Задачи и состав планов предприятия
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях. По возможности в них предусматриваются «окна», обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий. В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических… Читать ещё >
Задачи и состав планов предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование — это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем. Эти решения обычно образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей.
Объектами плановых решений являются: постановка целей и выработка стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности, определение необходимых стандартов и т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса планирования в широком смысле слова.
Планирование в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрифирменное планирование решает следующие основные задачи:
- — формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
- — создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ей;
- — создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
- — обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
- — формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности и поощрение сотрудников.
В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.
С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие виды планов:
- · стратегический план — долговременный план, как правило, охватывающий период 10 — 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;
- · долговременные планы — планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
- · текущие планы — планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;
- · оперативные планы — планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
- · инвестиционные проекты — планы капитальных вложений, направляемые на создание новых или модернизацию производственных мощностей;
- · бизнес-план — план создания новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены на практике в три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.
Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях. По возможности в них предусматриваются «окна», обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они характеризуют деятельность фирмы в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.