Сложные предложения с союзами «и», «а», «но»
И так до конца августа. -Какую роль в письменной речи играют знаки препинания? (знаки препинания разделяют грамматические основы, однородные члены предложения). Сегодня на уроке мы будем учиться различать простые предложения с однородными членами, связанными союзами А, НО, И, и сложные предложения с этими же союзами. Умения выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания… Читать ещё >
Сложные предложения с союзами «и», «а», «но» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- -работа с карточками
- 7. Закрепление изученного материала
- -Ребята на доске у меня повешены карточки со словами. Составьте тему нашего урока.
- (сложные, предложения, с, союзами, и, а, но)
- -Давайте поставим цель нашего урока.
- -Сегодня на уроке мы будем учиться различать простые предложения с однородными членами, связанными союзами А, НО, И, и сложные предложения с этими же союзами.
- -Откройте учебник на стр. 64, найдите упр. 66.
- -Прочитайте задание.
- — Что необходимо сделать?
- -Давайте прочитаем стихотворение.
- -…, читай.
- -Что такое строфа? (это четверостишье)
- -Сколько предложений в каждой строфе?
- -Какое это предложение? (сложное)
- -Как вы это поняли? (2 грамматические основы)
- -Назовите их. (Лес глядит, темнота лежит)
- -Сколько грамматических основ во второй строфе? (2)
- -Назовите их. (заводит песенник, выходит парень)
- -Назовите грамматическую основу 3 строфы. (отвечает коростель, песня замирает)
- -Спишите 2 любые строфы, выделите грамматические основы, составьте схемы.
Проверяем. 1)[ - = ], [ - =]. 2)[ = - ],[ - =] 3) [ = -],[ = -]. (Схемы записаны на доске, с обратной стороны) Кто допустил ошибку? Какая у тебя ошибка?
- -Как связаны, части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов? (без союзов)
- -Как называется такое предложение? (бессоюзное сложное предложение)
- -Что же такое бессоюзное сложное предложение вы узнаете позже, в старших классах.
- -Какие и когда знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях?
- -Я буду диктовать вам предложения, а вы будете записывать их в тетради, 1человек работает у доски.
- -Определите грамматические основы, постройте схемы.
Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ].
Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе.
[ - = ], но [ - = ].
Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ].
В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].
- -Как связаны части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов?
- -Такие предложения называются союзными. А в старших классах вы узнаете, что такие предложения называются сложносочинёнными.
- — Одинакова ли смысловая роль союзов И, А, НО? (В предложении с союзом НО, А действия предметов противопоставляются, а с союзом И действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
- -Какие знаки препинания ставятся в данных сложных предложениях?
- -Что ещё могут связывать союзы А, НО, И?
- -Тогда, на что мы должны обращать внимание при постановке знаков препинания? (Данные союзы могут связывать части сложного предложения, а также однородные члены. Наша задача научиться различать тип предложения и роль союзов.)
Следующее задание (1 человек у доски, остальные в тетради или работа на карточках). Запись под диктовку, расставление запятых, выделение грамматических основ, составление схемы.
- 1. Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. [- = и ]
- 2. Вот подул ветер и туман рассеялся. [= -], и [ - =].
- 3. Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. [ - = и =].
- 4. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. [= -], и [- =].
- 5. В синем небе мерцают звезды, а на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
[= -], а [= - ].
6. Началась гроза и дети бросились домой.
[- =], и [- = ].
Молодцы.
Вывод: Что связывают союзы и, а? (союзы и, а связывают 2 предложения в одно, и однородные члены предложения).
- -Следующее упражнение 67.
- -Прочитайте задание. Что нужно сделать? (нужно расставить знаки препинания)
- -Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, составьте схему к 1 и 2 предложению.
- -Проверяем. (1 ученик читает, остальные проверяют)
С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскалённый ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. [ - =], [ - =], [- =], [- =].
Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами. -, -, — и — =].
И так до конца августа. -Какую роль в письменной речи играют знаки препинания? (знаки препинания разделяют грамматические основы, однородные члены предложения).
умения различать простые и сложные предложения; выделять грамматическую основу;
- -умение составлять схемы предложений
- — умение извлекать информацию из выполненного упражнения;
- — Владеть диалоговой формой речи.
- -Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
- — Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
- -понимание оснований разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и
корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения.
- -умения выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания с однородными членами, соединенными союзами А, НО, И
- -умения различать простые и сложные предложения; выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания с однородными членами, соединенными союзами А, НО, И
- -умение составлять схемы к сложным предложениям и к предложениям с однородными членами
8. Домашнее задание.
Стр. 78 упр. 1.
9. Итог урока.
- -Какую тему мы сегодня с вами изучали?
- — Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- — В чём испытали затруднения?
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
10. Рефлексия.
— Закончите фразу:
Сегодня на уроке я научился (лась)…
Мне было трудно…
— Поднимите руку, кому понравился урок и у кого все получилось.
А теперь, у кого возникли проблемы и кому не понравился урок.
— Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
Урок закончен!
Всем спасибо за урок.
умение оценивать свою деятельность на уроке.