Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна ячейка обозначена «знак вопроса» (аналог «дикой кошки» матрицы БКГ). Это неопределенное, но перспективное положение в бизнесе. При поддержке эти СЗХ превращаются в «победителей», однако есть и риск их превращения в «проигрывающие». Одна ячейка называется «производитель прибыли» (аналог «дойных коров» матрицы БКГ). Избыток средств от «дойных коров» должен использоваться для развития выбранных… Читать ещё >

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Матрица БКГ — эта матрица подробно рассмотрена в курсе «Основы менеджмента». Главной целью ее использования является помощь менеджеру в определении требований к потокам финансовых ресурсов между СЗХ в портфеле фирмы. Подход БКГ включает три главных шага:

  • — разделение сферы деятельности фирмы на СЗХ и оценка долгосрочных перспектив последних,
  • — сравнение СЗХ между собой с помощью матрицы,
  • — разработка стратегических целей по отношению к каждой СЗХ.

Основные рекомендации БКГ:

  • 1. Избыток средств от «дойных коров» должен использоваться для развития выбранных «диких кошек» и выращивания развивающихся «звезд». Долговременные цели состоят в укреплении позиции «звезд» и превращении привлекательных «диких кошек» в «звезды», что сделает портфель компании более притягательным.
  • 2. «Дикие кошки» с более слабыми или неясными долговременными перспективами должны «раздеваться» так, чтобы уменьшить спрос на финансовые ресурсы в компании.
  • 3. Компания должна выходить из отрасли, когда СХЗ находящиеся там, относятся к «собакам» — при помощи «сбора урожая» «раздевания» или ликвидации.
  • 4. Если компания испытывает недостаток в «дойных коровах», «звездах» или «диких кошках», то должны быть предприняты уступки и «раздевание» для сбалансирования портфеля. Портфель должен содержать «звезды» и «диких кошек» в количествах, достаточных для обеспечения здорового роста компании, и «дойных коров» — для обеспечения инвестициями «звезд» и «диких кошек» .

Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов СЗХ и указания на использование этих потоков для оптимизации портфеля корпорации. Однако матрица БКГ имеет ряд существенных недостатков. Это упрощенная модель в двух измерениях, которая не учитывает ряд важных факторов. Бизнес, занимающий малую часть рынка, может быть очень прибыльным и занимать сильную конкурентную позицию. Точно так же рост рынка — не единственный фактор, определяющий привлекательность СЗХ.

Как и матрица БКГ, Матрица МакКинсей в двух измерениях, но эти переменные зависят от многих факторов (курс «Основы менеджмента»).

Привлекательность СЗХ оценивается в четыре этапа:

  • — стратегические менеджеры идентифицируют критерии привлекательности СЗХ;
  • — затем устанавливаются веса относительной значимости отдельных факторов; - стратегические менеджеры регистрируют привлекательность отдельных отраслей в портфеле корпорации;
  • — наконец, выполняются общие взвешенные оценки для каждой СЗХ (курс «Основы менеджмента»).

Сходным образом оценивается конкурентный статус фирмы в СЗХ:

  • — стратегический менеджер идентифицирует ключевые факторы успеха для каждой отрасли, в которой компания конкурирует;
  • — каждому ключевому фактору успеха присваивается соответствующий вес, определяемый относительной важностью фактора для конкурентной позиции; - затем устанавливается ранг конкурентной силы в каждой СЗХ в соответствии с относительной важностью фактора успеха для отрасли;
  • — далее вычисляется полный взвешенный индекс конкурентной позиции СЗХ.

Сравнение СЗХ производится с помощью матрицы МакКинсей (рис. 1) аналогично матрице БКГ.

Матрица МакКинсей разделена на девять ячеек. СЗХ в трех из них характеризуются как «победители» или наиболее желательные сферы бизнеса. Три ячейки характеризуются как проигрывающие, которые наименее желательны для бизнеса (относительно слабая конкурентная позиция в непритягательных отраслях).

Таблица. Матрица МакКинсей

Привлекательность отрасли.

Конкурентная позиция.

хорошая.

средняя.

слабая.

Высокая.

Победитель.

Победитель.

" Знак вопроса" .

Средняя.

Победитель.

Средний бизнес.

Проигрывающий.

Низкая.

Производитель прибыли.

Проигрывающий.

Проигрывающий.

Одна ячейка обозначена «знак вопроса» (аналог «дикой кошки» матрицы БКГ). Это неопределенное, но перспективное положение в бизнесе. При поддержке эти СЗХ превращаются в «победителей», однако есть и риск их превращения в «проигрывающие». Одна ячейка называется «производитель прибыли» (аналог «дойных коров» матрицы БКГ).

Стратегические выводы из анализа на основе матрицы МакКинсей очевидны:

  • — «проигрывающие» должны «раздеваться», ликвидироваться или подвергаться процессу сбора урожая;
  • — позиции «победителей» и развивающихся «победителей» должны укрепляться в том числе и, если необходимо, финансовыми инвестициями;
  • — компании должны выбрать «знаки вопроса», которые можно превратить в «победителей»; - «производители прибыли» с учетом их сильной конкурентной позиции должны использоваться для реинвестиций прибылей в «победители» или выбранные «знаки вопроса» ;
  • — «средний бизнес» следует пытаться или превратить в «победителей», или «раздеть», если он неперспективен в долгосрочном плане.

Сбалансированный портфель СЗХ должен содержать в основном «победителей» и развивающихся «победителей», небольшое количество «производителей прибыли» и немного малых «знаков вопроса», потенциально способных перерасти в «победителей» .

Однако часто компании имеют несбалансированные портфели. Различные типы такой несбалансированности отражены в табл. 1.

Таблица 1. Типы несбалансированности портфеля СХЗ фирмы Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент. Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995. — 93 с.

Основные проблемы.

Типичные симптомы.

Типичные коррективы.

Слишком много «проигрывающих» .

Неадекватные финансовые потоки Неадекватная прибыль Неадекватный рост.

" Раздевание" (ликвидация).

" Сбор урожая" в СЗХ — «проигрывающий» .

Приобретение «производителей прибыли» .

Приобретение «победителей» .

Слишком много «знаков вопроса» .

Неадекватные финансовые потоки Неадекватная прибыль.

" Раздевание" /ликвидация/.

" Сбор урожая" в выбранных «знаках вопроса» .

Слишком много «производителей прибыли» .

Неадекватный рост Излишние финансовые потоки.

Приобретение «победителей» .

Выращиваие/развитие выбранных «знаков вопроса» .

Слишком много развивающихся «победителей» .

Чрезмерные запросы средств Чрезмерные усилия в управлении Нестабильные рост и прибыль.

" Раздевание" выбранных развивающихся «победителей» .

Приобретение «производителей прибыли» .

Одним из больших преимуществ матрицы МакКинсей является ее гибкость. Подход учитывает, что различные отрасли характеризуются различными факторами конкурентного успеха. Одновременно учитывается большее число стратегически важных переменных, чем в подходе БКГ. Однако в этом подходе не все совершенно. Одна из главных трудностей состоит в том, что он дает ряд стратегических решений, но не определяет, какие из них следует предпочесть. Следовательно, стратегический менеджер должен дополнить этот анализ субъективными оценками. Другой проблемой является определенная статика отображения рыночного положения фирмы.

Матрица эволюции СЗХ. Преимуществом такой матрицы является распределение СЗХ фирмы по различным стадиям жизненного цикла. Например, СЗХ типа «знак вопроса» с высоким потенциалом и «развивающиеся победители» должны поддерживаться, чтобы они превратились в «превосходных победителей» и «производителей прибыли» в будущем. Потенциальные «проигрывающие» СЗХ должны «раздеваться» по возможности быстрее. Бизнес в СЗХ, находящихся в стадиях зрелости и спада, должен управляться таким образом, чтобы использовать их конкурентную силу. Любой излишек денежных средств в этих СЗХ должен использоваться для поддержки «развивающихся победителей» и СЗХ, проходящих стадию замедления роста.

Как и матрица МакКинсей, эта матрица позволяет менеджерам оценить степень сбалансированности портфеля СЗХ. Сбалансированный портфель должен содержать «превосходных победителей» и «производителей прибыли», немного «развивающихся победителей» и высокопотенциальных «знаков вопроса». В то же время эта матрица позволяет оценить динамику портфеля СЗХ. С другой стороны, эта матрица лишь дополняет матрицу МакКинсей, так как не отражает многих существенных факторов.

Неоспоримые преимущества такой техники:

  • — возможность для менеджеров анализировать последствия диверсификации;
  • — отображение необходимых денежных потоков между отдельными СЗХ, возможность высшему руководству фирмы правильно распределять ресурсы;
  • — концепция баланса портфеля СЗХ позволяет идентифицировать нынешнюю структуру СЗХ и оптимизировать долгосрочную прибыльность (сбалансированный портфель — сила компании, а несбалансированный — ее слабость).

Однако матричная техника анализа СЗХ может привести и к определенным «ловушкам» :

  • — большое число СЗХ может создать проблемы информационной перегрузки для руководства фирмы (на практике это происходит, если число СЗХ приближается к 40−50), а следовательно, и слабые общие решения;
  • — могут возникать конфликты финансовых приоритетов СЗХ и всей компании;
  • — упрощенное применение матричной техники может создать проблемы для компаний, использующих вертикальную интеграцию или связанную диверсификацию (следует учесть дополнительно важные стратегические соотношения между СЗХ).

Практическое задание.

Выбрать 5 товаров и для каждого определить марочное имя и марочный знак Товарная марка является базовым элементом маркетинговой атрибутики товара, определяющим привлечение внимания к товару и вероятность повторной покупки. Марка — это название, символ, изображение, термин или их комбинация, которая используется для отличия и распознания данного товара среди аналогичных.

Марка состоит из товарного имени, марочного знака и товарного знака. Марочный знак — это та часть марки, которая визуально узнаётся, но не произносится (рисунок, символ, сочетания контуров, цветов, шрифтовое оформление). Товарный знак — марка или её часть, обладающая правовой защитой.

Классификация товарных марок:

  • 1. Индивидуальное марочное имя присваивается каждой ассортиментной позиции. Наименование по классификаторам видов продукции: размеры товаров, и т. п. Товарной маркой не является.
  • 2. Единое марочное имя для всего ассортимента или всей номенклатуры товаров предприятия. Применяется в том случае, когда товар является сильно диверсифицированным или представлять товарное предложение в географическом смысле очень широко.
  • 3. Марочные имена для отдельной группы товаров. Применяется в том смысле, когда необходимо привлечь внимание потребителей к этим товарам или защитить их от близких конкурирующих аналогов.
  • 4. Комплексная товарная марка — сочетание марки производителя с маркой отдельного товара. Применяется в случаях, когда необходимо подчеркнуть особые качества товара или его исключительное рыночное позиционирование.

В таблице 2 представлены товары с марочными именами и знаками.

Таблица 2

Марочный знак.

Марочное имя.

Характеристика.

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля.

Adidas.

Германский промышленный концерн, специализирующийся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря.

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля.

Audi.

Немецкая автомобилестроительная компания в составе концерна Volkswagen Group, специализирующаяся на выпуске автомобилей под маркой Audi.

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля.

Соса-Cola (Кока-кола).

Безалкогольный газированный напиток, производимый компанией The Coca-Cola Company; самый дорогой бренд в мире в 2006—2010 годах, не исключая прочих лет.

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля.

Магги (англ. Maggi).

Торговая марка сухих супов и пищевых приправ. Входит в портфель брендов компании Nestle.

Матричные методы в оценке сбалансированности портфеля.

Nestle S.A. (произносится Нестле С. А.) -;

Швейцарская компания, крупнейший в мире производитель продуктов питания. Также Nestle специализируется на выпуске кормов для домашних животных, фармацевтической продукции и косметики. Главный офис компании находится в швейцарском городе Веве (фр. Vevey).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой