Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами. Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения; для вновь созданной организации считается… Читать ещё >
Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Налогоплательщики-организации должны исчислять налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ. В этой связи бухгалтерские регистры должны быть организованы таким образом, чтобы определять обязательства по налогам с минимальными трудозатратами.
Законодательство о налогах и сборах содержит также ряд предписаний, затрагивающих организацию бухгалтерского учета: например, требование о ведении раздельного учета отдельных объектов налогообложения. В отдельных случаях у налогоплательщика существует возможность выбора одной из предлагаемых нормативными документами методик определения налоговых обязательств. Во второй части Налогового кодекса (статья 167) введено новое понятие «учетная политика для целей налогообложения», к предмету которой Налоговый кодекс относит принятие решения об определении даты реализации товаров (работ, услуг). Устанавливая порядок формирования и изменения, а также сроки составления учетной политики для целей налогообложения, Налоговый кодекс во многом повторяет положения, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для учетной политики. Сравнительная характеристика учетной политики и учетной политики для целей налогообложения Шевелев А. Е. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — С.487 указана в Таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика. | Учетная политика для целей НУ. | Учетная политика для целей БУ. |
Порядок принятия. | Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения; для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания. | Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения; для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). |
Порядок утверждения. | Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений. | Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных. |
Сроки утверждения. | Вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода регистрации. | Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной). |
Налоговый кодекс не устанавливает требования последовательности учетной политики для целей налогообложения от одного налогового периода к другому и, соответственно, не выделяет случаи, когда организация имеет право изменить учетную политику для целей налогообложения. Можно предположить, что налоговая политика должна применяться без изменений в течение календарного года, однако это напрямую не предусмотрено пунктом 12 статьи 167 НК РФ.
Хотя учетная политика для целей налогообложения упоминается только в главе 21 НК РФ в связи с определением обязательств по налогу на добавленную стоимость, иные акты законодательства о налогах и сборах также содержат положения, предполагающие выбор налогоплательщиком того или иного порядка определения обязательств перед бюджетом. Представляется, что в учетной политике для целей налогообложения также должны быть раскрыты такие аспекты как организация раздельного учета, методики распределения расходов для целей налогообложения и порядок расчета по налогам обособленных подразделений организаций.
В ряде случаев методы налогового планирования, основанные на занижении величины бухгалтерской прибыли, негативно влияют на качество составляемой бухгалтерской отчетности. В качестве альтернативного подхода можно предложить формировать показатели бухгалтерской отчетности по одним правилам, а для целей налогообложения использовать другие, закрепив их в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование различных методик для целей бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств ведет в ряде случаев к неоправданным затратам, порождает необходимость громоздких и трудоемких расчетов и, следовательно, повышает риск неправильного определения налоговых обязательств.
учетный политика налогообложение бухгалтерский.