Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π¨.А. Амонашвили β€” β€” ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли ΠΎΠ½ΠΎ строится Π±Π΅Π· ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° личностных особСнностСй ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ПСдагог, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ, Π° ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ строгими трСбованиями, ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ. Π“ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ оптимистичСски мыслит ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ях… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π¨.А. Амонашвили β€” β€” ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БовСтская ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° опрСдСляла Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ внСшнСго воздСйствия Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ.

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ оформился ΠΈΠ΄Π΅Π°Π» Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ дСмократичСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π· Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ нарисован И.И. Π“ΠΎΡ€Π±ΡƒΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ-ΠŸΠΎΡΠ°Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ. «Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ школС, — писал ΠΎΠ½, — Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ мСста Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌΡƒ насилию. Никакому ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Π΄ дСтской Π΄ΡƒΡˆΠΎΠΉ, Π²ΠΎ ΠΈΠΌΡ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ. Π’Π°ΠΌ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ всСго Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° любовь ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ взрослого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’Π°ΠΌ учитСля Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π½Π΅ Π½Π°ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π° ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°ΠΌΠΈ учащихся, Π½Π΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π°Ρ€Π°ΠΌΠΈ, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ учСничСскиС ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΈ Ρ„Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π½ΠΎ ΡΠΎΡ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΡ… Π² Π΄Π΅Π»Π΅ искания истины ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, с Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠΌ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ учитСля Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄ΡƒΡˆΡƒ со Π²ΡΠ΅ΠΌ скрытым Π² Π½Π΅ΠΉ бСсконСчным Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, Π° Π½Π΅ Π‘ΠΈΠ΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π°, ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²Π°, Иванова классного списка, Π±Π΅Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ школьного стада. Они Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ всСго Ρ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ проявлСниС Π΄ΡƒΡ…Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠΌΠ°. 2

Они Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΡΠ²ΡΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ большС всСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ запросов, сил, способностСй своих ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ, учитСля, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ. Но Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π΅Π»ΠΎΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ для Π½ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅, искрСннСС равСнство ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ-Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°ΠΌΠΈ, Π±Π΅Π· Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ истинной Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ".

Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‡Π°Π³ΠΈ гуманистичСской пСдагогичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ всСгда, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠ½ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Π· «ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹» нарисован К. Н. Π’Π΅Π½Ρ‚Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΌ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π”ΠΎΠΌΠ° свободного Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°», Π’. А. Бухомлинским — Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ радости», Π¨. А. Амонашвили — Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ».

Π’ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ дСтской ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π’. А. Бухомлинский большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» знаниям, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΌΡ‹ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСзиса ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ нСльзя Π²ΠΏΠ°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ систСмы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… цСнностСй, Π½ΠΎ ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Скст Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ учащихся, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ с ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Как Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ эту Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ Π² 80-Ρ… Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ… учитСля-экспСримСнтаторы Π¨. А. Амонашвили, И. П. Π’ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ², Π’. А. ΠšΠ°Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ, Π‘. Н. ЛысСнкова, М. П. Π©Π΅Ρ‚ΠΈΠ½ΠΈΠ½, Π’. Π€. Π¨Π°Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ². Π’ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π΅ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ творчСской встрСчС ΠΎΠ½ΠΈ написали: «Π’ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π΅ΠΊΠ°ΠΌΠΈ повторяли Π²Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ-гуманисты, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‡Ρ‚ΠΎΠΉ, Ρ‚ΠΎ Π΄Π»Ρ нас стало ТитСйской Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ: ΠΌΡ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ нашим дСтям Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ стимулы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Если Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π½Π΅Ρ‚, Ссли способов ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ совсСм Π½Π΅Ρ‚, Ссли нСльзя Ρ€Π°ΡΡΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ интСрСс ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ ΠΈ Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΡΡ‚Ρ‹, Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‚ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π°ΠΌΠΈ лишь ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ: ΠΌΡ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ учСния, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π½ΠΈΡ… радостноС чувство успСха, двиТСния Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, развития» 3.

Π’ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΉ срСдС пСдагогичСской ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ общСствСнности Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстны срСдства, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ эти учитСля примСняли для побуТдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π±Π΅Π· принуТдСния: постановка Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, сотрудничСство ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² Π΅Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ, использованиС ΠΎΠΏΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… сигналов, ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΊ, качСствСнная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, прСдставлСниС дСтям возмоТности ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ свободный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€, ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, крупноблочная ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΡƒ ΠΊΠ°ΠΊ совмСстному «ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ творчСство, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ способностСй ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅, Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ личности… Π­Ρ‚ΠΈ полоТСния стали исходными для обоснования Π¨. А. Амонашвили Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎ-личностного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ практичСского воплощСния Π² «Π¨ΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ».

«Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» Π¨. А. Амонашвили основана Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎ-личностной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Автор выдСляСт 6 особСнностСй ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ состоит Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ прССмствСнности ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°-воспитатСля. ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π¨. А. Амонашвили, Π·Π°ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° возмоТности Π±Π΅Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития. Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π½Π΅Π³ΠΎ Π±Π»Π°Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Вторая ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ школС — Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, понимаСмая ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, устрСмлСнного Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ касаСтся ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ аккумулятор, ΠΊΠ°ΠΊ вСдущая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ.

Π‘Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ обСспСчиваСтся благодаря сотрудничСству с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. ЧСтвСртая ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пСдагогичСского процСсса ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сотрудничСскиС Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ учитСля с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ становятся Π΅Π³ΠΎ СстСствСнным качСством.

ΠŸΡΡ‚Π°Ρ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского процСсса проявляСтся Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ способности ΠΊ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΡƒΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся Π·Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΌ успСхов Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ШСстая ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» — Π² ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ, Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ миссии учитСля Π² Π½Π΅ΠΉ. «ΠžΡ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ срСды Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, гуманизация социума ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского процСсса Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π° учитСля».

Π“ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ учитСля Π½Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ «Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, чувство Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΉ отвСтствСнности ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±ΠΎΠΉ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°; стрСмлСниС ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°». 4 Личностно-Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ являСтся Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ достиТСниСм Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ гуманистичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π» Π¨. А. Амонашвили ΠΊ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ образования Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° — ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ.

Π˜ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли ΠΎΠ½ΠΎ строится Π±Π΅Π· ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° личностных особСнностСй ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ПСдагог, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ, Π° ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ строгими трСбованиями, ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ. Π“ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ оптимистичСски мыслит ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ях, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ учСния, способным ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π΅ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Π° Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ТСланию ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ исходит ΠΈΠ· Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΅ΡΡ‚ΡŒ свой личностный смысл, Π΅ΡΡ‚ΡŒ личностная Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ учСния, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΈ Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ процСссС. А Π΅ΡΠ»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ смысла Π½Π΅Ρ‚, Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π΅Π³ΠΎ обрСсти.

«Π˜Π½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ свободно ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, — ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ Π¨. А. Амонашвили, — это Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚:

  • * Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΈΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠ΅ условия для Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ развития, воспитания, обогащСния знаниями ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ;
  • * Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ этим процСссом Π² ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΈΠΈ с ΠΏΠΎΡ‚рСбностями Π΅Π³ΠΎ ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ½ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… сил, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ), Π΅Π³ΠΎ интСрСсов".

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°ΠΌ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ позволяСт ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ сущСствСнных Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ… гуманистичСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ образования. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… состоит Π² ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠΌ цСнностном ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ству ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ — ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ развития личности (умствСнного, физичСского, нравствСнного, эстСтичСского) Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π° ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — Π΅Π΅ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ образования Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, ΠΊΡ€Π΅Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΡ‚ичСский (нравствСнный) ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π² ΠΈΡ… Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ.

Π§Ρ‚ΠΎ касаСтся пСдагогичСских срСдств, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСского процСсса, Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Π°Ρ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ систСма Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ творчСский поиск ΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ собствСнноС содСрТаниС, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСдства воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. ГуманистичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ свободу ΠΈ Ρ‚ворчСство ΠΊΠ°ΠΊ учащихся, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ².

ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ трСбованиями ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ гуманистичСским модСлям Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ созданиС ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ происходит свободный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ способов творчСской саморСализации ΠΈ Π΅Π΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ саморазвитиС, ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСской Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΅Π΅ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΡƒ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ самоопрСдСлСнии.

ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ гуманистичСская ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° устрСмлСна Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, утвСрТдая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ всС зависит ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ собствСнных усилий ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ивности, опираСтся Π½Π° ΡΠΈΠ»Ρƒ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ°, Π° Π½Π΅ Π½Π° сфСру ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, внСшнСго ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ. Π’Π΅ΠΌ самым гуманистичСская ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ сознания Π½Π°Π΄ Π±Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ΠΌ. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ гуманизация образования, ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ статичный, бСзличностный ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ.

ГуманистичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ (главная Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ), ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ взаимосвязанных Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Π°Ρ… образования, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ процСссов ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ саморазвития ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΈ особСнности гуманистичСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ создали прСдпосылки для возникновСния Π² Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС личностно ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… cΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ образования.5

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ