Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоговый контроль. 
Налоговый контроль

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической или встречной. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, в то время как тематическая проверка предусматривает изучение только вопросов уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также иных вопросов, которые входят в компетенцию налоговых органов. При этом… Читать ещё >

Налоговый контроль. Налоговый контроль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства является финансовый контроль. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Понятие «финансовый контроль» впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли, который писал: «Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Реально финансовый контроль применялся значительно раньше, он возник одновременно с зарождением финансов, в результате разделения труда, товарообмена и денежных отношений.

Финансовый контроль является одним из звеньев системы контроля, назначение которого состоит в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях хозяйства.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти, местными органами власти, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Из вышесказанного вытекает, что финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль представляет собой систему, состоящую из совокупности элементов, находящихся в тесном взаимодействии и непрерывном развитии. На современном этапе усиливается специализация финансового контроля, который включает составные элементы: налоговый, валютный, бюджетный, таможенный, контроль на рынке ценных бумаг и др. При этом каждый из элементов финансового контроля имеет свою специфическую область применения, свои задачи и функции.

Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

Налоговый контроль как часть государственного контроля представляет собой эффективный механизм обратной связи в цепочке практических результатов развития экономики. Это совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, в соответствии с действующим законодательством контролирующими соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

За счет налогов формируется почти 90% общего объема доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, и в связи с этим значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет его первостепенное значение.

Использование налогового механизма в регулировании экономики является еще одним фактором, который определяет актуальность организации эффективной системы налогового контроля.

Государственный налоговый контроль представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов и является конечной стадией налогового администрирования.

Налоговый контроль — один из важнейших институтов налогового законодательства. Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов проверки, осуществляемых налоговыми органами, целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет установленных законодательством налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщиков.

Целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, установление отклонений от норм действующего налогового законодательства для того, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности и создать условия, позволяющие избежать подобных нарушений в будущем.

Само слово «контроль» имеет латинское происхождение. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в функции которых, помимо контроля за сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин.

Формы, виды, методы налогового контроля — важные составные классификации налогового контроля по основным наиболее характерным признакам. И в связи с тем, что налоговый контроль — составная часть финансового контроля, в основе классификации налогового контроля лежат те же критерии, что и при классификации финансового контроля.

Так, по временному признаку выделяют 3 вида налогового контроля:

  • 1. предварительный;
  • 2. текущий;
  • 3. последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, входящих в сферу налогового законодательства. Цель предварительного контроля — предотвратить противоречия в действующем налоговом законодательстве, налоговые правонарушения, не допустить потерь бюджета.

Предварительный налоговый контроль играет важную роль и является более эффективным видом контроля, так как позволяет предупредить налоговые нарушения и их последствия на стадии планирования, т. е. еще до совершения хозяйственных операций, до уплаты налогов и прочих обязательных платежей.

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения платежных документов и осуществления финансово-хозяйственных операций, связанных с налогообложением. Цель данного вида контроля — исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и обязательных платежей.

Последующий налоговый контроль является заключительной стадией контроля и проводится после совершения хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Цель такого контроля — проверка законности операций налогоплательщика, соблюдения налогового законодательства, полноты внесения налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а при выявлении нарушений — применение мер по их устранению, привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение причиненного ущерба.

При этом последующий налоговый контроль имеет свои особенности:

  • — выявляет недостатки предварительного и текущего контроля;
  • — позволяет не только устранить недостатки, но и компенсировать ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.

Выбор конкретного вида зависит от уровня налоговой системы и общей организации контроля. В нашей стране в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль, что обусловлено недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, все еще сохраняющимся правовым незнанием налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

Вместе с тем высказывается справедливое мнение о том, что по мере развития налогового контроля, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных, определяющую роль будет играть предварительный и текущий контроль как виды контроля, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно связаны.

В теории налогов известны несколько форм налогового контроля:

  • — наблюдение;
  • — проверка;
  • — обследование;
  • — анализ;
  • — ревизия.

Налоговый контроль осуществляется посредством учета плательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения прибыли (дохода).

Учёт налогоплательщиков — одно из основных условий осуществления налогового контроля. Учету в налоговых органах подлежат как юридические, так и физические лица. Для организаций и частных предпринимателей постановка на учет осуществляется после их государственной регистрации. При постановке на учет каждому плательщику присваивается единый по всем налогам, сборам и пошлинам, в том числе и по таможенным платежам, учётный номер налогоплательщика.

Основная, наиболее эффективная форма налогового контроля — проверка. Налоговая проверка как важнейший инструмент налогового регулирования позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, и выполнение других обязанностей, которые возложены на налогоплательщика. Если по результатам проверки выяснится, что налогоплательщик не исполняет возложенные на него обязанности, либо исполняет их не в полном объёме, налоговыми органами принимаются меры по взысканию задолженности, а в необходимых случаях и штрафов за эти нарушения.

Налоговая проверка, проводимая налоговыми органами, может быть камеральной, выездной и рейдовой.

Камеральная проверка проводится налоговыми органами по месту своего нахождения на основе данных, представляемых налогоплательщиками. В отличие от выездной, камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Выездная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика путём изучения правильности и полноты отражения в бухгалтерском учёте налогоплательщиком операций, которые могут оказать какое-либо влияние на объекты налогообложения, и может быть плановой и внеплановой.

Плановая проверка проводится с предварительным уведомлением плательщика на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок. Налогоплательщик может обратиться при наличии у него уважительных причин (болезнь, очередной отпуск, при отсутствии ответственного должностного лица вследствие командировки и т. д.) с просьбой о перенесении проверки на более поздний срок. Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщиков, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами.

Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика не могут проводиться более 1 раза в год. Графики проверок не являются документами для служебного пользования и могут быть доступны для ознакомления налогоплательщиков. Налоговые органы извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее чем за месяц до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки.

Внеплановая проверка проводится без предварительного уведомления налогоплательщика по поручению Президента, Совета по координации контрольной деятельности, Совета Министров, Государственного секретариата Совета Безопасности, Комитета государственного контроля и иных государственных органов Республики Беларусь. Также проверка проводится при наличии одного из обстоятельств:

  • — если поступили сведения о нарушении налогового законодательства или есть данные о несоответствии декларируемых плательщиком доходов и производимых им расходов, о документально не подтвержденном приросте имущества или иного объекта налогообложения;
  • — если не была представлена налоговая декларация и иные документы, необходимые для налогообложения;
  • — при реорганизации, ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании письменного приказа руководителя инспекции МНС.

Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической или встречной. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, в то время как тематическая проверка предусматривает изучение только вопросов уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также иных вопросов, которые входят в компетенцию налоговых органов. При этом охватывается период, начиная с момента завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи последнего налогового расчета. Если проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, то период проверки определяется по согласованию с ними.

Встречная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения налогоплательщиком в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, осуществляемых с другими налогоплательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые проверки.

Если проведенной встречной проверкой установлено, что плательщиком в подтверждение расходов на приобретение товарно-материальных ценностей предъявлены документы (ТТН, счета фактуры и др.) субъектов предпринимательской деятельности, существование которых в ходе проведения встречных проверок не подтверждается, либо при проведении встречных проверок налогоплательщик отрицает факт отпуска товарно-материальных ценностей или подтверждает его на меньшее количество и стоимость, чем отражено в учете проверяемого плательщика, либо в ходе проверки установлены факты неоприходования по учету проверяемого налогоплательщика товарно-материальных ценностей, отпущенных в его адрес другими субъектами хозяйствования, должностное лицо инспекции обязано истребовать объяснения налогоплательщика о причинах выявленных расхождений.

В случае признания налогоплательщиком факта использования фиктивных документов в целях уменьшения размеров объектов налогообложения проверяющим определяются объекты налогообложения у проверяемого плательщика с учетом результатов встречной проверки.

При отказе налогоплательщика подтвердить результаты проведенной встречной проверки налоговый инспектор информирует руководителя инспекции МНС о выявленных расхождениях с данными учета плательщика для обращения в соответствующие правоохранительные органы в целях дальнейшей проверки действительности финансово-хозяйственных операций, совершавшихся проверяемым налогоплательщиком, либо подготовки, при необходимости, искового заявления в хозяйственный суд для признания ничтожности сделки, отраженной в учете плательщика. На основании заключения правоохранительных органов или решения хозяйственного суда проверяющим определяются фактические размеры объектов налогообложения у проверяемого налогоплательщика.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности налогоплательщиков, связанной с приёмом наличных денежных средств от покупателей, производством продукции, выполнением работ, хранением товарно-материальных ценностей, а также и в других местах, используемых для извлечения доходов в целях контроля за соблюдением ими законодательства о предпринимательстве и налогах, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, сбора оперативной информации, проверки заявлений, жалоб физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

В районе, назначенном для рейдовой проверки, должностные лица налоговых органов вправе, при соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок, проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет.

Для проведения проверки должностные лица налоговых органов имеют право доступа на территорию или в помещение плательщика, а также право истребовать документы и запрашивать иную информацию, изымать документы, вызвать физическое лицо, в том числе должностное лицо плательщика, вплоть до создания в организациях налоговых постов и проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей для проверки соблюдения налогового законодательства.

Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам. Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве, являются внеплановыми.

В ходе рейдовой проверки подлежат изучению следующие вопросы:

  • а) установление личности налогоплательщика или его представителя;
  • б) наличие свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и лицензии на осуществление данного вида деятельности;
  • в) соблюдение правил приема наличных денежных средств от покупателей. Правильность заполнения кассовых книг и соблюдение правил эксплуатации кассовых аппаратов.
  • г) соответствие остатков товара на момент проверки данным товарно-транспортной накладной, иных документов и сумме выручки, проведенной по кассовому аппарату;
  • д) соответствие наименования товара и ценников на него данным товарно-транспортных накладных;
  • е) наличие документов, подтверждающих уплату фиксированных сумм налогов, полноту и своевременность уплаты;
  • ж) другие вопросы, относящиеся к компетенции налоговых органов.

По итогам проверки составляются справка (если нарушений нет) или акт, в котором указываются факты нарушений налогового законодательства, выявленные в результате проверки, а также выводы и предложения проверяющих. Акт подписывается обеими сторонами и один экземпляр вручается плательщику. Плательщик вправе подписать акт с возражениями, которые могут быть предоставлены в письменном виде не позднее 5 рабочих дней со дня вручения акта. Решение о применении экономических санкций по акту проверки принимается руководителем налогового органа не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днём представления плательщиком возражений по акту, или по истечении 5 рабочих дней со дня вручения плательщику акта, если возражения не представлены. Данное решение в течение 5 дней со дня его принятия вручается лично под расписку налогоплательщику.

Принятие решения по акту является основанием для отражения результатов проверки в журнале учета проверок, ведущемся в отделах ИМНС и отчетности, составляемой налоговыми органами.

По результатам проверки плательщику предъявляется требование об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а должностные лица налогового органа, проводившего проверку, обязаны проконтролировать выполнение этого требования.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком требований об устранении выявленных нарушений налоговый орган осуществляет бесспорное взыскание налога, сбора, пошлины, пени.

Осмотр является одной из форм налогового контроля. Причём осмотр может проводиться как в рамках выездной налоговой проверки, так и вне её. В рамках налоговой проверки может проводиться осмотр любых помещений и территорий налогоплательщика, используемые для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, независимо от их места нахождения, а также документов и предметов.

За рамками проведения налоговой проверки осмотр документов и предметов может проводиться либо с согласия их владельца, либо без его согласия, если документы или предметы были получены налоговыми органами в результате ранее произведённых действий.

В любом случае, независимо от того, проводится осмотр в рамках налоговой проверки или нет, он осуществляется в присутствии понятых с соблюдением установленных правил. Кроме того, процедура осмотра оформляется протоколом, который подписывается всеми лицами, присутствовавшими при его проведении.

Меры ответственности за совершение правонарушений против порядка осуществления экономической деятельности, в том числе связанной с налогообложением, и порядок их применения устанавливаются Кодексом об административно-правовых нарушениях (КоАП), а повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, — Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом.

Возможность обжалования налогоплательщиками актов, действий либо бездействия налоговых органов вытекает из гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на судебную защиту своих нарушенных прав. Это право не может быть каким-либо образом ограничено. Конституционное право гражданина распространяется и на юридические лица в той степени, в которой это право по своей природе может быть применено.

Право на обжалование осуществляется посредством деятельности органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, правоохранительных органов, которые обязаны обеспечивать его реализацию и защиту каждому налогоплательщику.

В проекте Налогового кодекса употребляется термин «каждый». Это означает, что налоговое законодательство не устанавливает какой-либо дискриминации в отношении конкретных налогоплательщиков и иных обязанных лиц в реализации предоставленного законом права на обжалование, а, следовательно, им вправе воспользоваться любой независимо от статуса.

Условием для реализации права на обжалование является наличие субъективного мнения налогоплательщика или иного обязанного лица о том, что конкретные акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают предоставленные ему права.

На основании этого можно отметить, что финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства. Финансовый контроль существует в силу того, что финансам характерна контрольная функция. А посему использование государством для решения своих задач финансов безотлагательно предполагает проведение с их помощью контроля.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что налоговый контроль занимает особое место в финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

Таким образом, можно отметить, что налоговый контроль — очень важная составляющая финансового контроля. Налоговый контроль — это совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, которые в соответствии с действующим законодательством контролируют соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль в соответствии с поставленными задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, методы, виды налогового контроля.

Список источников.

  • 1. Алиева. Б. Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для экон. вузов / М.: Финансы и статистика, 2004.
  • 2. Бушин Е. В. Совершенствование методов налогового контроля. // Налоговый Вестник. 1998. № 4. С. 3−9.
  • 3. Верезубова Т. Налоговый контроль: пути его совершенствования // Финансы, учет, аудит. 2005. № 1. С. 28 — 30
  • 4. Герасимова В. Налоговый кодекс: прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко. // НЭГ. 2002. 19 ноября. С. 5.
  • 5. Гладкий П. А. Об административной ответственности налогоплательщиков за невыполнение требований должностных лиц налоговых органов. // Вестник ГНК РБ. 2000. № 14. С. 52−55.

налоговый контроль проверка ответственность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой