Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение десятилетнего пути своего развития от момента введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и вычислительной техники», и даже раньше, от первых попыток внедрения в школу программирования и ЭВМ, которые были сделаны в 60−7 0 годы И. Н. Антиловым, А" .А. Кузнецовым, B.C. Ледневым, В. М. Монаховым, С. Пейпертом, Б. Сендовым, С. И. Шварцбурдом и другими, в школьной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В
  • ШКОЛЕ
    • 1. Современное состояние обучения информатике в школе
      • 1. 1. Обучение информатике — важнейшее звено в процессе информатизации образования
      • 1. 2. Этапы развития школьной информатики
    • 2. Развитие самостоятельности при организации учебной деятельности по изучению информатики
    • 3. Метод проектов в общей канве информатизации
    • 4. Метод проектов как средство решения общих педагогических задач развивающего и воспитывающего обучения
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ» В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
    • 1. Методика изучения отдельной темы или крупного тематического блока содержания с помощью учебного проекта
      • 1. 1. Метод проектов на предмете Информатика
      • 1. 2. Методика использования учебных проектов на предмете Информатика
      • 1. 3. Выбор или разработка учебного проекта
      • 1. 4. Информационно — техническое обеспечение учебного проекта
      • 1. 5. Место учебного проекта в учебном процессе
      • 1. 6. Адаптация учебного проекта
      • 1. 7. разработка учебного проекта
      • 1. 8. Задачи учебного проекта
  • — Задачи для введения новых знаний
  • — Задачи для практической работы
  • — Задачи исследовательского плана
  • — Логическая взаимосвязь задач проекта
    • 1. 9. Этапы работы методом проектов
    • 2. Учебные проекты для работы на уроках информатики
    • 3. Метод проектов в преподавании информатики в школах с углубленным изучением математики и информатики
    • 4. Эксперимент. Оценка эффективности метода проектов

Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мере информатизации нашего общества, его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться с другими людьми и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о нем и информационном единстве. В период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Решить эту задачу призван в первую очередь школьный предмет Информатика.

В течение десятилетнего пути своего развития от момента введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и вычислительной техники», и даже раньше, от первых попыток внедрения в школу программирования и ЭВМ, которые были сделаны в 60−7 0 годы И. Н. Антиловым, А" .А. Кузнецовым, B.C. Ледневым, В. М. Монаховым, С. Пейпертом, Б. Сендовым, С. И. Шварцбурдом и другими, в школьной информатике решались проблемы организации обучения, методики отбора и подачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. В решении всех этих и многочисленных других с ними связанных проблем педагогика и психология накопила достаточно большой объем научных разработок, методического обеспечения. Вопросам содержания и методики обучения в школе уделяется большое внимание в работах А. П. Ершова, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, Я. А. Ваграменко, С. А. Бешенкова, А. Г. Кушниренко, А. Г. Гейна, В .А. Каймина, P.C. Гутера, П. Т. Резниковского, А. Л. Брудно, И. Н. Антипова, В. К. Белошапки, A.C. Лесневского, В. Ф. Шолоховича.

Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с тенденцией усиления внимания к его общеобразовательным функциям, потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному предмету. Ведется поиск новых подходов к формированию школьного курса информатики с целью придать ей статус фундаментальной дисциплины.

Следует заметить, что характер преподавания школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев — репродуктивен. Преимущественный стиль обучения — сообщение учащимся готовых знаний. Результатом соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у большинства обучающихся только воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информационном мире.

Насущным требованием времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих у учащихся готовность и умение самостоятельно добывать новые знания и, как уже было сказано, умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов.

Метод проектов, использованный в зарубежной и отечественной педагогике в 20−30 годы, и связанные с ним комплексно-проектные программы, не получили тогда широкого применения в практике массовой школы. [65, с.354] В настоящее время технологии компьютерных телекоммуникаций индуцировали вновь появление метода проектов в педагогической практике. Но в современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования, как метод, позволяющий обучать реальной деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать граждан открытого общества.

Метод проектов основан на активизации учащихся в процессе обучения, на переориентацию обучения с репродуктивного на креативный. Свойственное этому методу создание предпосылок для развития аналитико-синтетичесих видов мышления интенсифицируется применением его при обучении информатике. Он позволяет развивать и формировать новое понимание предмета, нового обучающегося и нового педагога.

На предмете Информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные и дидактические возможности, но получает свои акценты значимости, имеет свои зачетные плюсы, свою специфику применения. Предлагаемое развитие методики использования учебных проектов на уроках Информатики для изучения одной темы или крупного тематического блока раздела «Элементы программирования» или для курсового проектирования при углубленном изучении раздела «Программирование» дает в руки учителя инструмент достижения эффективного обучения, позволяющего разрешить противоречие между характером сложившейся практики преподавания информатики в школе и насущными потребностями решения задач информатизации образования, общества, формирования у учащихся целостного представления об информационном единстве мира, умения самостоятельно работать с информацией. Сказанным выше определяется актуальность темы диссертации.

Целью настоящей работы является развитие методики использования учебных проектов для обучения информатике в общеобразовательной школе в современном информационном пространстве.

Поставленная цель достигается решением следующих основных задач:

1.Проанализировать современное состояние обучения информатике в школе.

2.Выявить противоречия между характером сложившейся практики преподавания информатики в школе и насущными потребностями решения задач информатизации образования, общества, формирования у учащихся целостного представления об информационном единстве мира, умения самостоятельно работать с информацией.

3.Исследовать возможности метода проектов в обучении информатике .

4.Разработать методику изучения отдельной темы или крупного тематического блока содержания из раздела «Элементы программирования» с помощью учебных проектов.

5.Рассмотреть возможности использования разработанной методики преподавания информатики в школах с углубленным изучением математики и информатики в форме курсового проектирования.

6.Разработать методику использования курсового проектирования в средней школе для изучения программирования в углубленном про-фопределяющем курсе Информатики.

7.Оценить эффективность разработанных методик.

Объектом исследования является процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является метод проектов, как компонент методической системы обучения информатике.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе гипотезы, принятой в процессе анализа проблемы: использование метода проектов, применяемого с учетом специфики предмета, при обучении информатике позволяет повысить эффективность процесса обучения.

Научная новизна исследования состоит в следующем: Исследованы возможности использования метода проектов на уроках Информатики как эффективного метода обучения.

Исследованы возможности использования метода проектов при обучении информатике и программированию в курсе углубленного и профессионально ориентированного изучения этих дисциплин.'.

Практическая значимость:

— разработана методика обучения информатике в средней школе, с помощью учебного проекта для изучения отдельной темы или крупного тематического блока содержания раздела «Элементы программирования «;

— разработана методика курсового проектирования как развитие метода проектов для обучения информатике в школах с углубленным изучением математики и информатики;

— разработан и опробован ряд учебных проектов для практической работы с использованием предложенной методики на уроках Информатики в средней школе, даны рекомендации учителю по применению разработанных методик и учебных проектов на основе апробации и результатов эксперимента;

— проведено экспериментальное исследование эффективности использования метода проектов для обучения Информатике.

В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы, состоящие в теоретическом анализе литературы по проблеме диссертации, наблюдении, анкетировании, беседах, а также педагогическом эксперименте.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается комплексной методикой исследования, соответствием используемых методов задачам исследования и воспроизводимостью результатов в условиях работы средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии, домов детского творчества и других учреждений образования. Практическое внедрение результатов исследования:

— предложенные методы и методики внедрены в учебный процесс Учебного научно-технического центра «Юниор» ;

— основные результаты, реализованные в педагогической деятельности учителя информатики, внедрены в учебный процесс средней школы N УВК 1811 (школа 716) г. Москвы;

— основные результаты, реализованные в педагогической деятельности учителя информатики, внедрены в учебный процесс средней школы N 444 г. Москвы (школы с углубленным изучением математики, информатики и вычислительной техники).

На защиту выносятся следующие результаты:

1. Установлена возможность и целесообразность использования метода проектов на уроках Информатики.

2. Разработана методика применения учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного тематического блока содержания раздела «Элементы программирования» Информатики.

3. Разработана и апробирована методика составления нового учебного проекта для обучения методом проектов на уроках Информатики .

4. Показана возможность и целесообразность использования разработанной методики учебных проектов при углубленном профо-пределяющем изучении Информатики и Программирования в старших классах средней школы в форме курсового проектирования.

Апробация результатов работы:

Научно-практический семинар «Передовой опыт использования ЭВМ в образовании» {г. Ленинград, 20−21 октября 1989 г.);

Международная конференция «Использование новых компьютерных технологий в образовании» (г. Троицк Московской области, 12−13 августа 1991 г.);

Международная конференция «Использование новых компьютерных технологий в образовании» (г. Троицк Московской области, 24−26 июня 1992 г.);

Республиканская научно-практическая конференция «Региональные проблемы информатизации образования» (г.Пермь, 14−16 декабря 1993 г.);

Международная конференция «Использование новых технологий в образовании» (г. Троицк Московской области, 24−26 июня 1993 г.);

Семинар учителей ОИВТ школ Московской области (Москва, ИПКиПРНО МО, 1993;94 учебный год);

Семинар учителей ОИВТ школ г. Москвы (Москва, МИПКРО, 1994;95 учебный год).

4-ая Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (г. Москва, 28 ноября — 1 декабря 1995 г.) .

Основное содержание работы отражено в 21 публикациях (в том числе одной монографии), из которых 16 подготовлены самостоятельно, остальные в соавторстве с Битяновой М. Р., Григорьевым С. Г., Демаковой И. Д., Шрейбером Б.Т.

Краткое содержание работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 145 наименований и приложениясодержит 121 страниц машинописи основного текста, одного рисунка и одной таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе исследованы возможности метода учебных проектов. Этот метод нашел активное применение в преподавании курса Информатики. По результатам исследования, и на основе опыта использования метода учебных проектов можно сделать следующие выводы:

1.Проанализировано современное состояние обучения информатике в школе. Показано, что обучение информатике — важнейшее звено информатизации образования в процессе информатизации общества. Проанализировано развитие школьной Информатики в ретроспективе трех этапов, прошедших ею за десятилетний период.

2.Выявлены противоречия между репродуктивным характером сложившейся практики обучения информатике в школе и насущными потребностями задач информатизации образования, общества в формировании у учащихся навыков продуктивной деятельности по самостоятельному получению знаний, умения самостоятельно работать с информацией.

3.Исследованы возможности метода проектов вообще и возможность и целесообразность его использования при обучении информатике в частности.

4.Разработана методика изучения отдельной темы или крупного тематического блока содержания раздела «Элементы программирования» с помощью учебных проектов.

5.Разработаны и опробованы учебные проекты для практической работы по предложенной методике и, как результат, разработана методика составления нового учебного проекта для обучения методом проектов на уроках Информатики. Методика дала положительные результаты при апробации и внедрена в педагогическую практику ряда школ.

6.Рассмотрена возможность использования разработанной методики преподавания информатики в школах с углубленным изучением изучением математики и информатики в форме курсового проектирования. Исследования и апробация показали возможность и целесообразность использования разработанной методики при углубленном профопределяющем изучении информатики и программирования в старших классах средней школы в форме курсового проектирования.

7.Проведена экспериментальная оценка эффективности разработанной методики и метода проектов в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. К вопросу обучения машинной математике учащихся средних школ. // Математика в школе. 1976. N 3. С.95−96
  2. И.Н. Проблемы изучения алгоритмического языка в средней школе. Автореф. дис.канд.пед.наук. М.1970.
  3. И.Н., Шварцбурд Л. С. О символике школьного курса математики с точки зрения курса программирования. // Математика в школе. М. 1975. N б. С. 58−61
  4. Антипов И.Н., Заварыкин В. МКузнецов Э. И. Подготовка кадров в условиях компьютеризации. // Советская педагогика, 1986, N12. С.77−82
  5. Н.В. Развитие содержания школьного курса информатики М., 1993.
  6. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.
  7. Ф., Гооз Г. Информатика.- М.1976.
  8. В.К. Информатика как наука о буквах. // Информатика и образование. 1992. N1. С.6−12
  9. В.К. Мир как информационная структура. // Информатика и образование. 1986. N5.
  10. Ю.Белошапка В. К. О языках моделях и информатике. //Информатика и образование. 1987. N 6.С. 12−61.Белошапка В. К. Информационное моделирование в примерах и задачах.- Омск. 1993.
  11. В.К., Лесневский A.C. Основы информационного моделирования. // Информатика и Образование. 1989. N 3. С.17−24.
  12. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХ1века. Размышление социолога.-М.1988.
  13. С.А. Проблемы профильного обучения информатике.- М., 1993.
  14. С.А. Дидактические основы профильного обучения информатике.- М.1991.
  15. С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс. // Педагогическая информатика. N2. 1993. С.5−10
  16. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии.- Екатеринбург, 1995.
  17. С.А., Кузнецов Э. И. О факультативном курсе «Основы компьютерного подхода к решению задач». // Информатика и образование, 1987, N 6. С.43−45.
  18. С.А., Кузнецов Э. И. Решение задач с использованием ЭВМ. Пособие для учителей.- М.: Просвещение. 1990.2 0. Бешенков С. А., Григорьев С. Г. Информатика. Учебное пособие для лицеев и гимназий гуманитарной ориентации.- М., 1993.
  19. М.Р., Пахомова Н. Ю. Школьная психологическая служба. // Информатика и образование. 1994, N2.
  20. М.Р., Пахомова Н. Ю. Школьная психологическая служба. Материалы Международной конференции «Применение новых компьютерных технологий в образовании» 24−26 июня 1992 г. Троицк.: ЦИ «Байтик» ТРИНИТИ, 1992, с.104−105.
  21. Д., Федосеев А., Христочевский С. А. Телекоммуникации для образования. // Информатика и образование. N2, 1993, с.27−29.
  22. В.Г., Рубцов В. В. Вопросы компьютеризации школьного обучения. // Вопросы психологии. 1985. N6. С.177−178.
  23. Я.А., Королев В. Новые разработки для образования. // Информатика и образования, N2,1993. С.2−7.
  24. Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование. 1986. N 1. С.18−23.
  25. Н.М., Лысова Е. Б. и др. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран.- М., 1988.
  26. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Пояснительная записка.- М., 1993.
  27. А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. и др. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для 10−11 классов средней школы.- М.: Просвещение. 1989.
  28. А., Житомирский В., Линецкий Е. и др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики. // Информатика и образование. 1988. N3 С.11−24
  29. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.- М.: Педагогика. 1987.
  30. Ч. Введение в микропроцессорную технику,— М.: Мир, 1984.
  31. В.Б. и др. Элементы компьютерного моделирования.- М., 1983.
  32. С., Морозов М. Давайте попробуем Пролог. // Информатика и образование. 1987. N 4. С.14−17
  33. С.Г., Пахомова Н. Ю. Анализ региональной сети учебного назначения. М.: ИНИНФО, 1993 — 12 с.
  34. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике. Авт. дисс. канд. пед. наук., 1995.
  35. С.Г. Разработка системы логического программирования для ЭВМ с ограниченными ресурсами и ее использование в образовании, медицине, технике.- М.: Школа-пресс. 1992.
  36. С.Г. Реализация систем логического программирования для персональных компьютеров с ограниченными ресурсами и ее применение. Авт. дисс.док.техн.наук.- М., 1993
  37. Д. Наука программирования.- М.: Мир, 1984.
  38. В. Индивидуализация учебной деятельности как основа дифференцированного подхода в обучении математике в школе. // Математика в школе, N4, 1990. С.16−19.
  39. Дал.У., Дейкстра Э., Хоар К. Структурное программирование. М., 1975.
  40. Э. Дисциплина программирования.- М.: Мир, 1978.
  41. В.П. Информатика базовый курс: цели и содержание, методика и средства, — М., 1993.4 6. Дринь Б. М. Подготовка будущих учителей к преподаванию профильного курса информатики в средней школе. Авт. дисс. канд. пед. наук., 1993.
  42. В., Скульский Р. Отбор содержания курса информатики. // Информатика и образование. 1989. N1. С.109−111
  43. А.П. Основы теоретического программирования. М., Финансы и статистика, 1984.
  44. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. // Математика в школе 1989, N1. С.14−30.
  45. А.П. От компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества. // Коммунист 1988. N2. С.82−92.
  46. А.П. Алгоритмический язык в школьном курсе информатики и вычислительной технике. // Микропроцессорные средства и системы, 1985. N2. С.48−57
  47. А.П. Программировавшее вторая грамотность. // Квант, 1983, N2, С.2−7
  48. A.n., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика: концепция, состояние, перспективы.- Новосибирск, 1979.
  49. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе.: Авториферат дис.. док. пед. наук. М., 1989.
  50. В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для студентов пед. институтов. по физ.-мат. спец.- М.: Просвещение, 198 9.
  51. Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений в гимназии N 1512 г. Москвы.- М.: Экономико-математическая гимназия N 1512, 1995.
  52. В.А., Угринович Н. Д. О преподавании курса ОИБТ. // Информатика и образование. 1989. N2. С.17−22
  53. В.А. Курс информатики: состояние, методика и пер-пективы. // Информатика и образование. 1990. N 6. С.26−31.
  54. В.А., Завальский Ю. А. Экспериментальная программа по курсу «Основы информатики и вычислительной техники». // Информатика и образование. 1991. N 6. С.21−26
  55. В., Григорьев С., Угринович Н., Щеголев А. Элементы логики и начала языка ПРОЛОГ. // Информатика и образование.1989, N 4.
  56. Компьютерная грамотность в школах РСФСР. // Народное образование, 1988, N9. С.47−54.
  57. Компьютерная грамотность в школах Великобритании, — М., 1936.
  58. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя. — М.: Институт средств обучения РАО, 1995 г., с. 167.
  59. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент. Введение в информатику с позиций математического моделирования.- М., 1988.
  60. H.A. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов, — М.: Просвещение, 1982. 447 с.
  61. Концепция информатизации образования. //Информатика и образование, 1988, N 6. С.4−12.
  62. К началу обучения информатике в школе. // Математика в школе N4, 5.
  63. Концепция исследований по использованию средств вычислительной техники в образовании, — М., 1988.
  64. A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дис.докт. пед. наук.- М., 1990.
  65. A.A., Долматов В. П. Методическая система обучения ОИВТ, структура и функции, состояние и перспективы. // Информатика и образование. 1987. N 1., С.55−58.
  66. A.A., Смекалин Д. О. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники. // Информатика и образование. 1987. N1., С.16−24.
  67. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф.дис.док.пед.наук М., 1990.
  68. А.Г., Лебедев Г. В. Программирование для математиков: Учебное пособие для вузов.- М.: Наука, 1988.
  69. А., Семенов А. Программы для школьного компьютера. // Информатика и образование. 1986. N1. С.72−73.
  70. М.П. Обучение алгоритмизации. Учебное пособие.- Омск, 1977.7 6. Лапчик М. П. Готовить учителей нового типа. // Информатика и образование 1977. N2. С.4−8.
  71. М.П. Методика преподавания информатики. Учебное пособие.- Свердловск, 1987.
  72. B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа., 1989.
  73. B.C., Кузнецов A.A. Программа факультативного курса «Основы кибернетики». // Математика в школе. 1975. N1.С.18−24.
  74. ЭО.Леднев B.C., Кузнецов A.A. Перспективы изучения основ кибернетики в средней школе. // Советская педагогика. 1975. N6. С.50−57
  75. A.C. Педагогические программные средства для практической работы школьников по курсу основ информатики и вычислительной техники. Авторефер. дис.. канд. пед. наук.- М., 1988 .
  76. Т.В., Монахов В. М. Математическое моделирование -необходимый компонент современной подготовки школьника. // Математика в школе. 1984. N3. С.46−50.
  77. Я., Иванов А., Баранкина Э. Содержание и методы непрерывного обучения информатике. // Информатика и образование. 1991, N2. С. 13−16.
  78. Матюшкин-Герке А. О перспективах развития школьного курса информатики. // Информатика и образование. 1989. N2. С.107−110.
  79. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории, — М., Педагогика, 1975. 368 с.
  80. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения,— М.: Педагогика, 1988, 192с.
  81. М.В. Программно-методический комплекс «Компьютер в системах передачи информации». // Информатика и образование. N1, 1994, с.45−48.
  82. М.В. О компьютерных телекоммуникациях. // Информатика и образование. N4, 1994, с.31−38.
  83. В.М. Вопросы методики преподавания программирования в средней школе. // Обучение в математических школах.- М.: Просвещение 1965.
  84. В.М. Обновление методической системы обучения. // Советская педагогика, 1984. N8. С.28−33.
  85. В.М., Кузнецов A.A., Смекалин Д. О. Микропроцессорная техника за рубежом. // Советская педагогика. 1984. N8 с.117−121.
  86. В.М., Кузнецов A.A., Шварцбурд С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников. // Советская педагогика. 1985. N1. С.21−28.
  87. В.М. Новый предмет: основы информатики и вычислительной техники. // Народное образование. 1985. N4. С.84−86.
  88. В.М. О содержании курса «Основы информатики и вычислительной техники». // Математика в школе. 1985. N3. С.7−12.
  89. В.М. Концепция информатизации школьного образования- научно-методические аспекты. // Информатизация школьного образования.- Москва-Берлин, 1990.
  90. В.М., Кузнецов A.A. О методической концепции всеобщей компьютерной грамотности школьников.- М., 1984.
  91. Основы информатики и вычислительной техники. Программа для средних учебных заведений.- М.: Просвещение. 1985.
  92. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для средних учебных заведений в 2-х частях. Под ред.
  93. A.П. Ершова и В. М. Монахова. ч.1, 1985. ч.2. 1986.
  94. Основы информатики и вычислительной техники/ А. Г. Гейн,
  95. B.Г.Житомирский, Е. В. Линецкий, М. П. Сапир, В. Ф. Шолохович.-Свердловск.: Издат. Урал, ун-та, 1989.
  96. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие./ А. П. Ершов, А. Г. Кущниренко, Г. В. Лебедев и др. Под ред. А. П. Ершова.- М.: Просвещение, 1988.
  97. Основы информатики и вычислительной техники.
  98. Учебн.пособ. для 10−11 классов ср.шк. / В. А. Каймин,
  99. А.Г.Щеголоев, Е. А. Ерохина, А. П. Федюшин.-М.: Просвещение, 1989.
  100. Н.Ю. Деловые игры на уроках информатики. // Информатика и образование. 1993. N6.
  101. Н.Ю. Использование проблемного метода при обучении программированию для ЭВМ. В сб. Совершенствование методов обучения предметам естественно-математического цикла.-М.: НИИСиМО. 1986 г. с.96−97.
  102. Юб.Пахомова Н. Ю. Какой мы хотели бы иметь учебник информатики в школе. // Информатика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». N15(16), 1995.
  103. Н.Ю. Личность учителя. // Информатика и образование. 1990, N1.
  104. Н.Ю. Метод проектов. // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996, с.92−96.
  105. Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //
  106. Информатика и образование. 1996, N1,2.
  107. Н.Ю. Опыт организации производительного труда в математической школе. В сб. Материалы конференции молодых ученых. М.: НИИСиМО. — 1985 г. с.18−20.
  108. ИЗ.Пахомова Н. Ю. Опыт преподавания программирования в школе с углубленным изучением математики. В сб. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе. М.: Просвещение, 1987. с. 19 31.
  109. Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. М.: Просвещение, 1993. — 159с.
  110. Иб.Пахомова Н. Ю. Проблемный метод на уроках информатики. // Информатика и образование, 1994, N6, с.54−65.
  111. Н.Ю. Школа творчества. // Информатика и образование. 1989, N5.
  112. Н.Ю., Шрейбер Б. Т. База данных школы. // Информатика и образование. 1988. N5.
  113. Н.Ю. Юношеское научное общество школьной информатики. // Информатика и образование. 1990, N3.
  114. Ю.А. Раннее обучение информатике. // Вопросы психологии. 1987. N1. С. 74−76.
  115. A.M. Содержание обучения детей-шестилеток: опыт исследования. // Советская педагогика. 1985. N.9. С. 12−16.
  116. Приложении 2 к решению колегии Министерства образования РФ от 22.02.95 N4/1. // Информатика и образование. N4, 1995.
  117. В.Г. ЭВМ: научно-педагогическое обеспечение. // Советская педагогика. 1985. N9, С.12−16.
  118. Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий: Из опыта работы медиатеки гимназии N 1512 г. Москвы.- М.: Экономико-математическая гимназия N 1512, 1994.
  119. Российский общеобразовательный стандарт по информатике. Проект Учительская газета 1993 г., N 36, М., 1993.12 6. Самарский A.A., Михайлов А. П. Компьютеры и жизнь (математическое моделирование.- М.: Педагогика, 1987.
  120. Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование, 1991, N1.
  121. Система курсов информатики. // Информатика и образование. 1991. N57.
  122. Е.П., Яглом И. М., Милитарев В. Ю. О воспитании информационной культуры учащихся средней общеобразовательной школы.-М., 1985.
  123. Современная городская школьная медиатека (Модель технического оснащения и возможные формы организации работы): Метод, рек. /Ястребцева E.H. (общ. ред.) М., 1992. — 78с.
  124. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации. Материалы «круглого стола», ч.1 // Вопросы философии. 1986. N9. С.98−112.
  125. А.Ю. Учебные компьютерные сети. // Информатика и образование, 1993, N 3, с.41−55.
  126. А.Ю. ЭВМ на пути в школу. // Информатика и образование 1986, N1.
  127. А.Ю., Бешенков С. А. О развитии обучения информатике в школе. М. 1989.
  128. А.Ю. Вступая в век информации. // Информатика и образование, N 2, 1995.13 6. Угринович Н. Программа непрерывного курса информатики для средних школы. // Информатика и образование, 1993, N 1.
  129. Д.П. Парадигмы программирования. // Информатика и образование, 1991, N5.
  130. А. Информатика в 9-ом классе. // Информатика и образование, 1987, N4.
  131. В. Психология программирования.- М. Радио, 198 4.
  132. А.Ф. Проведение занятий по курсу ОИВТ.- Куйбышев, 1985.
  133. E.H. Медиатека. Как создать в школе медиатеку: Метод, рек. М., 1994. — 48с.
  134. Anderson R.E., Klassen and etc. Computer literacy-what is. // M. T. New York, vol.73, N2.
  135. Carpenter T. p!, Carbit M.K. The current status of computerliteracy: results^for the secondary students. II M.T.v.73, N9,198 47
  136. Cawkll The real information society? present situation andsome foretales. II J. of Inf. Sei., 1986, N12.
Заполнить форму текущей работой