Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы отраслевого анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах. Для проведения отраслевого анализа различными организациями был выработан целый ряд методов, каждый из которых может быть наиболее удобен в том или ином конкретном случае… Читать ещё >

Методы отраслевого анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отраслевой анализ представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков.

Проведя отраслевой анализ и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Для проведения отраслевого анализа различными организациями был выработан целый ряд методов, каждый из которых может быть наиболее удобен в том или ином конкретном случае. Рассмотрим данные методы и их содержание:

  • 1) SWOT-анализ;
  • 2) SNW-анализ;
  • 3) метод составления профиля среды;
  • 4) метод взвешивания каждого фактора.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

  • 1) сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • 2) слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • 3) возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • 4) угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  • 1) определить основное направление развития предприятия (его миссию);
  • 2) взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • 3) поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).

В целом для проведения SWOT-анализа необходимо выполнить следующую последовательность действий (рис. 4.).

Последовательность действий для проведения SWOT-анализа.

Рис. 4. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы (Табл.1).

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа.

Возможности:

1. Появление новой розничной сети и т. д.

Угрозы:

1. Появление нового конкурента и т. д.

Сильные стороны:

1. Высокое качество продукции и т. д.

1. Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции.

2. За счет чего можно снизить угрозы Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции.

Слабые стороны.

1. Высокая себестоимость продукции и т. д.

3. Что может помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов.

4. Самые большие опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам.

Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

  • 1) определены основные направления развития предприятия ;
  • 2) сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

SNW-анализ — это усовершенствованный SWOT-анализ:

1) Strength (сильная сторона); 2) Neutral (нейтральноя сторона); 3) Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW — анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW — анализа необходимо заполнить таблицу. Вот наиболее распространенный вариант (Табл.2):

Таблица 2. Пример таблицы при SNW-анализе.

Наименование стратегической позиции.

Качественная оценка позиции.

Сильная (S).

Нейтральная (N).

Слабая (W).

Стратегия организации.

Бизнес-стратегии.

Оргструктура.

Финансы.

Продукт как конкурентоспособность.

Структура затрат.

Дистрибуция как система реализации продукции.

Информационная технология.

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов.

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации).

Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

  • 1) важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
  • 2) влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
  • 3) направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Приведем пример того, как может выглядеть таблица профиля среды (Табл.3):

Таблица 3. Таблица профиля среды.

Факторы среды.

Важность для отрасли, А.

Влияние на организацию, В.

Направленность влияния, С.

Степень важности, D=A-B-C.

1.

2.

3.

.

Далее все три экспертных оценки переумножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к -5 (очень отрицательное). Воздействие фактора — от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 (сильное воздействие, серьезная опасность).

Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

Итак, подводя итог данной главе, можно сказать, что отраслевой анализ необходим предприятию для вынесения оценки состояния и перспектив развития важнейших, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков. Таким образом, на основании результатов проведения данного анализа (SWOT-анализ, SNW-анализ) предприятие формирует свою стратегию по деятельности на рынке в данной отрасли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой