Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные характеристики текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получение новых сведений о предметах и явлениях объективной действительности. «Именно это второе значение имеется в виду, когда говорят о свойстве новизны: любой текст с точки зрения автора заключает в себе информацию, неизвестное для реципиента». Считая её (информативность) основной текстовой категорией, И. Р. Гальперин предлагает различать следующие виды информации: содержательно-фактуальную… Читать ещё >

Основные характеристики текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Текст, как любая другая единица языка, обладает набором признаков. К ним относятся: текст повествование устный речь.

  • 1. Информативность является одним из важных признаков текста, так как всякий текст содержит определенную информацию. Термин «информация» используется в двух значениях:
  • 1) любое сообщение о ком-нибудь или о чем-нибудь;
  • 2) получение новых сведений о предметах и явлениях объективной действительности. «Именно это второе значение имеется в виду, когда говорят о свойстве новизны: любой текст с точки зрения автора заключает в себе информацию, неизвестное для реципиента». Считая её (информативность) основной текстовой категорией, И. Р. Гальперин предлагает различать следующие виды информации: содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную, содержательно-подтекстовую. Содержательно-фактуальная информация (СФИ) включает сообщения о различных фактах, событиях, происходящих или происходивших в окружающем нас мире. Содержательно-концептуальная информация (СКИ) передает индивидуально-авторское понимание отношений между изображаемыми явлениями (такого рода информация присуща художественным произведениям). Содержательно-

подтекстовая информация (СПИ) представляет собой скрытую информацию, связанную с ассоциативными и коннотативными значениями. СФИ обычно считается «передним планом» текста, толчком для определения глубинного смысла, т. е. СКИ, и разгадывания подтекста [1].

Толкование текста является процессом раскрытия концептуальной информации, которая соотносится с замыслом произведения. Следует отметить, что жанрово-стилистическая принадлежность текста определяет характер информации, находящей своё осуществление в таких типах речи, как повествование, описание и рассуждение, а также в таких жанрах, как письмо, газетная статья и др.

Информативность текста не только связана с восприятием, но и пониманием произведения. В этой связи некоторые исследователи выделяют «первичную» информативность текста, т. е. совпадающую с намерением автора, и «вторичную», то, что читатель извлекает для себя из текста, независимо от замысла автора. Следовательно, автор так организовывает текст, чтобы его коммуникативное намерение адекватно воспринималось адресатом.

Две разновидности информации (СФИ и СКИ) — о чем говорится и что говорится — называют темой и основной мыслью текста, которые объединяют предложения и придают ему смысловую цельность, представляющую собой результат взаимодействия различных видов связности текста.

  • 2. Линейность, которая заключается в развертывании высказывания в определенной последовательности, слева направо. Этот признак текста непосредственно связан с признаком последовательности. По словам Н. Д. Зарубиной, «под категорией последовательности понимается обобщенное значение линейности, выражаемое в русском языке местоимениями определенных категорий, сочинительными союзами и соотносительными словами, измененным порядком слов, неполнотой предложений» [7].
  • 3. Коммуникативность, которая выражается в коммуникативной целостности текста.

Каждое последующее предложение текста в коммуникативном плане опирается на предшествующее, продвигая высказывание от известного, «данного» к новому, развертывая содержание текста.

  • 4. Смысловая целостность, семантичность, которая заключается в тематическом единстве. Говоря о смысловом единстве текста, И. Р. Гальперин отмечает, что в семантическом плане текст представляет собой сложное структурно-смысловое образование, коммуникативная значимость которого не является результатом простого сложения смыслов составляющих его самостоятельных предложений. Предложения в тексте — звенья единой тема-рематической цепи: каждая последующая фраза включает в себя значение предыдущей. Иногда этот процесс может приобретать особенно сложный характер. Это случается тогда, когда связи между отдельными частями сложного высказывания предполагают объединение дистантно расположенных элементов.
  • 5. Структурная целостность, выражающаяся в том, что в каждом конкретном тексте используются свои средства, объединяющие смысловые и структурные элементы. К ним относятся специальные лексические средства, движение мысли, использование конкретных синтаксических конструкций.
  • 6. Интонационная целостность, которая свойственна устной форме текста. Она выражается в том, что каждая последующая фраза произносится с учетом интонации предыдущей фразы, а иногда и последующей фразы. На интонационную организацию текста влияют такие факторы, как коммуникативность, внутренняя логическая связь между компонентами текста, длина фраз, модально-эмоциональная оформленность, ситуация.

Являясь целостным и законченным по содержанию и по форме речевым произведением, текст представляет определенную тему и акт общения, содержит изучаемый лексико-грамматический материал, служит образцом речевой коммуникации носителей языка и, как известно, конечная цель обучения иностранному языку — творческое владение речью и способность творчески подходить к восприятию текста на иностранном языке. В условиях современной классно-урочной системы высшего образования при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него [4].

Поэтому следует уделять серьёзное внимание образцу, с помощью которого формируется коммуникативная компетенция.

Текст состоится, если он обладает двумя признаками — структурной связностью и содержательной цельностью. Причем оба признака неразрывны и накладываются друг на друга.

Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте. В плане выражения текст может быть «связным» (использованы средства синтаксической связи; соблюдены тема-рематические последовательности), но в плане содержания такой текст может оказаться абсурдным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой