Маркетинг.
Организация рабочего процесса на ОАО "Вымпел Коммуникации"
Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями. Торговые подразделения предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности. По заказу руководителей подразделений и товарных групп Отдел маркетинга выполняют… Читать ещё >
Маркетинг. Организация рабочего процесса на ОАО "Вымпел Коммуникации" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация маркетинга на предприятии
Отдел маркетинга создан в октябре 2002 года. В ближайшем будущем (год-полтора) планируется формирование матричной структуры управления маркетингом компании, предполагающей разделение зон ответственности параллельно как по основным маркетинговым функциям, так и по товарным направлениям. В настоящее время постоянный мониторинг конкурентов не проводится. Принят на работу Консультант по маркетингу, который пишет Положение об отделе Маркетинга и Годовой маркетинговый план. Сначала он проводит выборочный анализ конкурентов. Ранее в компании проводились только фрагментарные маркетинговые исследования. Действующей Маркетинговой Информационной Системы пока нет.
Разработан ряд внутрифирменных документов в области маркетинга компании:
- · PEST анализ ОАО «Вымпел Коммуникации»
- · SWOT анализ ОАО «Вымпел Коммуникации»
- · Годовой маркетинговый план
- · Положение об отделе маркетинга
- · Должностные инструкции сотрудников отдела маркетинга
PEST анализ (анализ политических, экономических социальных и технологических факторов) Для формулирования стратегии необходимо проведение PEST анализа. PEST анализ для компании ОАО «Вымпел Коммуникации» выглядит в сокращенном варианте так:
Политика.
Определенность и последовательность во внешней и внутренней политике России. (Прогноз развития России на 2000;2010 год).
Экономика.
— Концентрация собственности в металлообрабатывающей отрасли.
Общество.
- — Ориентация на качество, качественный продукт.
- — Конкуренция наряду с высокой степени лоббирования при корпоративных заказах, протекционизм при принятии решений
Технологии.
Для металлообрабатывающей индустрии России характерен как большой износ основных фондов, так и вложения собственников в реструктуризацию и производство.
SWOT анализ, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Для развития и формулирования стратегии необходимо четко представлять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для бизнеса. Стратегия строится на сильных сторонах и возможностях. Необходимо уменьшить влияние слабостей и угроз [Таблица № 1, Таблица № 2].
Таблица № 1 SWOT анализ.
Оценка внутренней среды организации. | |
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
Хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей. | Устарелое оборудование. |
Большой опыт. | Внутренние производственные проблемы. |
Широкий ассортимент продукции. | Отставание в области исследований и разработок. |
Недостаток квалифицированных кадров. | |
Недостаток собственных оборотных средств. | |
Оценка влияния факторов внешней среды. | |
Благоприятные возможности. | Угрозы. |
Способность обслуживать новые группы клиентов или выйти на новые рынки. | Медленный рост рынка. |
Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов. | Высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса. |
После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид:
Таблица № 2.
Возможности: Способность обслуживать новые группы клиентов или выйти на новые рынки Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов. | Угрозы: Медленный рост рынка Высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса. | |
Сильные стороны: Хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей Большой опыт Широкий ассортимент продукции. | ПОЛЕ «СИВ». | ПОЛЕ «СИУ». |
Слабые стороны: Устарелое оборудование Внутренние производственные проблемы. Отставание в области исследований и разработок Недостаток квалифицированных кадров Недостаток собственных оборотных средств. | ПОЛЕ «СЛВ». | ПОЛЕ «СЛУ». |
Вывод: в поле «Сильные стороны и возможности» можно отнести такие сильные стороны предприятия как хорошее впечатление, сложившееся о компании и большой опыт, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей расширения потребительской базы и привлечения новых покупателей путем расширения ассортимента продукции. В поле «Слабости и Возможности» отнесем такую возможность как расширение ассортимента продукции, таким образом, мы попытаемся преодолеть слабую сторону, заключающуюся в отставании в области исследований и разработок, таким образом при наращивании объемов производства и продаж и организации появится возможность обновления устаревшего оборудования. Если обратить внимание на поле «Сила и угроза», то увидим, что за счет своей сильной стороны широкого ассортимента продукции, предприятие может преодолеть зависимость от снижения спроса, путем предложения новой продукции. Для поля «Слабость и угрозы» необходима стратегия, которая позволила бы организации как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Положение об Отделе Маркетинга.
Структура этого документа определена следующим образом:
- 1. Цели и функции
- 2. Структура отдела
- 3. Взаимодействие с подразделениями компаниями
- 4. Функциональные обязанности
- 5. Проведение маркетинговых исследований
Цели и функции Отдела Маркетинга:
Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия.
Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий.
В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.
Структура Отдела Маркетинга.
Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации: Численность отдела маркетинга — 4 сотрудника.
В состав отдела входят:
Начальник Отдела Маркетинга.
Маркетолог / Менеджер по маркетингу.
Маркетолог / Аналитик.
Маркетолог / Менеджер по интернет-маркетингу.
Взаимодействие отдела маркетинга с другими подразделениями. Торговые подразделения предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности. По заказу руководителей подразделений и товарных групп Отдел маркетинга выполняют отдельные виды маркетинговой деятельности. Начальник Отдела маркетинга планирует и координирует деятельность внутри группы.
Отдел Маркетинга и менеджеры по маркетингу предприятий активно взаимодействуют с Начальником отдела PR и рекламы для формирования рекламной компании. Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с Отделом маркетинга. Функциональные обязанности руководителя и сотрудников отдела маркетинга.
Начальник отдела маркетинга выполняет следующие функции:
Определяет и представляет на утверждение Генеральному Директору Годовой маркетинговый план и объемы и структуру консолидированного бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, ежегодно, а в случае необходимости — на указанный период) и несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета Отдела Маркетинга.
определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных «Положением об отделе маркетинга», а также на основе указаний Генерального Директора и несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела.
определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач.
определяет порядок оплаты труда работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т. п.
определяет стратегию деятельности по продвижению товаров и услуг, организует ее реализацию принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции.
ежегодно (а по требованию Директора предприятия в любой момент за любой период времени) представляет им информацию о деятельности отдела.
в случае необходимости проведения специальных маркетинговых мероприятий по согласованию с руководством привлекает к выполнению данной работы сотрудников других подразделений предприятия, создает временные группы экспертов по отдельным маркетинговым вопросам и руководит их работой.
организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга.
занимается повышением квалификации сотрудников отдела и собственной квалификации.
Маркетолог, Менеджер по маркетингу выполняет следующие функции:
осуществляет исследовательские и исполнительские функции:
предоставляет начальнику отдела информацию, необходимую для анализа и прогнозирования рыночной ситуации.
организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития.
организует и принимает личное участие в проведении исследований по изучению потребностей и отношения потребителей и торговых посредников к продукции предприятия.
организует и принимает участие в сегментации рынка и изучении параметров сегментов (объемы спроса, отношение к ценам, конкуренты в данном сегменте и т. п.).
проводит изучение деятельности конкурентов, определяет позицию предприятия в конкурентной борьбе.
организует получение данных по конкретным рынкам товаров и о научно-техническом прогрессе в конкретной области.
организует разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами проводит экономический анализ и оценку планов маркетинга, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.
устанавливает контакты и организует получение от организаций и отдельных специалистов информации, необходимой для осуществления работы.
выполняет поручения Директора, Заместителя директора.
проводит выявление и осуществляет анализ информационных потоков и взаимосвязей структурных подразделений предприятия, принимающих участие или влияющих на реализацию функций маркетинга.
разрабатывает методы анализа и оптимизации структуры и состояния базы данных маркетинговой деятельности.
осуществляет оперативный экономический анализ текущей маркетинговой деятельности, в частности, анализ хода продаж, его соответствия плановым показателям, изучает причины отклонений хода продаж от плана и вносит в них коррективы.
на основе статистической информации и результатов специальных исследований осуществляет анализ и прогнозирование развития рынка.
вырабатывает предложения в области ценовой политики.
осуществляет деловые контакты с рекламными подразделениями организаций средств массовой информации.
осуществляет выбор и организует при участии других подразделений предприятия практическую реализацию отдельных методов стимулирования сбыта (ярмарки, выставки, продажа по сниженным ценам, купонная продажа, предоставление образцов товара для испытания и т. п.).
осуществляет оценку эффективности применяемых методов продвижения товаров.
организует совместно с сотрудниками отдела сбыта оперативный сбор информации, касающейся сбыта продукции.
организует и осуществляет совместно с сотрудниками отдела сбыта анализ хода продаж по всем регионам и сегментам рынка.
проводит анализ состояния Уфимского центрального офиса и дилерской сети, вырабатывает рекомендации по ее развитию и совершенствованию (создание сбытовых филиалов, контор, представительств предприятия в различных регионах, расширение сети предприятий оптовой и розничной торговли и т. п.).
организует и проводит исследование товарного ассортимента и потребительских свойств выпускаемых товаров.
осуществляет выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, структуры издержек производства и пр.).
разрабатывает программу исследований и совместно с другими подразделениями отдела маркетинга и с отделом сбыта осуществляет изучение и прогнозирование спроса на товар, проводит оценку потребности в производимых и разрабатываемых товарах.
разрабатывает программу исследований и совместно с другими подразделениями отдела маркетинга и с отделом сбыта организует и проводит исследование потребительских предпочтений и покупательского поведения по отношению к товарам данной товарной группы.
совместно с другими подразделениями отдела маркетинга и с отделом сбыта осуществляет сбор и анализ сведений о недостатках, претензиях в использовании товара, принимает участие в рассмотрении рекламаций.
осуществляет создание и ведение информационной базы по товарной группе.
контролирует осуществление плана маркетинга определенной группы товаров, готовит предложения по внесению в него изменений.
участвует в разработке и согласование планов проведения рекламных мероприятий.
участвует в определении целей, методов, сроков и эффективности мероприятий по стимулированию сбыта товара.
замещает начальника отдела маркетинга в случае его отсутствия.
Проведение маркетинговых исследований.
Планы проведения маркетинговых исследований для предприятия в целом разрабатываются Отделом Маркетинга совместно с руководителями компаний и руководителями товарных групп. Разработку планов маркетинговых исследований координирует начальник отдела маркетинга. Исполнение планов осуществляют сотрудники отдела маркетинга при участии всех необходимых служб предприятия.
Годовой маркетинговый план и виды отчетных документов.
Целью маркетингового планирования деятельности ОАО «Завод металлообработки» является разработка ключевых мероприятий в области маркетинга посредством разработки маркетинговой стратегии и маркетингового комплекса.