Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые источники судебной бухгалтерии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т. п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при… Читать ещё >

Правовые источники судебной бухгалтерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовая основа судебной бухгалтерии

Правовая основа судебной бухгалтерии — это фундаментальная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой является логически выстроенная совокупность законов и подзаконных нормативных актов в соответствии с их юридической силой.

Соотношение правовой основы судебной бухгалтерии и системы законодательства о бухгалтерском учете:

Правовые источники судебной бухгалтерии.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются: — обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

— составление и предоставление сопоставимой, достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона № 129-ФЗ).

Совокупность нормативных актов в области судебной бухгалтерии можно систематизировать по двум уровням: 1) законы; 2) подзаконные акты.

Правовые источники судебной бухгалтерии.

Законодательный уровень затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам).

Основным нормативно-правовым актом на законодательном уровне является Конституция, которая имеет действие на всей территории Российской Федерации. Она закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1,2 ст.8; ст.71).

Нормы федеральных законов определяют стратегию, основные направления учетного процесса, устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Бесспорно, что среди всех законов данного уровня ключевыми являются нормы федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 129 — ФЗ «О бухгалтерском учёте». Все остальные нормативные акты по бухгалтерскому учёту, принятые до вступления его в силу, действуют в части, не противоречащей ему.

К числу законодательных актов, составляющих нормативно-правовую основу судебной бухгалтерии, следует отнести:

Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.).

Федеральные законы: от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ); от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Федеральный закон от 02.12.90 г. № 394−1 (в ред. от 06.08.2001 г.) «О Центральном банке Российской Федерации» и др.

Кроме законодательства о бухгалтерском учёте, правовой основы судебной бухгалтерии прямо или косвенно касаются нормы гражданского, финансового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу которых относятся федеральные кодифицированные акты различных отраслей права (УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ, БК РФ, КоАП РФ и др.);

Подзаконный уровень концентрирует в настоящее время основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии.

Они издаются только в предусмотренных законодательством случаях, детализируют законодательный уровень, но не могут изменять или дополнять законодательство.

В число нормативных актов данного уровня входят:

Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об образовании Комитета по финансовому мониторингу»;

Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г. № 1404 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;

Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.08.98 г № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

На основе законов и нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями:

  • а)планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • б)положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • в)другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Существенную роль на подзаконном уровне выполняют ведомственные и межведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации.

Приказ Минфина России от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (в ред. от 09.06.2001 г.);

Утверждаемые приказами Минфина России Положения по бухгалтерскому учету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов («Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. от 30.03.2001 г.), «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01;

Приказ Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;

Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ Минфина России от 21.12.98 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;

Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ».

При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые данными органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ (п.З ч.2 ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Примером таких подзаконных нормативных актов являются: Приказ Минфина России, МВД России, ФСБ России от 7.12.1999г. № 89н/1033/717 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок)».

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т. п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой