Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Воспитание культуры поведения на уроках русского языка и литературного чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культурное поведение невозможно воспитать только запретами, отметками, поощрениями или наказаниями. Ему нужно учить так же, как учат математике или русскому языку. При этом необходима система такого обучения. А. С. Макаренко учил нас, что формировать поступки нужно посредством «тренажа, гимнастики поведения». Уровень культуры зависит от эффективности и согласованности факторов, которые на него… Читать ещё >

Введение. Воспитание культуры поведения на уроках русского языка и литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данной темы обусловлена тем, младший школьный возраст — самый благоприятный возраст для его нравственного развития. С поступлением в школу у детей кардинально меняется социальная ситуация развития. На смену ведущей игровой деятельности приходит учебная, что вносит изменения в жизнь младшего школьника, при этом авторитетом для них является их учитель.

Понятие культуры очень широко и его составными являются интеллектуальная, политическая, правовая, эстетическая, нравственная культура.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А. М. Архангельского, Н. М. Болдырева, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А. А. Горонидзе, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.) [18, 176].

В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.

Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно — нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Уровень культуры зависит от эффективности и согласованности факторов, которые на него воздействуют: социум, система общественных отношений, быта, деятельность школы, семьи. Решающая роль при этом принадлежит школе и семье, так как они закладывают нравственный фундамент личности.

Все изложенное имеет особое значение в работе учителя. Во-первых, педагогическая деятельность в основном состоит из общения с детьми и от качества этого общения во многом зависит результат учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, нравственно подготовить детей к жизни — значить подготовить их к счастливой жизни. Значит, учитель должен уметь научить детей жить в согласии, мире с окружающими.

В целом поведение ребенка подвержено внешним влияниям и зависит от того, под контролем или без контроля взрослых он действовал. Причина такого заключается в том, что моральные знания у детей еще формальны: усвоены, но не освоены. И только благодаря неоднократному повторению образцовых, положительных ситуаций и примеров ребенок запомнит правильные действия, и они станут для него привычными, т. е. личными манерами поведения.

Культурное поведение невозможно воспитать только запретами, отметками, поощрениями или наказаниями. Ему нужно учить так же, как учат математике или русскому языку. При этом необходима система такого обучения. А. С. Макаренко учил нас, что формировать поступки нужно посредством «тренажа, гимнастики поведения» [15, 89].

Работа по формированию культуры поведения только в том случае дает положительный результат, если затрагивает не только разум ребенка. Но и его чувства. Дети всегда очень чутко улавливают фальшь. Поэтому личный пример учителя — самый наглядный пример. Школьник очень часто смотрит на окружающий мир глазами любимого учителя, подражает ему во всем. Поэтому вопрос об этике учителя приобретает особую важность.

Особое значение в воспитании нравственной культуры у младших школьников могут иметь уроки русского языка и литературного чтения. Для этого учитель должен целенаправленно подобрать материал, который будет служить примером для подражания.

Подбор на уроки русского языка текстов, предложений с нравственным содержанием предоставляет учителю возможность эффективнее работать в этом направлении. Описанные в них жизненные ситуации способствуют закреплению нравственных норм поведения.

Не менее важный резерв воспитания культуры поведения — литературное чтение.

Еще одно очень важное условие. Работа, проводимая школой по формированию культуры поведения детей, должна быть продолжена и родителями.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

  • — рассмотреть основы развития воспитания культурного поведения младших школьников;
  • — проанализировать теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
  • — выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
  • — Объект исследования — процесс воспитания культуры поведения младших школьников.

Предмет исследования — культура поведения младших школьников.

Гипотеза если учитель будет подбирать для уроков русского языка тексты и предложения с нравственным содержанием, то это будет способствовать закреплению нравственных норм поведения учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой