Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И так до конца августа. -Какую роль в письменной речи играют знаки препинания? (знаки препинания разделяют грамматические основы, однородные члены предложения). Сегодня на уроке мы будем учиться различать простые предложения с однородными членами, связанными союзами А, НО, И, и сложные предложения с этими же союзами. Умения выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания… Читать ещё >

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • -работа с карточками
  • 7. Закрепление изученного материала
  • -Ребята на доске у меня повешены карточки со словами. Составьте тему нашего урока.
  • (сложные, предложения, с, союзами, и, а, но)
  • -Давайте поставим цель нашего урока.
  • -Сегодня на уроке мы будем учиться различать простые предложения с однородными членами, связанными союзами А, НО, И, и сложные предложения с этими же союзами.
  • -Откройте учебник на стр. 64, найдите упр. 66.
  • -Прочитайте задание.
  • — Что необходимо сделать?
  • -Давайте прочитаем стихотворение.
  • -…, читай.
  • -Что такое строфа? (это четверостишье)
  • -Сколько предложений в каждой строфе?
  • -Какое это предложение? (сложное)
  • -Как вы это поняли? (2 грамматические основы)
  • -Назовите их. (Лес глядит, темнота лежит)
  • -Сколько грамматических основ во второй строфе? (2)
  • -Назовите их. (заводит песенник, выходит парень)
  • -Назовите грамматическую основу 3 строфы. (отвечает коростель, песня замирает)
  • -Спишите 2 любые строфы, выделите грамматические основы, составьте схемы.

Проверяем. 1)[ - = ], [ - =]. 2)[ = - ],[ - =] 3) [ = -],[ = -]. (Схемы записаны на доске, с обратной стороны) Кто допустил ошибку? Какая у тебя ошибка?

  • -Как связаны, части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов? (без союзов)
  • -Как называется такое предложение? (бессоюзное сложное предложение)
  • -Что же такое бессоюзное сложное предложение вы узнаете позже, в старших классах.
  • -Какие и когда знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях?
  • -Я буду диктовать вам предложения, а вы будете записывать их в тетради, 1человек работает у доски.
  • -Определите грамматические основы, постройте схемы.

Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ].

Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе.

[ - = ], но [ - = ].

Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ].

В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].

  • -Как связаны части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов?
  • -Такие предложения называются союзными. А в старших классах вы узнаете, что такие предложения называются сложносочинёнными.
  • — Одинакова ли смысловая роль союзов И, А, НО? (В предложении с союзом НО, А действия предметов противопоставляются, а с союзом И действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
  • -Какие знаки препинания ставятся в данных сложных предложениях?
  • -Что ещё могут связывать союзы А, НО, И?
  • -Тогда, на что мы должны обращать внимание при постановке знаков препинания? (Данные союзы могут связывать части сложного предложения, а также однородные члены. Наша задача научиться различать тип предложения и роль союзов.)

Следующее задание (1 человек у доски, остальные в тетради или работа на карточках). Запись под диктовку, расставление запятых, выделение грамматических основ, составление схемы.

  • 1. Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. [- = и ]
  • 2. Вот подул ветер и туман рассеялся. [= -], и [ - =].
  • 3. Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. [ - = и =].
  • 4. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. [= -], и [- =].
  • 5. В синем небе мерцают звезды, а на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

[= -], а [= - ].

6. Началась гроза и дети бросились домой.

[- =], и [- = ].

Молодцы.

Вывод: Что связывают союзы и, а? (союзы и, а связывают 2 предложения в одно, и однородные члены предложения).

  • -Следующее упражнение 67.
  • -Прочитайте задание. Что нужно сделать? (нужно расставить знаки препинания)
  • -Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, составьте схему к 1 и 2 предложению.
  • -Проверяем. (1 ученик читает, остальные проверяют)

С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскалённый ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. [ - =], [ - =], [- =], [- =].

Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами. -, -, — и — =].

И так до конца августа. -Какую роль в письменной речи играют знаки препинания? (знаки препинания разделяют грамматические основы, однородные члены предложения).

умения различать простые и сложные предложения; выделять грамматическую основу;

  • -умение составлять схемы предложений
  • — умение извлекать информацию из выполненного упражнения;
  • — Владеть диалоговой формой речи.
  • -Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.
  • — Оформлять свои мысли в устной и письменной речи
  • -понимание оснований разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и

корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения.

  • -умения выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания с однородными членами, соединенными союзами А, НО, И
  • -умения различать простые и сложные предложения; выделять грамматическую основу; умения правильно ставить знаки препинания с однородными членами, соединенными союзами А, НО, И
  • -умение составлять схемы к сложным предложениям и к предложениям с однородными членами

8. Домашнее задание.

Стр. 78 упр. 1.

9. Итог урока.

  • -Какую тему мы сегодня с вами изучали?
  • — Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • — В чём испытали затруднения?

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Рефлексия.

— Закончите фразу:

Сегодня на уроке я научился (лась)…

Мне было трудно…

— Поднимите руку, кому понравился урок и у кого все получилось.

А теперь, у кого возникли проблемы и кому не понравился урок.

— Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Урок закончен!

Всем спасибо за урок.

умение оценивать свою деятельность на уроке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой