Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

HOS — враждебность: Враждебность родителей в отношениях с детьми характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе КГУ Леонидовской средней школы.

Мы прилагали усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы, избегая ситуаций, которые могли бы оказать влияние на актуализацию мотива достижения. При тестировании отслеживалось, чтобы в этот же день не проводились контрольные работы или спортивные состязания, чтобы учителя и другие значимые для детей люди не присутствовали при проведении тестирования.

В выборку вошли 33 ученика в возрасте от 7 до 10 лет — условно назовем группа «1» и их семьи — группа «2», в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 27 — 30 лет. Всего же исследовалось 15 семей.

Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому испытуемому — старшекласснику из группы «1» соответствовал испытуемый — родитель из группы «2». Где было необходимо, диагностические мероприятия проводились в целом по семье.

Решение поставленных задач предусматривает социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, диагностический, формирующий, сравнительный.

I этап — организационный Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным характеристикам классных руководителей учащихся.

В исследовании использовались методы для выявления внутрисемейных отношений между родителями и для определения влияния на воспитание ребенка в семье:

1. Для выявления типа неблагополучной семьи было проведено социальное обследование семей, для этого составлялись социальные карты семей. Согласно полученным результатам составилась диаграмма 1.

Диаграмма 1.

Социальная карта семьи.

Приложении 1, одновременно был определен состав семьи (Приложение 2).

Диаграмма 2.

Состав семьи.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

2. Опрос родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми (Приложение 3).

Диаграмма 3.

Опрос родителей и детей.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

3. Изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту проводилось с помощью анкеты.

Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 — доброта, 2 — согласие, 3 — теплота, 4 — готовность прийти на помощь, 5 — сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 — несогласие, 2 — равнодушие, 3 — частые конфликты, 4 — отсутствие сотрудничества, 5 — холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель — сумма — может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в приложении К.

Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т. е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7% (10) семей взаимоотношения негативные.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы:

Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Сравнив результаты тестов, мы наглядно представили данные в виде сводной таблицы, в которую ввели данные проведенных тестов:

Код семьи.

Тр.

Но.

где:

Тр. — это тревожность, проявляемая ребенком в семье;

Но. — это неадекватное отношение родителей к ребенку;

  • 1 — наличие признака;
  • 0 — отсутствие признака.

По данной таблице видно, что 80% показатели совпадают. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка.

4. Для выявления влияния семьи на воспитание ребенка использовалась методика — опросник Е. Шафер «Поведение родителей и отношение детей к ним» (Приложение 4).

Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (по мнению детей) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  • — принятие — эмоциональное отвержение
  • — психологический контроль — психологическая автономия
  • — скрытый контроль — открытый контроль

Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Критерии оценки отношений между родителями и школьниками следующие:

POZ — позитивный интерес: Прежде всего, психологическое принятие родителей дети видят в относительно критическом подходе к ним. Дети часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей, в большинстве случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время дети не ждут от родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы ребенок мог утверждать, что родители испытывают по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

DIR — директивность: Директивность родителей дети видят в навязывании им чувства вины по отношению к ним, их декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «они жертвует всем ради них», полностью берут на себя ответственность за все, что сделали, делают, и будут делать. Родители как бы утверждаются в изначальной зависимости их статуса и оценки, окружающих от соответствия ребенка «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом пресечь неправильное поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей и детей.

HOS — враждебность: Враждебность родителей в отношениях с детьми характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка родителей исключительно на себя, их самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к ребенку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес ребенка и окружающих, целью, которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу ребенка.

AUT — автономность: Автономность родителей в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Родители при этом не воспринимают ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, они являют собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета родителей, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных родителей в отношениях с ребенком.

NED — непоследовательность: Непоследовательность проводимой родителей линии воспитания оценивается ребенком как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

5. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом. (Приложение 5).

Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем-то заняты». Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т. д.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; 2) где работают или учатся члены семьи; 3) как в семье распределяются домашние обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, взаимодействие и расположение членов семьи на рисунке);
  • 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);
  • 3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Например, ученица 1-го класса не рисовала свою младшую сестру, которой во время выполнения теста было полгода. Скорее всего, девочке было трудно приспособиться к изменившейся семейной ситуации после рождения младшей сестры. Первоклассник нарисовал своего отца тракториста на другой стороне листа. Это могло быть свидетельством негативного отношения мальчика к отцу, который пил, бывал грубым и злым.

Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Так, ученица 2-го класса нарисовала в левом верхнем углу отца, уходящего вдаль с портфелем в руках. Родители этой девочки два года тому назад развелись. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальных членов семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Например, ученик 6-го класса нарисовал, как он с матерью и отцом вместе работают во дворе: мама доит корову, он приносит для коровы воду, отец чинит забор. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Дети с ювенильным ревматоидным артритом чаще, чем их здоровые сверстники, не рисовали себя; это показывало, что в связи с частым пребыванием в санаториях и больницах у этих детей меняются семейные отношения и их восприятие. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Предположительно, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в обозначении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Так, ученица 4-го класса нарисовала свою мать, потом стерла этот рисунок ластиком, нарисовала, опять стерла и со слезами на глазах отказалась закончить рисунок. Можно предположить, что отношения матери с девочкой для нее эмоционально значимы, хотя в таких случаях необходима беседа, чтобы понять, не было ли такое поведение обусловлено простой требовательностью к себе со стороны девочки. Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить ребенка, сказать, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка и неуверенности в своих силах, о его потребности в поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном и даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Диаграмма 4.

Уровень семейных отношений.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) — состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа — это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 26,7% (семьи 02, 06, 08, 10).

III группа — это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 40% от общего количества (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14).

Полученные данные можно наглядно представить в виде диаграммы:

Диаграмма 5.

Основные симптомокомплексы рисунка семьи.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по I симптомокомплексу — благоприятная семейная ситуация — 7,4 баллов, затем идет II симптомокомплекс — тревожность 5,6 баллов; III — конфликтность — 3,1 балла; IV — чувство неполноценности — 1,3 балла; Vвраждебность — 1,2 балла. Данные наглядно представлены в виде диаграммы:

Диаграмма 6.

Симптомокомплексы по КРС.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Таким образом, на основании формальных и содержательных особенностей КРС можно сделать выводы, что наряду с благоприятной семейной ситуацией, у детей проявляется тревожность, тесно связанная с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, с семейным воспитанием.

Для теста КРС также была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

  • 1) благоприятная семейная ситуация,
  • 2) тревожность,
  • 3) конфликтность в семье,
  • 4) чувство неполноценности,
  • 5) враждебность в семейной ситуации.

Таблица 1.

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи».

Симптомокомплекс.

№.

С и м п т о м.

Балл.

1. Благопритная.

семейная ситуация

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки.

  • 0,2
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,2
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,1

П.Тревожность

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Штриховка Линия основания — пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки.

  • 0,1,2,3
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1,2
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1

Ш. Конфликтность в семье.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствия вербального описания и рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий спиной Другие возможные признаки.

  • 0,2
  • 0,1,2
  • 0,2
  • 0,2
  • 0,2
  • 0,2
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,1

IV.Чувство неполноценности в семейной ситуации

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная в сравнении с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной Другие возможные признаки.

  • 0,2
  • 0,2
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,1

Y.Враждебность в

Семейной ситуации

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые Другие возможные признаки.

  • 0,2
  • 0,1
  • 0,2
  • 0,2
  • 0,1
  • 0,1
  • 0,1

http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://forpsy.ru/methodology/proektivnye_metodiki/kineticheskiy_risunok_semi/http://www.livejournal.com/update.bml?event=%5Burl%5D&subject=%5Btitle%5D.

II этап — диагностический.

  • 1. Социальное обследование семей показало, что не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор в пяти семьях (33,3%). В трех семьях (20,0%) создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи — две семьи (13,3%). Члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками в четырех семьях (6,7%) и ведут антиобщественный образ жизни в одной семье (6,7%). Из всех обследуемых семей выявлено семь семей полных (46,6%), неполных пять, что составляет 33,3% от всех обследуемых семей и многодетных три семьи (20%).
  • 2. В результате опроса родителей и детей направленного на определение характера отношений между родителями и детьми выделены характерные отношения в семьях:

Отношение родителей к детям:

  • 1) Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание — 10 (30,3%) и др.
  • 2) Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом — их безответственным отношением к воспитанию детей — 9 (27,2%)
  • 3) Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3%)
  • 4) Конфликты семье — 3 (9,1%)
  • 5) Хорошие взаимоотношения — 0 (0,00%)

Диаграмма 1.

Результаты опроса детей.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Выявленное отношение родителей к детям, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у ребенка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.

Отношение детей к родителям:

  • 1) Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям — 13 (39,3%)
  • 2) Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость — 8 (24,2%)
  • 3) Хулиганистые выходки — драки, воровство — 3 (9,1%)
  • 4) Бродяжничество — частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе — 7 (21,1)%
  • 5) Примерные дети — учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение — 2 (6,1%)

Диаграмма 2.

Результаты опроса родителей.

Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

Итак, опрос родителей и детей позволил сделать вывод, о том, что в семьях взаимоотношения детей и родителей конструктивный характер. Как относятся родители к детям, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей влияет на воспитание детей. Вместе с тем можно сказать, что не все дети поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, таких оказалось два человека.

  • 3. Особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту выявлялись с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:
  • 1 — доброта, 2 — согласие, 3 — теплота, 4 — готовность прийти на помощь, 5 — сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 — несогласие, 2 — равнодушие, 3 — частые конфликты, 4 — отсутствие сотрудничества, 5 — холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель — сумма — может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в приложении К.

Таким образом, у 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т. е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7% (10) семей взаимоотношения негативные.

Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • 7% семей (06) — абсолютно неблагополучные семьи
  • 40% (03, 04, 07, 09, 13, 15) — скорее неблагополучные
  • 53% (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) — переходные
  • 0% семей — абсолютно благополучные семьи.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы Диаграмма 3.

Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой