Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС прСдпосылки формирования ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… гСографичСских понятий Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠœΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ сторона Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ задания. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° всСми срСдствами Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, направлСнная Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ сути явлСний, Π΅Π³ΠΎ скрытых свойств, закономСрностСй, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… понятий. Если школа Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΌΠΈΡ€ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС прСдпосылки формирования ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… гСографичСских понятий Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Одним ΠΈΠ· ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов, входящих Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ прСдставлСния. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ — чувствСнно-наглядныС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², процСссов ΠΈΠ»ΠΈ явлСний, Π½Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящий ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚.

По ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρƒ образования Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСния памяти ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния вообраТСния. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ памяти Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ нСпосрСдствСнного восприятия ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ гСографичСского ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° (ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ, Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΠ½Π°, Ρ…ΠΎΠ»ΠΌ, Ρ€Π΅ΠΊΠ°). ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ вообраТСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π±Π΅Π· нСпосрСдствСнного восприятия гСографичСского ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ являСтся Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ прСдставлСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ словСсного рисования (словСсного описания) ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ гСографичСского ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, процСсса ΠΈΠ»ΠΈ явлСния. НапримСр, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Π²ΠΎΡΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ вообраТСния школьники ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбС ΡΡ‚Π΅ΠΏΡŒ Π² Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΉ Π·Π½ΠΎΠΉΠ½Ρ‹ΠΉ дСнь, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ стСпи ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ Π½Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния ΠΎ Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΠ½Π΅, травянистой Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎ ΠΆΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠΌ Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΌ Π΄Π½Π΅.

По ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ «ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ пСрСчислСнныС прСдставлСния ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ (ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅.

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ прСдставлСния — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… своС собствСнноС Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ (Ρ€Π΅ΠΊΠ° Π’ΠΎΠ»Π³Π°, ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ Π‘Π°ΠΉΠΊΠ°Π», ΠšΠΎΠ»Ρ‹ΠΌΡΠΊΠ°Ρ Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠŸΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ»ΠΆΡΠΊΠ°Ρ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€.).

Они тСсно связаны с ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ (Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ) гСографичСскими понятиями.

ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ для всСх гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π²ΠΈΠ΄Π° (Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΠ½Π°, Π³ΠΎΡ€Π°, Π·Π°Π»ΠΈΠ², ΠΌΠΎΡ€Π΅ ΠΈ Π΄Ρ€.). ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния слуТат основой для формирования ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… гСографичСских понятий.

Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹:

1. ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ понятия — ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², процСссов ΠΈΠ»ΠΈ явлСний. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ понятия ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ (Ρ€Π΅ΠΊΠ°, ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ, Ρ…ΠΎΠ»ΠΌ, Π³ΠΎΡ€Π°, ΠΎΠ²Ρ€Π°Π³, ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚). Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия раскрываСтся Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ Π² ΡΠ΅Π±Ρ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ для всСх гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², относящихся ΠΊ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€,.

«ΠΏΠΎΠ»ΡƒΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ² — Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡˆΠΈ, которая выступаСт Π² Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ пространство»). Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… гСографичСских понятий слСдуСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ: ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ понятия — понятия ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ… (Ρ…ΠΎΠ»ΠΌ, Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΠ½Π°, Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π³ΠΎΡ€Π°). ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ понятия ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… частях ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (русло Ρ€Π΅ΠΊΠΈ, склон Π³ΠΎΡ€Ρ‹, Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Π° Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ° ΠΈ Π΄Ρ€.).

  • 2. Π‘ΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (сборныС) понятия — ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ нСбольшой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ родствСнных гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (моря Π‘Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π›Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΊΠ΅Π°Π½Π°, Ρ€Π΅ΠΊΠΈ Π‘ΠΈΠ±ΠΈΡ€ΠΈ, Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π° Московской области). Как ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ само Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ понятия Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ собраниС Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ своСй ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.
  • 3. Π•Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ (ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) понятия — ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ… своС собствСнноС Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ (Ρ€Π΅ΠΊΠ° Ока, БрСднСрусская Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠŸΠΎΠ»ΠΎΡ†ΠΊΠ°Ρ Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π³ΠΎΡ€Π° Π­Π»ΡŒΠ±Ρ€ΡƒΡ).

КаТдоС Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ понятиС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ раскрываСт ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ проявлСния Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ². Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, для Π’ΠΎΠ»Π³ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Π»Ρ всякой Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Ρ€Π΅ΠΊΠΈ, присущи Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ истока, русла, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π±Π΅Ρ€Π΅Π³Π°, ΡƒΡΡ‚ΡŒΡ, тСчСния, ΠΏΡ€ΠΈΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ². Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ проявлСния Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ исток Π’ΠΎΠ»Π³ΠΈ располагаСтся Π½Π° Π’алдайской Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌ Π±Π΅Ρ€Π΅Π³Ρƒ Ρ€Π΅ΠΊΠΈ находится ΠŸΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ»ΠΆΡΠΊΠ°Ρ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΡΡ‚ΡŒΠ΅ Π’ΠΎΠ»Π³ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π²ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π² ΠšΠ°ΡΠΏΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΡ€Π΅ раздСляСтся Π½Π° Ρ€ΡƒΠΊΠ°Π²Π°, образуя ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅Π»ΡŒΡ‚Ρƒ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ понятия ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ слоТности ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…: ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ….

К ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… условий формирования ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² относится ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ организация ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, которая ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² Π΄Π²ΡƒΡ… направлСниях: ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ ΠΈ Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ. Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ формирования ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия опрСдСляСтся рядом Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: содСрТаниС понятия, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности учащихся, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ наглядныС срСдства.

Π˜Π½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ способ формирования ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий прСдусматриваСт ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ:

  • Π°) наблюдСниС Π·Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ;
  • Π±) сравнСниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²;
  • Π²) ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²;
  • Π³) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ понятия; Π΄) ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Для Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ способа формирования ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° такая ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ:

  • Π°) ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятия;
  • Π±) усвоСниС учащимися ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² понятия; Π²) Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² понятия;
  • Π³) установлСниС связи с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ понятиями; Π΄) упраТнСния Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ понятий.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ условии ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ понимания школьниками всСх слов, входящих Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятия. Школьная ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ (ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ), Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ….

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия совмСстная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ выясняСтся запас ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ прСдставлСний ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅. Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ проводится вводная бСсСда, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ этапу формирования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Она ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ дСмонстрациСй самого Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ наглядного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы ΠΊ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ бСсСдС. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, приступая ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия «ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ», цСлСсообразно ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ классу ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ вопросы:

1. Какой Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π΅ (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ)? 2. КакиС части Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Ρƒ ΠΎΠ·Π΅Ρ€Π°? 2. КакиС Π±Π΅Ρ€Π΅Π³Π° Ρƒ ΠΎΠ·Π΅Ρ€Π° (ΠΊΡ€ΡƒΡ‚Ρ‹Π΅, обрывистыС, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅)?3. Как называСтся ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ, располоТСнноС Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ мСстности? 4. На ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ повСрхности ΠΎΠ½ΠΎ располоТСно? 5. Какая Ρ€Π΅ΠΊΠ° Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· ΠΎΠ·Π΅Ρ€Π°? 6. Какая Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° ΠΎΠ·Π΅Ρ€Π°? Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля организуСтся Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ наблюдСниС учащихся Π·Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ Π² Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ восприятиС школьниками гСографичСского ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. А ΡΡ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π·Π° Π½ΠΈΠΌ Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚ности (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π·Π° Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠΎΠΌ), Π½ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ практичСскиС задания. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, поднимаясь ΠΏΠΎ ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π°ΠΌ Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ°, учащиСся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΡ… Π½ΠΈΡ… Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΡ€ΡƒΡ‚ΠΎΠΉ (ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ). Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ школьникам ΠΎΠ±ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ°.

ΠšΠ»Π°ΡΡΡƒ поясняСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ мСсто, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ начинаСтся Ρ…ΠΎΠ»ΠΌ, называСтся Π΅Π³ΠΎ подошвой. НСобходимо ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ сравнСниС Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ с Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ.

Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ наглядныС пособия.

ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ гСографичСскиС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ (Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈ Π΄Ρ€.). ΠšΠ°ΡΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ это прСимущСствСнно Ρ‚Π΅Ρ… гСографичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΎΠΉ для изучСния, Π·Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ наблюдСния Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚сутствия Π² Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ для нашСй мСстности (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π³ΠΎΡ€ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π΅ΠΉ).

ΠšΠ»Π°ΡΡΡƒ слСдуСт ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ гСографичСскиС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, слайды ΠΈ Π΄Ρ€.) с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ самых Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π³ΠΎΡ€ (с ΠΊΡ€ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ склонами, с ΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ³Π»Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ, со ΡΠ½Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ шапками ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π’Π΅ΠΌ самым создаСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ гСографичСских ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€.), Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΡŒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ нСсущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ позволяСт Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ чувствСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² (всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ Π³ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π΅Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ: высокиС ΠΈΠ»ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅, ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ старыС, с ΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ сглаТСнными Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ, с ΠΊΡ€ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ склонами ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия «Π³ΠΎΡ€Ρ‹» Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ школьников Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Ρƒ Π³ΠΎΡ€, которая, ΠΊΠ°ΠΊ отмСчаСтся ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ мСтодистами, нСдостаточно Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π½Π° Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСских ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π°Ρ… (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡΡ…, рисунках ΠΈ Π΄Ρ€.). Если этого Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ΠΊΠΈ людСй ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π΅ с Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, Π° ΠΊΡƒΡΡ‚Ρ‹ — с Π³ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия «Π³ΠΎΡ€Ρ‹», гСографичСская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ дополняСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠΌ словСсного описания ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ описания ярко, красочно изобраТаСтся врСмя, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π°Π»ΡŒΠΏΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ подъСмС Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠ΅ Π³ΠΎΡ€Ρ‹.

ΠžΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ Ρ‚Π΅ Ρ‚рудности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡ… ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ. Для образности языка ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ рСкомСндуСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΡƒΡŽ для учащихся Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΡƒΡŽ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ.

Для формирования Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ… (высотС, Π΄Π»ΠΈΠ½Π΅, протяТСнности ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСской ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π΅ (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, рисунку ΠΈ Ρ‚. Π΄.) ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹.

НСобходимо ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π³ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π΅ с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π΅ (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, слайдС, рисункС ΠΈ Ρ‚. Π΄.) Ρ‚Π΅Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², высота (Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΡΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… учащимся ΡƒΠΆΠ΅ Π΄Π°Π½Π°.

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΌΠ°ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, схСматичСскиС рисунки, ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ картосхСмы, ΠΏΠ»Π°Π½ мСстности, физичСская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π°, школьники ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля учатся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ сущСствСнныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ для всСх ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

НапримСр, для низмСнностСй Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚: Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ повСрхности ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΎΡ‚Π° Π½Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 200 ΠΌ Π½Π°Π΄ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ моря. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ формулируСтся ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ понятиС. Школьная ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… учащихся ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ затруднСния Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠΉ высоты (высоты Π½Π°Π΄ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ моря).

ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ высотС. Для этого ΠΊ Π½ΠΈΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΠΊΡ€Π°ΡŽ классной доски ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ΡΡ гСографичСская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° (ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡ большого Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚Π°) с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ моря.

На Π΄ΠΎΡΠΊΠ΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΎΠΌ проводится прямая пунктирная линия, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΡ€Π΅.

Над ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΠΈΡ€Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠ΅ΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ схСматичСски Ρ€ΠΈΡΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π³ΠΎΡ€Ρ‹ с ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ ΠΈΡ… Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½Ρ‹Ρ… высот. ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниС школьников ΠΎΠ± Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠΉ высотС ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ сравнСния Π΅Π΅ Ρ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»Π° Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ учащихся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ высоту Π½Π°Π΄ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², находящихся Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π΅.

Π‘ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ наглядного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π² ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ порядкС проводится цСлСнаправлСнная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π½Π΅ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² рассматриваСмой родствСнной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, для низмСнностСй ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΡΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ: Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ (Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°), ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ расчлСнСнности Π΅Π΅ Ρ€Π΅ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΡ€ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.

Если Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠΌΠ΅ΡˆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сущСствСнныС ΠΈ Π½Π΅ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½ΠΎ ΠΈ Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ послСдниС ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ понятия. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ случаС Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈΡ… ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ° ΠΈ Π³ΠΎΡ€Ρ‹, ΠΎΠ·Π΅Ρ€Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΡƒΠ΄Π° Π΄Ρ€.). Для разграничСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… понятий ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ сравнСния, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ учащихся обращаСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ различия рассматриваСмых ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ². ЦСлСсообразно Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΡƒ вопроса (задания), ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ логичСского дСйствия. НапримСр: Π§Π΅ΠΌ ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΡƒΠ΄Π°? По ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΡƒΠ΄Π°? Какая Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ·Π΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ? ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π‘ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ разграничСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… понятий Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° ΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚ная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ самых простых ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ† (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ…ΠΎΠ»ΠΌΠ° ΠΈ Π³ΠΎΡ€Ρ‹, Π·Π°Π»ΠΈΠ²Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ»ΠΈΠ²Π°).

Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ задания Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠœΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ сторона Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊ, ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ задания. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° всСми срСдствами Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, направлСнная Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ сути явлСний, Π΅Π³ΠΎ скрытых свойств, закономСрностСй, Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… понятий. Если школа Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΌΠΈΡ€ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° оказываСтся Π²Π½Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ возмоТностям, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ исслСдования, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹ ΠΊ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высоком ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия (такая Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° нСцСлСсообразна ΠΈ Π½Π΅ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠΌΠ°), Π° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡˆΠΈΡ€Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ умствСнныС силы, способности ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ школьника, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π΅Π³ΠΎ возмоТностями.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ