Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды баланса. 
Бухгалтерский баланс. 
Виды бухгалтерских балансов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Могут кроме того быть вступительные балансы организаций, созданных на базе ранее действовавших хозяйственных субъектов. Такие вступительные балансы от вступительных балансов вновь созданных организаций отличаться не будут, вот только формирование вступительного баланса должно производиться не на основании учредительных документов, а на основании заключительного ликвидационного баланса… Читать ещё >

Виды баланса. Бухгалтерский баланс. Виды бухгалтерских балансов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В экономике применяется без преувеличения множество видов баланса. Это, во-первых, бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов организации, баланс трудовых ресурсов; платежный баланс, межотраслевой баланс и др.

В данной работе будет рассматриваться бухгалтерский баланс и его виды.

Балансы могут классифицироваться по следующим признакам:

  • — времени составления;
  • — периодичности составления;
  • — форме отображаемой информации;
  • — источникам составления;
  • — объему информации;
  • — характеру деятельности;
  • — объекту отражения;
  • — способу очистки;
  • — по целям составления;
  • — по форме собственности;
  • — по характеристике отображаемой информации;
  • — в зависимости от пользователей информации.
  • 1. Виды баланса по времени составления.

По времени составления балансы могут быть вступительные (организационные), текущие (операционные), санируемые, объединительные (соединительные, балансы слияния), разделительные и ликвидационные.

Вступительные (организационные) балансы формируются на дату организации предприятия.

Организация предприятия может происходить в форме создания нового предприятия или преобразования ранее действовавшего предприятия.

Соответственно, вступительные балансы могут составляться у вновь образованных предприятий. В этом случае вступительный баланс будет у данной организации первичным балансом, то есть более ранних финансовых отчетов, имеющих отношение к предприятию, существовать не будет.

Пример.

Физические лица решили организовать ООО «Пагода». В январе был зарегистрирован устав предприятия, согласно которому уставный капитал предприятия составляет 125 000 руб.

Согласно учредительному договору 55 000 руб. вносятся в уставный капитал в виде материалов, подлежащих в дальнейшем использованию в производственной деятельности ООО «Пагода». Часть уставного капитала в размере 45 000 руб. внесена на расчетный счет предприятия. Оставшаяся часть объявленного уставного капитала является неоплаченной.

Вступительный баланс данного вновь организованного предприятия на дату регистрации предприятия будет выглядеть: (Таблица 2.1).

Основанием для составления такого баланса являются учредительные документы. Какие-либо обязательства на момент организации предприятия будут отсутствовать. Отсюда пассив предприятия будет представлен формулой:

Пассив = Собственный капитал.

Актив предприятия будет представлен имуществом, внесенным в счет вклада в уставный капитал, а при неполноте оплаты уставного капитала и дебиторской задолженностью учредителей по взносам в уставной капитал.

То есть, получим:

Актив = Имущество + Дебиторская задолженность.

Таким образом, видоизменяя формулу равенства частей баланса, получим формулу следующего вида:

Имущество + Дебиторская задолженность = Актив = Пассив = Собственный капитал.

Таблица 2.1 Вступительный баланс ООО «Пагода» .

АКТИВ.

ПАССИВ.

Состав и размещение.

Код строки.

Сумма.

Источники образования и сроки возврата.

Код строки.

Сумма.

II. Оборотные активы.

III. Капитал и резервы.

Запасы, в т. ч.:

55 000.

Уставный капитал.

125 000.

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности.

55 000.

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

25 000.

Денежные средства.

45 000.

ИТОГО по разделу II.

125 000.

ИТОГО по разделу III.

125 000.

БАЛАНС.

125 000.

БАЛАНС.

125 000.

Могут кроме того быть вступительные балансы организаций, созданных на базе ранее действовавших хозяйственных субъектов. Такие вступительные балансы от вступительных балансов вновь созданных организаций отличаться не будут, вот только формирование вступительного баланса должно производиться не на основании учредительных документов, а на основании заключительного ликвидационного баланса предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, на основании актов передачи активов и обязательств и других документов. Вступительные балансы составляются один раз в момент организации предприятия, а далее им на смену приходят, как правило, текущие балансы. Текущие (операционные) балансы составляются периодически в течение всего времени функционирования предприятия. Периодичность составления балансов зависит от требований законодательства и руководства хозяйствующего субъекта.

Пример.

Бухгалтер ООО «Пагода», сформировав вступительный баланс в январе отчетного года, будет теперь периодически составлять текущие балансы. В связи с отсутствием потребности руководства ООО «Пагода» в балансах за каждый месяц, балансы будут составляться только с периодичностью, оговоренной законодательством, то есть поквартально.

Текущие балансы в свою очередь подразделяются на текущие вступительные (начальные входящие) балансы, текущие промежуточные и текущие заключительные (исходящие, годовые) балансы. Вступительные (начальные входящие) балансы составляются в начале финансового года, а заключительные (исходящие) в конце финансового года. И, как уже упоминалось, данные вступительного (начального, входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период, предшествующий отчетному.

Таблица 2.2 Разновидности текущих балансов.

Подвиды текущих балансов.

На какую дату составляется.

Вступительные (начальные, входящие) балансы.

На 1 января.

Промежуточные балансы.

На 31 марта, 30 июня, 30 сентября, возможно чаще.

Заключительный (исходящий) баланс.

На 31 декабря.

По времени составления балансы могут быть также санируемыми, объединительными (соединительные, балансы слияния), разделительными, ликвидационными.

Из этих названий нетрудно сделать вывод, что соответствующие балансы составляются в момент, когда на предприятии проводится процедура санации (оздоровления), либо предприятие объединяется, разъединяется или находится в стадии ликвидации.

Потребность в формировании санируемого баланса возникает, когда организация находится в стадии явного банкротства. Санируемый баланс должен помочь ответить на вопрос, каковы у предприятия реальные убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности, и какова их оценочная величина. Для этого в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса, что в свою очередь говорит о необходимости привлечения независимых оценщиков, аудиторов, специалистов по консалтингу, которые смогут профессионально осуществить такую оценку.

Как правило, санируемый баланс будет значительно отличаться от последнего обычного баланса этого же предприятия, так как многие статьи будут подвергнуты уценке или дооценке. К примеру, в большинстве случаев материалы, числящиеся в учете предприятий-банкротов, будут являться слаболиквидными, реализовать их будет возможно только по ценам значительно ниже учетных. Впрочем, даже сравнительно новые материалы достаточно сложно реализовать по цене их приобретения, так как любой покупатель предпочитает приобрести материал непосредственно у специализированной торговой организации, что снижает риск приобретения некачественной или поврежденной при перевозках продукции. И, наоборот, практика показывает, что рыночная цена числящихся в учете таких организаций основных средств намного выше их учетных цен.

При составлении санируемого баланса ряд статей обычного баланса не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет).

Разделительные и объединительные (соединительные, балансы слияния) балансы можно назвать антиподами. Соединительные и разделительные балансы составляются при соединении одной организации к другой или разделении предприятия на несколько юридических лиц. То есть соединительные и разделительные балансы формируются при осуществлении реорганизации юридического лица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Объединительные (соединительные, балансы слияния) балансы составляются при объединении (слиянии) двух и более предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или более структурных единиц к данному предприятию.

Слиянием хозяйствующих субъектов признается возникновение нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий с прекращением последних. При слиянии вновь образовавшийся хозяйствующий субъект является универсальным правопреемником ранее существовавших объединившихся хозяйствующих субъектов.

Присоединением хозяйствующих субъектов признается прекращение одного или нескольких предприятий с передачей всех их прав и обязанностей другому предприятию. В случае присоединения присоединяемое предприятие прекращает свое существование, а объем деятельности предприятия, к которому произошло присоединение, увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся предприятием.

Разделительные балансы составляются в момент разделения предприятия на два или более предприятий или при выделении одного или более структурных единиц данного предприятия другому предприятию.

Разделением хозяйствующего субъекта признается прекращение предприятия с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям. При разделении предприятия оно прекращает свое существование и его место в гражданском обороте занимают предприятия, образованные в результате разделения. Все права и обязанности прежнего хозяйствующего субъекта переходят ко вновь образованным.

Выделением хозяйствующего субъекта признается создание одного или нескольких предприятий с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия без прекращения последнего. Но если при разделении все права и обязанности разделяемого общества переходят к вновь образованным, то при выделении из состава одного общества другого происходит наделение выделившегося частью прав и обязанностей основного общества. При этом основное общество не прекращает своей деятельности.

При реорганизации юридического лица составляется передаточный акт и разделительный баланс (ст. 59 Гражданского кодекса РФ).

В нормативных источниках употребляются именно указанные термины: акт является передаточным, а баланс разделительным. В специальной литературе можно встретить термин «передаточный баланс» .

Особенностью формирования разделительных и объединительных балансов является то, что обычно при их составлении принимаются во внимание внутренние обороты во взаиморасчетах между соединяющимися или разделяющимися организациями.

Ликвидационные балансы составляются в стадии ликвидации предприятия. Причем причины ликвидации могут быть различны — в результате банкротства или закрытия вследствие реорганизации.

Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации в ходе процесса ликвидации. Ликвидационные балансы составляются на начало периода ликвидации (вступительные ликвидационные балансы), в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы) и на конец периода ликвидации (заключительные ликвидационные балансы).

И если вступительные и заключительные ликвидационные балансы составляются по одному разу, то промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно в зависимости от длительности нахождения предприятия в процессе ликвидации, а также потребностей заинтересованных пользователей.

Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами.

В ликвидационном балансе, как и в санируемом балансе, отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. При этом в отличие от санируемого баланса в ликвидационном балансе могут присутствовать статьи, отражающие стоимость фирмы (гудвилл), патентов и других нематериальных активов.

2. Виды баланса по периодичности составления.

В основе классификации балансов по периодичности составления лежит период, за который они составлены. Обычно периодичность составления балансов равна месяцу, кварталу, нескольким кварталам или году, что дает возможность говорить о месячных, квартальных, полугодовых балансах, балансах за 9 месяцев или годовых балансах, однако никто не запрещает составление балансов с другой периодичностью, если имеется таковая необходимость.

Пример.

Предприятие занимается реализацией новогодних игрушек, сувениров, подарков. Наибольший объем реализации в году приходится на период с 15 по 31 декабря. Необходимость более тщательно изучить показатели финансово-хозяйственной деятельности за указанный срок привела руководство предприятия к необходимости составления баланса именно за указанный период.

Балансы, классифицируемые периодичности составления, имеют много схожего с балансами, классифицируемыми по времени составления.

3. Виды балансов по форме отображаемой информации.

По рассматриваемому признаку балансы можно классифицировать как статические и динамические.

Статические балансы составляются на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату.

Пример.

На ООО «Айс» предыдущий баланс был составлен на 31 марта. На 30 июня на предприятии также будет составлен баланс, который отобразит величину и состав активов и источников их образования лишь на определенный момент, то есть на 30 июня. Иначе говоря, в нем не будет содержаться информация об изменениях, происшедших с 1 апреля по 30 июня, он отобразит лишь конечный результат этих изменений.

Для наглядности сравнения используем в приводимых ниже примерах формирования статического и динамического балансов одинаковые данные на конец отчетного периода.

Пример.

Предположим, что ООО «Крейсер» образовано только в первом квартале и показатели на начало периода отсутствуют.

Таблица 2.3 Актив баланса ООО «Крейсер» .

АКТИВ.

Состав и размещение.

Код строки.

Сумма.

На начало периода.

На конец периода.

I. Внеоборотные активы.

Основные средства.

32 425.

ИТОГО по разделу I.

32 425.

II. Оборотные активы.

Запасы, в т. ч.:

20 000.

готовая продукция товары для перепродажи.

20 000.

НДС по приобретенным ценностям.

3 960.

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

40 000.

Денежные средства.

462 185.

ИТОГО по разделу II.

526 145.

БАЛАНС.

558 570.

Таблица 2.4 Пассив баланса ООО «Крейсер» .

ПАССИВ.

Источники образования и сроки возврата.

Код строки.

Сумма.

На начало периода.

На конец периода.

III. Капитал и резервы.

Уставный капитал.

120 000.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

6 245.

ИТОГО по разделу III.

126 245.

V. Краткосрочные обязательства.

Кредиты и займы.

400 000.

Кредиторская задолженность, в т. ч.:

поставщики и подрядчики.

25 960.

задолженность по налогам и сборам.

6 365.

ИТОГО по разделу V.

432 325.

БАЛАНС.

558 570.

Динамические балансы более информативные, они отображают состав имущества предприятия и источники его образования не только на определенную дату, а в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период).

Примерами динамических балансов могут служить оборотный (оборотно-сальдовый) баланс (оборотная ведомость) и шахматный оборотный баланс.

Формальное отличие оборотного (оборотно-сальдового) баланса от статических балансов заключается в количестве граф. Качественное же отличие состоит в том, что, во-первых, в оборотный баланс входят и транзитные счета, которые не показываются в статических балансах, а, во-вторых, и основные и транзитные счета помимо остатков на начало и конец периода, представлены и оборотами за данный период.

Рисунок 2.5 Оборотная ведомость за I квартал 2007 года по ООО «Крейсер» :

Счет.

Сальдо на начало периода.

Обороты за период.

Сальдо на конец периода.

Код.

Наименование.

Дебет.

Кредит.

Дебет.

Кредит.

Дебет.

Кредит.

Основные средства.

40 711,86.

5000,00.

35 711,86.

Амортизация ОС.

278,00.

3564,44.

3286,44.

Капитальные вложения.

40 711,86.

40 711,86.

Материалы.

3200,00.

3200,00.

НДС по приобретенным ценностям.

59 348,14.

55 388,14.

3960,00.

Основное производство.

95 767,60.

95 767,60.

Товары.

332 000,00.

312 000,00.

20 000,00.

Касса.

99 300,00.

94 642,22.

4657,78.

Расчетный счет.

942 118,00.

484 590,80.

457 527,20.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

399 100,00.

425 060,00.

25 960,00.

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам.

400 000,00.

400 000,00.

Расчеты по налогам и сборам.

82 560,00.

88 925,00.

6365,00.

Расчеты по соц. страх. и обеспечению.

26 734,73.

26 734,73.

Расчеты по оплате труда.

53 684,22.

53 684,22.

Расчеты с дебиторами и кредиторами.

701 736,00.

661 736,00.

40 000,00.

Уставный капитал.

80 000,00.

200 000,00.

120 000,00.

Продажи.

501 618,00.

501 618,00.

Прибыли и убытки.

5523,00.

11 768,40.

6245,40.

Нераспределенная прибыль/убыток.

БАЛАНС.

При составлении баланса в тысячах рублях по правилам округления значение показателя уставный капитал и убытки будет округлено до нуля.

Следовательно, получим нулевой баланс, как по классификации, так и по содержанию.

Ненулевой баланс — это баланс, свидетельствующий о наличии у предприятия или активов, или пассивов и имеющий в валюте баланса итоговый показатель больше нуля.

Пример.

Предприятия имеет уставный капитал 11 000 руб., 10 000 руб. из которых были использованы на административно-организационные расходы, а 1 000 руб. находится в кассе предприятия.

Баланс предприятия будет иметь вид:

Таблица 2.7 Пример ненулевого баланса.

АКТИВ.

ПАССИВ.

Состав и размещение.

Код строки.

Сумма, руб.

Источники образования и сроки возврата.

Код строки.

Сумма, руб.

II. Оборотные активы.

III. Капитал и резервы.

Денежные средства.

1 000.

Уставный капитал.

11 000.

ИТОГО по разделу II.

1 000.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

— 10 000.

ИТОГО по разделу III.

1 000.

БАЛАНС.

1 000.

БАЛАНС.

1 000.

6. Виды баланса по характеру деятельности По характеру деятельности балансы можно подразделить на балансы по основной и неосновной деятельности.

Ранее балансами по основной деятельности считались балансы, которые обобщали данные по видам деятельности, оговоренные в уставе предприятия. Но в настоящее время применение такого подхода неразумно. Как правило, в уставах пытаются оговорить максимально вероятное число видов деятельности, которыми когда-либо возникает возможность заниматься.

И более того, разумно подходя к составлению устава, многие организации прописывают фразу «и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством». То есть получается, что практически все виды деятельности можно считать основными балансов по неосновным видам деятельности просто не будет.

Поэтому более целесообразно разграничить основные и неосновные виды деятельности по другим признакам.

Пример.

ООО «Эгида» занимается оптовой торговлей.

Очень редко предприятие сдает в аренду определенное имущество на короткие сроки.

Оптовую торговлю можно считать основным видом деятельности, а услуги по аренде неосновным видом деятельности.

При разграничении основного и неосновного вида деятельности можно учитывать и доли доходов от различных видов деятельности в общей величине доходов.

Пример.

Воспользуемся данными предыдущего примера и предположим, что доход в отчетном периоде от сдачи дорогостоящего имущества в аренду составляет 50% от общей величины полученных доходов, но при этом можно учесть, что сдача имущества в аренду носит неустойчивый характер, то есть может происходить, а может и нет, а оптовой торговлей предприятие занимается постоянно и без перерывов.

Деление балансов на баланс по основной или неосновной деятельности важно в большей части для целей внутреннего анализа, а, следовательно, что считать основной или неосновной деятельностью должно быть определено внутренними организационно-распорядительными документами предприятия.

7. Виды балансов по объекту отражения.

По объекту отражения балансы можно подразделить на самостоятельные и подчиненные (отдельные).

Для того чтобы уяснить разницу между самостоятельными и подчиненными (отдельными) балансами, обратимся к Гражданскому кодексу РФ.

Статья 48 ГК РФ указывает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

То есть самостоятельный баланс могут иметь только предприятия, наделенные правами юридического лица.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Согласно статье 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Кроме того, статья 11 Налогового кодекса РФ предусматривает такое понятие, как обособленное подразделение, каковым признается любое территориальное обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается н срок более одного месяца.

Таким образом, получаем, что любое рабочее место, образованное вне места регистрации предприятия на срок более одного месяца и не являющееся представительством или филиалом, также не будет являться юридическим лицом.

Таким образом, обособленные подразделения юридического лица могут иметь только подчиненный (отдельный) баланс.

Пример.

ООО «Бытсервис» оказывает услуги населению. Предприятие имеет помещения, в которых производится оказание услуг, расположенные в разных районах города.

Одно из этих помещений является адресом регистрации предприятия, а остальные лишь обособленными подразделениями.

Баланс, составленный по итогам работы обособленного подразделения, будет подчиненным (отдельным) балансом, а баланс в целом по организации будет самостоятельным балансом.

8. Виды балансов по способу очистки.

По способу очистки балансы подразделяются на балансы-нетто и балансы-брутто.

Отличие этих балансов друг от друга состоит в том, в какой оценке приведены числовые показатели.

Для того, чтобы легче понять отличительные особенности и роль балансов-нетто и брутто, следует обратиться к методологии бухгалтерского учета.

Как уже указывалось, основные средства, нематериальные активы отражаются в учете по учетной стоимости. Обычно учетной стоимостью является первоначальная стоимость, а если производилась переоценка, то восстановительная стоимость активов. Но, к примеру, станок, приобретенный только что, и станок, купленный много лет назад, даже будучи полностью аналогичным и равными по стоимости, между тем будут существенно отличаться друг от друга. В каком бы хорошем состоянии не находился станок, приобретенный несколько лет назад, он будет требовать профилактики, требовать замены отдельных деталей или иметь уже замененные детали.

Следовательно, необходима корректировка стоимости актива с учетом его износа. Такая корректировка в бухгалтерском учете отражается на отдельных счетах бухгалтерского учета (для основных средств это «Амортизация основных средств», для нематериальных активов «Амортизация нематериальных активов») и представляет собой перенос стоимости активов на готовую продукцию.

Обратимся теперь к прибыли. Из прибыли до налогообложения производится начисление налога на прибыль или единого налога, оставшуюся прибыль обычно называют чистой прибылью предприятия. Ранее использование прибыли отражалось на отдельном счете, что также требовало для оценки величины чистой прибыли сопоставления данных двух счетов бухгалтерского учета. Но сейчас прибыль и убыток предприятия в балансе отражается на строке 470 баланса «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В то же время прибыль или убыток отчетного года в течение года отражаются на отдельном бухгалтерском счете 99 «Прибыли и убытки», а нераспределенная прибыль на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» происходит лишь в конце отчетного года. Следовательно, чтобы узнать общую сумму прибыли в течение года необходимо сложить показатели по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и счету 99 «Прибыли и убытки» .

Получается, что статьи баланса можно подразделить на не требующие корректировки (основные) и регулирующие, то есть статьи, уточняющие те или иные показатели.

На основании приведенных примеров регулирующих статей можно выделить регулирующие статьи двух видов: прямого и контрарного регулирования.

Прямые регулирующие статьи дополняют основные статьи баланса так, что отражаемый в балансе показатель равен сумме показателей основной и регулирующей статей.

Контрарные регулирующие статьи уменьшают основные статьи баланса, при этом отражаемый в балансе показатель равен разности, получаемой при вычитании из основной регулирующей статьи. В свою очередь контрарные регулирующие статьи подразделяются на контактивные регулирующие статьи, так как они уточняют основные статьи актива баланса, являясь пассивными счетами, и контрпассивные регулирующие статьи, уточняющие основные статьи пассива баланса, являющиеся активными счетами.

Пример.

Уставный капитал предприятия равен 500 000 руб. Учетная стоимость основных средств предприятия на отчетную дату составляет 722 000 руб., начисленная амортизация 122 000 руб. Нераспределенная прибыль прошлого года 112 200 руб., а прибыль отчетного года 18 800 руб. Также у предприятия 31 000 руб. находится на расчетном счете. (Таблица 2.8).

Таким образом, получаем, что баланс-нетто — это бухгалтерский баланс, очищенный от регулирующих статей, а баланс-брутто — баланс, включающий регулирующие статьи.

В пункте 35 ПБУ 4/99 установлено, что бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Таблица 2.8 Баланс к примеру.

АКТИВ.

ПАССИВ.

Состав и размещение.

Код строки.

Сумма, руб.

Источники образования и сроки возврата.

Код строки.

Сумма, руб.

I. Внеоборотные активы.

III. Капитал и резервы.

Основные средства.

600 000.

Уставный капитал.

500 000.

ИТОГО по разделу I.

600 000.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

131 000.

II. Оборотные активы.

ИТОГО по разделу II.

631 000.

Денежные средства.

31 000.

ИТОГО по разделу II.

31 000.

БАЛАНС.

631 000.

БАЛАНС.

631 000.

То есть те балансы, которые сдаются в налоговые органы и с которыми обычно имеют дело бухгалтеры, представляют собой балансы-нетто. Зачастую очень многие специалисты-практики вряд ли смогут припомнить, когда они имели дело с балансом-брутто.

Балансы-нетто используются для целей фискального контроля, и они же применяются в практической бухгалтерии. Ведь гораздо проще иметь дело с одной формой, оперировать в работе одними показателями, зная, что твои коллеги понимают, скажем, говоря об основных средствах, одну определенную их стоимость. То есть, говоря о бухгалтерском балансе, подлежащем представлению в официальные органы, всегда подразумевается баланс-нетто.

Балансы-брутто используются в анализе, в различных научных исследованиях, статистических обобщениях, и, как уже говорилось, сравнительно редко в практической бухгалтерии.

9. Виды балансов по целям составления.

По целям составления можно различить пробные и окончательные балансы, а также балансы отчетные и перспективные (прогнозные).

Пробные балансы составляются в целях реализации контрольных процедур, в частности проверка тождества баланса. Как правило, пробные балансы не передаются заинтересованными пользователям, так как являются документами внутреннего контроля.

Окончательные балансы являются официальными документами организации и служат источниками изучения финансового состояния организации для различных заинтересованных пользователей.

Пробный баланс строится путем выведения сальдо по каждому бухгалтерскому счету. По сути, пробный баланс мало чем отличается от окончательного, разве что упрощенными требованиями по оформлению, а главное целями составления.

Отсутствие равенства итогов пробного баланса говорит о наличии одной или нескольких следующих ошибок:

по дебету или кредиту счета неправильно отражен показатель хозяйственной операции;

в учетных регистрах показатель вместо кредита записан по дебету или наоборот;

в учетных регистрах при отражении показателя перепутаны цифры (например, сумма 29 отражена как 92);

неправильно подсчитаны обороты по счету;

неправильно выведено сальдо по счету;

в пробном балансе показатель вместо кредита записан по дебету или наоборот;

допущена ошибка при перенесении сальдо счета в пробный баланс;

при отражении показателя в пробном балансе перепутаны цифры (см. ошибку 3);

неправильно произведено округление данных;

неправильно подсчитаны итоги по дебету и /или кредиту счета в пробном балансе;

другое.

Но и тождество граф пробного баланса не всегда говорит о правильности его составления. Возможно, тождество достигнуто, и баланс формально верен, но содержатся следующие ошибки, не определяемые при построении баланса: неправильно составлены первичные документы; пропущено отражение хозяйственной операции в учетных регистрах; ошибочная сумма записана и в дебет, и в кредит соответствующих счетов.

Отчетный баланс составляется за отчетный период.

Источником для составления отчетного баланса являются исключительно данные бухгалтерского учета. Перспективный (прогнозный) баланс составляется для анализа перспектив развития предприятия. Такой анализ предназначен для целей прогнозирования и планирования. Составить перспективный баланс достаточно сложно, так как для этого необходимо спрогнозировать деятельность предприятия и результаты этой деятельности на перспективу.

10. Виды балансов по форме собственности По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организации, а также общественных организаций.

Основное различие между указанными балансами будет в источниках образования средств.

11. Виды балансов по характеристике отображаемой информации.

По характеристике отображаемой информации балансы можно подразделить на средние и свернутые (уплотненные).

Средним балансом будет называться баланс, показатели которого будут представлять собой средние величины соответствующих статей балансов предприятия за ряд периодов.

Такой подход позволяет устранить колебания по отдельным статьям и разделам.

Средние балансы могут строиться и за ряд месяцев, кварталов, лет. При этом средние показатели за период могут быть получены, как среднее значение средних балансов за этот период.

Пример.

Статья «Денежные средства» в средних балансах за три года имеет следующие значения:

Год 1 — 169 000,Год 2 — 334 000,Год 3 — 853 000.

Следовательно, для построения среднего баланса за три данных года необходимо найти среднее арифметическое приведенных показателей.

Получим показатель 452 000 руб. [ (169 000 руб. + 334 000 руб. + 853 000 руб.): 3].

Свернутые (уплотненные) балансы формируются путем агрегирования однородных статей баланса в группы. При построении уплотненного баланса число статей баланса резко снижается, повышая тем самым простоту его анализа и наглядность.

Степень плотности баланса может быть различна и зависеть только от целей составления баланса и интересов его пользователей.

12. Виды балансов в зависимости от пользователей информации.

Пользователи бухгалтерской отчетности могут быть различны — налоговые органы, органы статистики, кредиторы, инвесторы, акционеры (учредители) и т. п.

Соответственно, в зависимости от пользователя информации балансы будут подразделяться, в частности, на балансы, представляемые в фискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям) и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой