная финансовая отчетность, например проспекты эмиссии и расчеты, подготовленные для целей налогообложения, не рассматриваются в основах. Тем не менее, основы могут применяться для подготовки таких специальных отчетов, в тех случаях, где это позволяют их требования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой