Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ разработки и внедрения в программу общеобразовательной школы учебного курса ОРКСЭ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным методологическим принципом реализации комплексного курса ОРКСЭ является культурологический подход, который способствует формированию у младших школьников первоначальных представлений о традиционных для народов России религиях (православия, ислама, буддизма, иудаизма), и об основанной на конституционных правах человека и гражданина РФ светской этике. Курс вводился с целью формирования… Читать ещё >

Анализ разработки и внедрения в программу общеобразовательной школы учебного курса ОРКСЭ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обратимся к внедрению в школьную программу учебного курса ОРКСЭ.

Курс вводился с целью формирования у школьников мотивации к осознанному поведению, основанному на понимании морально-нравственных норм, на знании и уважении религиозных традиций культурных особенностей многонационального народа РФ. Что, в свою очередь предполагает готовность и способность к диалогу с представителями других религий, культур и мировоззрений.

Представим ниже основные задачи дисциплины.

Процесс преподавания данной дисциплины опирается на использование учебников и учебных пособий, включенных в Федеральный перечень.

Основным методологическим принципом реализации комплексного курса ОРКСЭ является культурологический подход, который способствует формированию у младших школьников первоначальных представлений о традиционных для народов России религиях (православия, ислама, буддизма, иудаизма), и об основанной на конституционных правах человека и гражданина РФ светской этике.

Учебный курс предполагает усвоение учащимися следующих моментов, схематично представленных ниже.

В программе всех модулей комплексного курса ОРКСЭ включены дополнительные сведения для ознакомления учащихся с другими религиозными культурами. При этом в случае разделения класса на изучающие разные модули группы между ними предусмотрена организация учебного взаимодействия.

При соответствующем наполнении и правильном функционировании образовательного пространства педагог может ожидать следующих результатов, составляющих основную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности.

Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает решение учителем на уроке не только познавательных, но и культурологических задач.

В рамках плана действий, связанных с организацией учебной, внеклассной и внешкольной работы по ОРКСЭ, большое внимание уделяется культуре поведения, как совокупности нравственных норм и форме проявления нравственных качеств личности.

Обратимся непосредственно к нашему образовательному комплексу, где введение нового школьного курса включала несколько этапов. Образовательная организация функционирует в г. Москве.

Подготовительный проходил в марте месяце, когда состоялось родительское собрание по теме «Об изменениях в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Педагоги осветили общие моменты деятельности в данном направлении, ответили на интересующие родителей вопросы. Также было организовано анкетирование родителей по выбору модуля и выявления отношения к введению курса, в результате которого наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики». Кроме того, опрос показал беспокойство и настороженность родителей, не владеющих в полной мере информацией о содержании курса и не определивших окончательно собственное отношение к нему.

На основном этапе в мае месяце было проведено родительское собрание по теме «Курс „Основы религиозных культур и светской этики“ — требование времени». Его целью стало знакомство с предметом, с его модулями и структурой, основным содержанием и организацией преподавания. Проведенное в ходе собрания повторное анкетирование выявило положительные перемены в отношении родителей к данному курсу, которые отметили значимость и необходимость курса, а также его положительное влияние на поведение детей. Однако родители внесли предложение, чтобы курс изучался их детьми в течение одного года в 4 классе.

На следующем этапе учителя начальных классов прошли профессиональную подготовку, что дало возможность в дальнейшем вести все шесть модулей курса разным преподавателям и стало положительным моментом в процессе введения предмета.

Таким образом, с сентября 2012 года в параллели 4-х классов ведется обучение по курсу ОРКСЭ. К настоящему времени уже наработан материал, проанализированы результаты, сделаны выводы, выявлены положительные стороны курса и возникающие в ходе его изучения проблемы.

На основании плана внутришкольного контроля за преподаванием комплексного учебного курса ОРКСЭ среди обучающихся была проведена входная диагностика (анкетирование), целью которой было подведение промежуточных итогов внедрения дисциплины.

Учащимся были предложены вопросы, которые предусматривали свободные ответы.

1. Нравятся ли тебе уроки ОРКСЭ?

Положительно ответили — 91%.

Отрицательно- 3%,.

Предмет не очень нравится.- 6%,.

2. Что больше всего нравится? (При ответе на 2 вопрос ребята отвечали по-разному и могли выбрать несколько вариантов ответов) Темы, связанные с Богом- 19%.

Смотреть мультфильмы по темам урока- 44%.

Презентации к урокам -42%.

Содержание учебника -16%.

Рассказ учителя — 36%.

Учитель -25%.

Рисовать- 17%.

Ничего не нравится — 3%.

3. Напиши мини — сочинение «Что изучает этот предмет?».

При составлении мини-сочинения ребята излагали свои впечатления от изучаемого курса ОРКСЭ, обращались к своим друзьям или к тем, кто будет изучать этот курс на следующий год. Полученные результаты были добавлены в портфолио каждого ученика.

По итогам проведенного опроса можно сделать вывод, что ребятам, в целом, предмет нравится.

Также было проведено анкетирование родителей или законных представителей. Его целью стало изучение общественного мнения по результатам ведения курса ОРКСЭ за 1 полугодие 4 класса.

Родителям было предложено ответить на 10 вопросов, касающихся нового предмета для школьников «Основы религиозных культур и светской этики». Анкетирование проходило в индивидуальной, анонимной форме, но при желании респонденты подписывали анкету.

При рассмотрении вопроса о положительных результатах и возникающих проблемах внедрения курса, было изучено и мнение педагогов о данном предмете. С этой целью преподающим курс ОРКСЭ учителям было предложено ответить на вопросы анкеты.

Данные анкетирования можно распределить в две колонки таблицы, выделив положительные стороны курса и возникающие в процессе его преподавания проблемы.

На основании анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • 1. Большинство участников мониторинга оценивают данный курс положительно, так как расширяется кругозор детей, формируется уважительное отношение к различным мировоззрениям и религиям; воспитывается трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; происходит духовное и культурное развитие детей; формируется патриотизм и гражданская солидарность.
  • 2. Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью, однако еще не все родители в полной мере понимают концепцию, направления и цели данного курса.
  • 3. Учителя применяют новые интерактивные методики, основанные на взаимном диалоге.
  • 4. Обучающиеся с интересом изучают данный курс, многие хотели бы продолжить изучение предмета в дальнейшем.
  • 5. Надо отметить, что у родителей остаются трудности с выбором модуля.
  • 6. Наиболее приемлемой большинство опрошенных родителей считают безотметочную систему оценивания результатов изучения курса.
  • 7.

    Введение

    курса ОРКСЭ способствует расширению сотрудничества школы и семьи. Но так же стоит отметить, что пока не все родители проявляют активность и заинтересованность в сотрудничестве со школой в рамках изучения курса ОРКСЭ, поэтому стоит проявить индивидуальный подход.

Изучение мнения родителей в этом направлении показывает необходимость проведения в дальнейшем родительских собраний и практических семинаров по курсу ОРКСЭ, обобщение и представление лучшего опыта совместных творческих занятий, привлечение родителей к организации и проведению экскурсий, классных часов, выставок, концертов, праздников и т. д. Предусмотрено создание информационной странички на сайте школы для родителей, где будет размещена информация о курсе (цели, задачи, значимость курса, памятка для родителей, а также отзывы родителей, детей, фотографии конкурсов, благодарность родителям, принимающим активное участие в мероприятиях в рамках курса.).

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие проблемы курса:

  • · Материал в учебных пособиях объемен и достаточно сложно изложен, многие тексты перегружены специфическими терминами и понятиями. Все это затрудняет восприятие школьниками информации и требует адаптации содержания к возрастным особенностям учащихся, а также акцентирования внимания и разъяснение сложных для понимания терминов
  • · Проблема освоения дисциплины педагогами заключается в недостатке базовых знаний и, соответственно, длительной и трудоемкой подготовки к уроку. Зачастую учителя испытывают дефицит информации по преподаванию отдельных областей модулей, восполнить который можно дополнительными обучающими занятиями.
  • · Являясь недостаточно эффективным, учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ требует корректировки и дополнительного методического сопровождения: методические рекомендации и поурочное планирование, дидактический материал, рабочие тетради, хрестоматийное сопровождение, словари.
  • · По причине занятости, низкого образовательного уровня родителей или других факторов наблюдается недостаток, а иногда даже отсутствие внимания с их стороны. Родители не всегда охотно соглашаются с предложением обсудить с детьми пройденный на уроке материал дома или помочь им в подготовке творческих работ.
  • · Книга для учителя содержит материалы по истории религии, религиозным культурам, светской этике. Однако отсутствуют практические рекомендации по ведению уроков и наблюдается недостаток литературного сопровождения.

Кроме того, можно уверенно сказать, что при изучении курса идет разностороннее обогащение детей. В личностном плане заметна тенденция развития у школьников таких качеств как доброжелательность, эмпатия и внимание к другим людям, наблюдается формирование аналитического мышления и самоконтроля поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане проявляется умения осуществлять поиск необходимой для выполнения задания информации, работать с текстом, формулировать речевые высказывания, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе — коллективной. В предметном плане в процессе изучения курса закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Важным является и аспект преемственности, так как данный курс становится еще одним связующим звеном между начальной и основной школой, предваряет изучение такого учебного предмета как история.

Таким образом, содержание курса способствует формированию порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой