Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бухгалтерская отчетность для субъектов малого предпринимательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 г. ряда изменений в отечественном налоговом законодательстве, нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) и изданием (в развитие соответствующих положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Закона N 402-ФЗ) некоторых иных нормативных актов, регулирующих в т. ч. вопросы… Читать ещё >

Бухгалтерская отчетность для субъектов малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета и отчетности является принцип допустимого (применительно к осуществляемой субъектом экономической деятельности) упрощения способов их ведения, в том числе субъектами малого предпринимательства. При этом обеспечение требуемой надежности системы бухгалтерского учета и отчетности в значительной мере зависит от эффективности ее документационного обеспечения, обоснованного выбора форм бухгалтерских документов и методов их обработки, квалификации персонала, допущенного к работе с соответствующими видами документированной информацией и т. д.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 г. ряда изменений в отечественном налоговом законодательстве, нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ) и изданием (в развитие соответствующих положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Закона N 402-ФЗ) некоторых иных нормативных актов, регулирующих в т. ч. вопросы всестороннего обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, включая их ведение субъектами малого предпринимательства, представляется оправданным вновь обратить внимание читателей на проблему надлежащего документирования бухгалтерского учета и отчетности. Рассмотрим особенности бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в контексте применения ими упрощенной системы налогообложения (далее — УСН).

УСН и упрощенное ведение бухгалтерского учета и отчетности Правовое регулирование применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями УСН осуществляется на основе гл. 26.2 НК РФ. Привлекательность применения УСН для субъектов экономической деятельности обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, применяющие УСН юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее — налогоплательщики) освобождаются от уплаты налога на прибыль (на доходы физических лиц) и (в случаях, предусмотренных законодательством) налога на добавленную стоимость. Во-вторых, у налогоплательщиков, применяющих УСН, заметно сокращается бухгалтерский документооборот и, как следствие, связанные с его организацией расходы (в том числе расходы по обеспечению сохранности соответствующих документов в процессе архивного хранения). Налогоплательщики, применяющие в качестве режима налогообложения по одному или нескольким видам осуществляемой ими деятельности единый налог на вмененный доход (далее — ЕНВД), вправе применять УСН в отношении других осуществляемых ими видов деятельности. При этом у налогоплательщика, применяющего УСН (в том числе наряду с ЕНВД), имеется (при необходимости) возможность в добровольном порядке вернуться к применению иных режимов налогообложения (в порядке, предусмотренном налоговым законодательством).

В период применения УСН бухгалтерский учет и отчетность ведутся налогоплательщиком в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими соответствующие вопросы. Напомним в этой связи, что бухгалтерский учет представляет собой формирование (упорядоченную совокупность процедур по формированию) документированной систематизированной информации об объектах, подлежащих такому учету (учетной документации), в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и последующее составление на ее основе бухгалтерской отчетности (отчетной документации). Последняя, в свою очередь, есть не что иное, как документированная (и соответствующим образом систематизированная) информация, включающая сведения о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Требования к упрощенному порядку формирования бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства определены, в частности, Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 4/99).

Применяемые для целей бухгалтерской отчетности формы документов в своей совокупности образуют в рамках системы бухгалтерской документации подсистему упрощенной бухгалтерской отчетности (бухгалтерской отчетности, ведущейся по упрощенной форме). Основными документальными формами такой отчетности являются:

  • — бухгалтерский баланс субъекта малого предпринимательства;
  • — отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках) субъекта малого предпринимательства .

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. Общие требования к бухгалтерской отчетности определены ст. 13 Закона N 402-ФЗ, особенности обращения с упрощенной бухгалтерской отчетностью рассматриваются далее.

Общие требования к бухгалтерской отчетности.

  • 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
  • 2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено иными федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
  • 4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
  • 5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
  • 6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их местонахождения.
  • 7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте РФ.
  • 8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
  • 9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
  • 10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
  • 11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
  • 12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом N 402-ФЗ, кроме случаев, установленных иными федеральными законами.

Особенности обращения с упрощенной бухгалтерской отчетностью В комплексе вопросов, связанных с особенностями обращения с упрощенной бухгалтерской отчетностью, следует выделить особенности, относящиеся:

  • — к оформлению бухгалтерской отчетности;
  • — к составу бухгалтерской отчетности;
  • — к организации хранения бухгалтерской отчетности.

Форма бухгалтерского баланса состоит из служебной и основной частей. В служебной части формы отражаются сведения о:

  • — дате бухгалтерского баланса;
  • — наименовании составителя документа — субъекта малого предпринимательства (для организаций, кроме того, указывается значение кода по ОКПО);
  • — идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) составителя документа;
  • — наименовании вида экономической деятельности, осуществляемой составителем документа (с указанием значения кода по ОКВЭД);
  • — организационно-правовой форме (форме собственности) составителя документа (с указанием кода по ОКОПФ или ОКФС);
  • — единицах денежного измерения, применяемых в документе (с указанием кода по ОКЕИ);
  • — местонахождении (адресе) составителя документа.

В основной части формы отражаются (с ранжировкой по столбцам, соответствующим отчетному году, предыдущему году и году, предшествующему предыдущему) сведения о:

  • — материальных внеоборотных активах, в том числе сведения об основных средствах и незавершенных капитальных вложениях в основные средства;
  • — нематериальных, финансовых и иных внеоборотных средствах, в том числе о результатах исследований и разработок, незавершенных вложениях в нематериальные активы, исследования и разработки, а также об отложенных налоговых активах;
  • — запасах;
  • — денежных средствах и денежных эквивалентах;
  • — финансовых и иных оборотных активах, включая дебиторскую задолженность;
  • — капитале и резервах;
  • — долгосрочных заемных обязательствах;
  • — других долгосрочных (помимо заемных) обязательствах;
  • — краткосрочных заемных обязательствах;
  • — кредиторской задолженности;
  • — других краткосрочных (помимо заемных) обязательствах.

Сведения, включенные в бухгалтерский баланс, удостоверяются подписью руководителя субъекта малого предпринимательства, а при возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета (и отчетности) на должностное лицо субъекта малого предпринимательства бухгалтерский баланс подписывается также этим должностным лицом (в общем случае — главным бухгалтером) В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ руководитель субъекта малого (и среднего) предпринимательства вправе возложить соответствующие обязанности на себя.

Форма отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках) также состоит из служебной и основной частей. В служебной части формы отражаются те же сведения, что и в служебной части бухгалтерского баланса (см. ранее), за исключением сведений о местонахождении (адресе) составителя документа — субъекта малого предпринимательства. В основной части формы отражаются (с ранжировкой по столбцам, соответствующим отчетному году и предыдущему году) сведения о:

  • — выручке (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов);
  • — расходах по обычной деятельности, включая себестоимость продаж и размер произведенных коммерческих и управленческих расходов;
  • — процентах, причитающихся к уплате;
  • — прочих доходах и расходах;
  • — налогах на прибыль или доходы, включая текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов;
  • — чистой прибыли (убытке).

Сведения, включенные в отчет о финансовых результатах, удостоверяются подписью руководителя субъекта малого предпринимательства, а при возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета (и отчетности) на должностное лицо субъекта малого предпринимательства отчет подписывается также этим должностным лицом.

В состав бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут также входить приложения Статья 14 Закона N 402-ФЗ. Согласно разъяснениям Минфина России от 26.04.2013 (далее — разъяснения) в случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах субъектом малого предпринимательства составляется приложение — в форме дополнительных форм или (и) пояснительной записки (либо в иной принятой у данного субъекта форме).

В такое приложение целесообразно включать только наиболее важную информацию, без учета которой невозможна объективная, т. е. достоверная и полная оценка финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности. В частности, в соответствии с разъяснениями в приложении (пояснительной записке) целесообразно отразить:

  • — положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования у данного субъекта малого предпринимательства показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах: например, содержащие указания о том, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли, наряду с текущим, отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики (перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок) и т. п.;
  • — информацию о существенных фактах хозяйственной жизни данного субъекта малого предпринимательства, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в частности о таких существенных операциях с собственниками (учредителями), как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т. п.;
  • — иные сведения, значимые для объективной оценки финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности (с учетом характера такой деятельности и условий ее осуществления).

Так, в соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны в необходимых случаях раскрывать следующие дополнительные сведения (включать показатели), характеризующие финансовое положение субъекта малого предпринимательства:

  • — о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
  • — о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;
  • — о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
  • — о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
  • — о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
  • — об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
  • — о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
  • — о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
  • — о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
  • — об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и

географическим рынкам сбыта (деятельности);

  • — о составе затрат на производство (издержках обращения);
  • — о составе прочих доходов и расходов;
  • — о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
  • — о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
  • — о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
  • — о прекращенных операциях;
  • — об аффилированных лицах;
  • — о государственной помощи;
  • — о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Отметим также, что каждая статья бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие (в виде ссылки на соответствующий пункт пояснительной записки или иного прилагаемого документа).

С учетом изменений, происходивших в последнее время в правовом регулировании архивного дела и хранения организациями, в том числе субъектами экономической деятельности, документов, образующихся в их деятельности, включая бухгалтерские документы, необходимо также вспомнить и о том, что в соответствии со ст. 29 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (в ред. от 11.02.2013)., но не менее пяти лет после отчетного года, а документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, и проверку подлинности электронной подписи — не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (порчи, утраты, в том числе вследствие ненормированного физико-химического или иного внешнего воздействия).

В связи с вышеизложенным уточним, что при определении конкретных сроков хранения бухгалтерской документации следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (далее — Перечень), утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, соответствующими ведомственными перечнями и действующей в организации номенклатурой дел.

Хранение документов организуется с соблюдением требований разд. 6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете Утверждено Минфином СССР 29 июля 1983, подлежит применению в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ и нормативным актам, регулирующим организацию обращения с документами, подлежащими архивному хранению., разд. VI Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.12.2010), иных нормативных актов, регулирующих организацию обращения с документами, подлежащими архивному хранению, а также действующих в организации соответствующих локальных нормативных актов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой