Опытно-практическая работа по формирования экологической культуры младших школьников
Для определения уровня экологического воспитания нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГБОУ СОШ № 567 во 2 классе «В» г. Москвы ЮАО. Экологическая воспитанность колеблется от высокого уровня к низкому из — за нехватки некоторых знаний об окружающей среде. Для проверки полученных результатов мы использовали математический метод обработки данных — метод ограниченного выбора… Читать ещё >
Опытно-практическая работа по формирования экологической культуры младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определения уровня экологического воспитания
Для определения уровня экологического воспитания нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГБОУ СОШ № 567 во 2 классе «В» г. Москвы ЮАО.
Целью настоящей работы является, формирование экологической культуры по курсу «Окружающий мир» во внеклассной работе.
В связи с этим были поставлены следующие конкретные задачи эксперимента:
- 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей формирования экокультуры младших школьников.
- 2) Разработать и провести систему классных часов по формированию экологической культуры.
- 3) Провести тестирование в экспериментальном классе, для проверки эффективности формирующего эксперимента, направленного на формирование экологической воспитанности.
- 4) Представить статистические результаты по контрольному этапу эксперимента.
Наше исследование проходило в 3 этапа.
На констатирующем эксперименте мы провели тест в экспериментальном классе — 2 «В» (26 человек) и контрольном классе — 2 «Г» (25 человек). Тест, который разработан нами, был направлен на выявление экологического воспитания младших школьников, полученного на уроках «Окружающий мир».
Прочитай высказывания и выбери правильный ответ.
1. Когда на берегу реки я вижу мусор, меня это огорчает.
Да Нет.
2. Когда на улице я вижу бездомное животное, меня это огорчает.
Да Нет.
3. Я считаю, что ломанные ветки вредят деревьям и кустарникам.
Да Нет.
4. Я считаю, что зимой важно подкармливать птиц.
Да Нет.
- 5. Когда я вижу вырубленные леса, меня это огорчает. Да Нет
- 6. Когда я вижу загрязненные водоемы, меня это огорчает.
Да Нет.
7. Заводы и фабрики загрязняют окружающую среду.
Да Нет.
8. В лесу нельзя шуметь, потому что можно побеспокоить лесных обитателей.
Да Нет.
9. Животные и растения, занесенные в Красную книгу требуют нашей заботы.
Да Нет.
10. Мои прогулки на улице — это не только игра, но и наблюдение за явлениями природы.
Да Нет Правильные ответы к тесту.
Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | Да. | |
Для проверки полученных результатов мы использовали математический метод обработки данных — метод ограниченного выбора.
Результаты мы обрабатывали следующем образом: 1 балл — это правильный ответ, 0 баллов — неправильный ответ.
Таблица 1 Критерии оценки экологической культуры.
Школа уровня сформированности экологической культуры. | Оценка результатов. | Разъяснение уровня экологической культуры. | |
Высокий уровень. | 10 — 8 баллов. | Экологическая воспитанность на достаточно хорошем уровне. | |
Средний уровень. | 7 — 5 баллов. | Экологическая воспитанность колеблется от высокого уровня к низкому из — за нехватки некоторых знаний об окружающей среде. | |
Низкий уровень. | 5 — 0 баллов. | Экологическая культура не сформирована. | |
Входе обработки результатов эксперимента мы выявили, что во 2 классе «В» имеются три уровня сформированности экологической культуры: высокий (3 человека, что составляет 12% от общего числа опрошенных), средний уровень (11 человек, что составляет 44,00% от общего числа опрошенных), низкий уровень (12 человек, что составляет 48,00% от общего числа опрошенных).
Для процентного соотношения результатов мы рассчитали результативность тестирования по формуле: Z/N*100%, где Z — количество верных ответов, N — количество учеников.
Покажем полученные данные результативности тестирования с помощью диаграммы.
Рисунок 1. Результативность тестирования по сформированности экологической воспитанности у учащихся 2 класса «В».
В таблице 1 показано как распределились ответы 2 класса «В» по результатам тестирования.
Таблица 2 Критерии оценки уровня экологических знаний учащихся.
Высокий уровень. | Количество человек. | |
10 баллов. | ||
8 баллов. | ||
Средний уровень. | ||
7 баллов. | ||
6 баллов. | ||
Низкий уровень. | ||
5 баллов. | ||
4 балла. | ||
3 балла. | ||
2 балла. | ||
Во 2 класса «Г» при обработке результатов эксперимента мы выявили, что так же имеются три уровня сформированности экологической культуры: высокий (2 человека, что составляет 8, 30% от общего числа опрошенных), средний уровень (13 человек, что составляет 54,10% от общего числа опрошенных), низкий уровень (10 человек, что составляет 41,60% от общего числа опрошенных).
Рисунок 2. Результативность тестирования по сформированности экологической воспитанности у учащихся 2 класса «Г».
В таблице 2 показано как распределились ответы 2 класса «Г» по результатам тестирования.
Таблица 3 Критерии оценки уровня экологических знаний учащихся.
Высокий уровень. | Количество человек. | |
10 баллов. | ||
9 баллов. | ||
Средний уровень. | ||
7 баллов. | ||
6 баллов. | ||
Низкий уровень. | ||
5 баллов. | ||
4 балла. | ||
2 балла. | ||
На наш взгляд вопросы тестирования были не сложные для учеников 2 классов, но обработав результаты мы пришли к выводу о том, что у младших школьников знания о природе, ее сохранении, об обитателях леса, о помощи животным и растениям, о вреде заводов и фабрик очень невелики, по — этому младшие школьники нуждаются в дополнительной информации и ее закреплении для повышения экологических знаний.
Проанализировав все полученные данные тестирования двух классов мы выявили те вопросы, которые вызывают наибольшие трудности у младших школьников на которые следует обратить большее внимание.
Рисунок 3. Распределение ответов двух классов.
Мы можем видеть, что наибольшие трудности у младших школьников вызвали следующие вопросы: «Когда на берегу реки я вижу мусор, меня это огорчает», «Когда я вижу вырубленные леса, меня это огорчает», «Животные и растения, занесенные в Красную книгу требуют нашей заботы», «Мои прогулки на улице — это не только игра, но и наблюдение за явлениями природы».
Опираясь на данные вопросы мы будем строить нашу дальнейшую работу по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир».