Заключение.
Совершенствование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Сам термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают как различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой стороне и звуковой с первично сохраненным интеллектом и с нормальным слухом. Данный дефект имеет различную степень выраженности: от речи развернутой с элементами недоразвития лексико-грамматического… Читать ещё >
Заключение. Совершенствование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема развития грамотной устной речи и ее правильного восприятия выступает ведущей в дошкольном возрасте, так как одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. Данное исследование посвящено изучению проблемы совершенствования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Фонематическое восприятие определяется, как способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, а у детей с общим недоразвитием речи эти процессы зачастую нарушены или искажены.
Сам термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают как различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой стороне и звуковой с первично сохраненным интеллектом и с нормальным слухом. Данный дефект имеет различную степень выраженности: от речи развернутой с элементами недоразвития лексико-грамматического и фонетического до совершенного отсутствия речевых средств общения. Из-за недоразвития фонематического восприятия ребенок с ОНР испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.
В целом состояние фонематического восприятия, у детей с общим недоразвитием речи, разделяют на три уровня развития. В нашем исследовании в качестве испытуемых выступали дети с ОНР III уровня. Данный уровень характеризуется тем, что фонематическое восприятие и фонематический слух недостаточно развиты; самостоятельно не формируется готовность к анализу и синтезу.
С учетом вышеизложенного целью нашего исследования стало изучение особенностей совершенствования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработка рекомендаций по совершенствованию фонематических процессов у таких детей.
- 1. В процессе исследования нами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования.
- 2. На основе данного анализа мы разработали методику обследования, соответствующую целям исследования дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
- 3. После проведенного обследования 18 испытуемых, мы провели количественный и качественный анализ полученных данных, смогли охарактеризовать особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР, на основе которых нами были разработаны рекомендации для дальнейшей логопедической работы.
Анализ полученных эмпирических данных позволил нам выделить 5 групп, в зависимости от диагностируемого типа нарушения, где самым распространенным нарушениям стало неспособность к дифференциации фонем по твердости-мягкости (33% детей), далее по распространённости проявлений выступает неспособность к дифференциации фонем по глухостизвонкости (22% детей), далее 3 и 4 группа (по 17%), в которую вошли дети, которые не дифференцируют свистящие и шипящие фонемы и фонемы по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
В целом, анализ полученных данных, помимо выделенных 5 групп, также позволил нам выделить ряд особенностей формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня, приведенный в главе 2 данной дипломной работы.
4. Проведенная работа показала необходимость дальнейших исследований по данному направлению. Одним из таких исследований может стать формирующий эксперимент, в основу коррекционной программы которого войдет предложенные нами игры и упражнения по совершенствованию фонематического восприятия у дошкольников. Результатом такого исследования станет новая апробированная коррекционная программа работы с дошкольниками с ОНР, а также уточненные выводы и более полная характеристика и анализ типов нарушений фонематического восприятия при ОНР III уровня в нынешних условиях развития и дошкольного образования.
Результаты проведенного исследования могут применяться в проведении и планировании профилактической и коррекционной логопедической работы в общеобразовательных и специализированных учреждениях дошкольного образования.