Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы разработки электронных образовательных ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, студент работает не с непрерывно излагаемым материалом, а отдельными экранными фрагментами, дискретно следующими друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, т. е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня), содержит один или несколько фрагментов, последовательно… Читать ещё >

Основы разработки электронных образовательных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все более важную роль в процессе обучения играют компьютеры и компьютерные технологии. Компьютеры используются при тестировании, демонстрации примеров и экспериментов. Существует целый класс программ, называемых «электронными» учебниками, содержащих некоторое количество иллюстрированной текстовой информации.

Для современного человека одним из основных умений является умения самообучения, для чего активно используются электронные средства обучения:

  • 1) сервисные программные средства общего назначения;
  • 2) программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
  • 3) электронные тренажеры;
  • 4) программные средства для математического и имитационного моделирования;
  • 5) программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
  • 6) информационно-поисковые справочные системы;
  • 7) автоматизированные обучающие системы;
  • 8) электронные учебники;
  • 9) экспертные обучающие системы;
  • 10) интеллектуальные обучающие системы;
  • 11) средства автоматизации профессиональной деятельности.

Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания таких компьютерных пакетов (электронных учебников, пособий, тренажеров, тестеров и проч.). Их наличие обеспечит одну и ту же компьютерную среду в специализированной аудитории на практических занятиях, в компьютерном классе учебного заведения или общежитии, оборудованном для самостоятельной работы учащихся, а также дома на персональном компьютере. Основываясь на официальных определениях электронного издания, учебного электронного издания и электронного учебника, необходимо расширить и конкретизировать понятие. Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу. Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Электронный учебник является элементом образовательной среды. Она включает традиционные образовательные ресурсы, другие электронные учебники, человеческий фактор, государство, издателей и распространителей.

На первом этапе разработки целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:

  • 1)наиболее полно соответствуют стандартной программе,
  • 2)лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
  • 3)содержат большое количество примеров и задач,
  • 4)имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества;На третьем этапе разрабатывается оглавление, т. е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом;

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи. Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации;

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное ЭИ и называют электронным учебником.

С потребностью в справочнике сталкивается каждый. Та или иная справочная информация бывает нужна практически каждый день. Особенно это касается руководителей предприятий, начальников отделов поставки и сбыта, просто деловых людей. Поэтому, бизнес-справочник может стать не просто полезным, но и незаменимым ресурсом. Его цель — предоставить вам наиболее полные контактные данные об организациях и промышленных предприятиях, фирмах или компаниях, и содержательные сведения об их деятельности. Каталог предприятий может также содержать перечень предлагаемых услуг и товаров, прайс-листы и схемы проезда. Каталог предприятий незаменим для коммерсантов, продавцов крупного и мелкого опта, для руководителей компаний, предприятий или фирм, а также менеджеров. Каталог предприятий постоянно растёт и развивается, пополняясь новыми предприятиями, услугами и товарами, поэтому, чтобы узнать какую-либо информацию, вам не нужно перерывать кучу информации, а стоит только лишь заглянуть в электронный-справочник.

Учебно-методический комплекс представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Он содержит типовые программы, теоретический материал, практические задания, методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов, материалы по тестированию.

Комплексы могут быть предоставлены мультимедийными курсами, включающими видео-, аудиои печатные материалы. Мультимедийные курсы, сочетающие концептуальную, иллюстративную, справочную, тренажерную и контролирующую части, являются средством комплексного воздействия на обучающегося: очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Основа мультимедийного курса УМК реализуется на компьютере и включает в себя:

  • — электронное учебное пособие;
  • — электронный справочник;
  • — тренажерный комплекс (компьютерные модели);
  • — индивидуальные задания;
  • — электронный лабораторный практикум;
  • — тесты.

Электронное пособие для достижения максимального эффекта, должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы, параграфы и другие разделы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными. Затем каждый раздел, соответствующий рубрикации нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать 3−5 текстовых абзацев или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Таким образом, студент работает не с непрерывно излагаемым материалом, а отдельными экранными фрагментами, дискретно следующими друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, т. е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня), содержит один или несколько фрагментов, последовательно связанных друг с другом гипертекстовыми связями.

Содержание книги поделено на главы и разделы, которые образуют древовидную структуру. Эта структура находится в левой части основного окна программы. В правой части находится окно просмотра содержимого главы (раздела). Для того чтобы посмотреть какую-либо главу (раздел) необходимо просто щелкнуть по ее названию в дереве слева. Если глава имеет разделы (подразделы), то для того, чтобы посмотреть их список просто щелкните по значку «+». После этого Вы увидите список разделов выбранной главы. Щелкните по названию раздела мышкой, чтобы увидеть его содержимое.

Выбранные из оглавления разделы появляются в основном тексте электронного учебника, который представляет собой главное информационное поле, т. е. содержит тот материал, который должен быть воспринят учащимся. Заголовки четко и кратко отражают содержание разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Рисунки и схемы, которые присутствуют в тексте электронного учебника, имеют тематическое наименование.

В основном тексте содержаться ссылки. Каждая текстовая ссылка выделяется подчеркиванием и изменением цвета. В данном электронном учебнике содержаться внутренние ссылки, всплывающие ссылки, ссылки на тесты. Внутренние ссылки — щелкнув по ссылке этого типа, вы перейдете на главу (раздел учебника). Ссылки на тесты — щелкнув по ссылке этого типа, откроется тест и можно пройти тестирование.

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий. Использование реальных установок для тренировок нежелательно по целому ряду причин (перерывы в электроснабжении, возможность создания аварийных ситуаций, повышенная опасность и т. п.). Кроме этого, электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой