Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Освещение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям доу в психолого-педагогической литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая группа — немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну… Читать ещё >

Освещение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям доу в психолого-педагогической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»

Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды [6, 27].

Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции — изменчивости, наследственности и естественного отбора [3, 34].

В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания [3].

В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация — способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости [14, 143].

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [9; 56].

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  • 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  • 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев);
  • 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития [10].

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • — легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение десяти-пятнадцати дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • — адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять-семь дней, есть признаки психического стресса;
  • — тяжелая адаптация длится от двух до шести месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [37, 203].

Морозова Е.И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно — психическом развитии ребенка» [19, 127].

Согласно наблюдениям Л. В. Мокшанцевой у немногих детей адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения [21].

Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью семь-десять дней, без осложнений) заболевания.

При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума [21].

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:

  • — отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
  • — наличие у ребенка своеобразных привычек;
  • — неумение занять себя игрушкой;
  • — отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • — отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию — это:

— Возраст ребенка. Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Аксариной Н. М., Жуковой Н. П. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от девяти — десяти месяцев до двух лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста [3, 168].

Севостьянова Е.О. также отмечает, что желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: один год три месяца, один год шесть месяцев, один год девять месяцев, два года, два года три месяца, два года шесть месяцев, два года девять месяцев, три года [5,21].

  • — Приближенность домашнего режима к режиму детского сада. На характер адаптации оказывает влияние то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, особенности питания и т. п. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий, родителям, еще до поступления ребенка в группу, рассказывают о режиме дня детей данного возраста, характере питания и т. д., рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.
  • — состояние здоровья;
  • — уровень развития;
  • — характеристика нервной системы;
  • — умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • — сформированность предметной и игровой деятельности.

О трудностях адаптационного периода говорили отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова — Ямпольская Р. В., Шмидт — Кольмер Е. и другие.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через три-четыре минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение двадцати — тридцати дней.

Вторая группа — немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. Эта ситуация требует особого внимания взрослых — родителей и педагогов-воспитателей, психолога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой