Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути коррекции особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (например, всем известная «Чунга-чанга»). На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев… Читать ещё >

Пути коррекции особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и проведение формирующего эксперимента

На основе проведенного исследования и выделенных особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития появилась необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию коммуникативной деятельности.

Цель: активное формирование и развитие межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе дополнительных занятий.

Задачи формирующего эксперимента:

подбор комплекса специальных игр, заданий, игровых приёмов и упражнений, направленных на развитие межличностных отношений у дошкольников с задержкой психического развития;

проведение специальной коррекционной работы по формированию развития межличностных отношений детей экспериментальной группы.

Эксперимент проводился на базе детского сада № 1315 г. Москвы. В эксперименте участвовали 16 детей с задержкой психического развития. Все дети были разделены на две группы: экспериментальную, с которой проводилось дополнительное обучение с использованием специальных заданий и игр, направленных на развитие психологической, социальной и физической готовности к школьному обучению, и контрольную, в которой занятия проходили по программе данного дошкольного учреждения.

При подготовке и проведении комплекса коррекционных занятий использовались существующие в коррекционной педагогике методы и приемы обучения, которые были модифицированы и адаптированы с учетом задержки психического развития дошкольников.

При подборе материалов для занятий и игр учитывались следующие эргономические условия.

Место для занятий подбиралось для детей в соответствии с общим состоянием ребенка. Для часто болеющих и соматически ослабленных детей выбиралось место вдали от возможных сквозняков. Занятия проводились, в основном, в первой половине дня для лучшей работоспособности детей. В процессе занятий использовалась постоянная смена видов деятельности для предупреждения утомления детей.

Развитие общения.

На этом этапе мы будем повышать уровень общения детей с помощью данных игровых упражнений по методическим рекомендациям В. И. Гришкова, М. Ф. Литвиновой, В. С. Кузнецова, Д. В. Хухлаевой.

Игровое упражнение «Шел козел по лесу» (по В.И.Гришкову) Цель: научить ребёнка общению с партнёром.

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает козла, он становится на середину круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:

«Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, помашем, помашем И опять попляшем, попляшем, попляшем».

При словах «Шел козел по лесу…» «козел» с закрытыми глазами кружится. А когда поют: «Нашел себе принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то козел выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.

Игровое упражнение «Маланья» (по М.Ф. Литвиновой) Цель: развитие импровизации в общении.

Играющие произносят текст, сопровождая его соответствующими движениями.

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке (сопровождается хлопками в ладоши) Семь сыновей, все без бровей (показать семь пальцев) Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам) Вот с такими носами, (ладони с растопыренными пальцами у носа) Вот с такой головой, (очертить руками большой круг рядом с головой) Вот с такой бородой! (показать руками большую бороду) Они не пили, не ели, на Маланью все глядели, Вместе делали вот так…(импровизация ведущего, за которым дети и подпевают и повторяют движения).

Дети по очереди становятся ведущими, придумывают и показывают различные части тела («вот с такими глазами, вот с такими усами» и т. д.).

Игра «Все, как я!» (по В.С. Кузнецову) Цель: развитие чувства коллективности.

Дети стоят врассыпную. Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные — копируют его. Затем ведущий передает свою роль (останавливается и показывает рукой на кого-нибудь из детей). Новый ведущий три раза хлопает в ладоши, громко произносит: «Все, как я!» и предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации.

Упражнение «Игра со стульчиками» (по Д.В. Хухлаевой) Цель: развитие чувства коллективности.

Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).

Первая часть танца-игры связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул.

Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

Игра «Считалочка» (по В.С. Кузнецову) Цель: научить не бояться лидерства.

Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга — ведущий.

Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка (например, всем известная «Чунга-чанга»). На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

Развитие эмпатии в общении.

На этом этапе мы будем развивать эмпатию у детей, опираясь на методические рекомендации В. И. Гришкова, О. Л. Князевой и А. В. Елькиной.

Игра «Море волнуется» (по В.И. Гришкову) Цель: развитие воображения и эмпатии. Водящий произносит вслух речитатив:

«Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри!

Куда я плыву, ту фигуру повтори!".

Во время речитатива дети свободно двигаются. Музыкальный фон помогает им выбирать характер движений. На последнем слове текста музыка обрывается, а участники игры «замирают» в разнообразных позах. Водящий подходит к одной из фигур, и ее должны в точности скопировать остальные.

«Танец с платками» (по О.Л. Князевой) Цель: развитие воображения, координации и эмпатии.

Дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений.

Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

Игровое упражнение «Диалоги на инструментах» (А.В. Елькиной) Цель: развитие умения понимать и копировать движения.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны и металлофоны. В центре полукруга — педагог-ведущий.

Дирижер-педагог показывает различные движения, которые дети должны в точности копировать вслед за ним. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. Педагог может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Козонька рогатая, коза бородатая, перепрыгнула плетень и высок, и середень…»).

В дальнейшем при повторе этой игры дирижером-ведущим может стать кто-либо из детей, по желанию.

Игра «Ванечка и Манечка» (Собственный вариант) Цель: развитие коллективности, координации, эмпатии и слухового восприятия.

Дети встают в круг и держатся за руки. Выбирают мальчика и девочку, которых называют Ванечка и Манечка. Мальчик с завязанными глазами ходит в кругу и зовёт девочку: «Где, ты, Манечка?», а девочка убегает и отвечает:

«Здесь я, Ванечка!» Так продолжается, пока Ванечка не поймает Манечку. А потом выбирается новая пара. Во время игры можно петь фольклорные песни, либо звучит народная музыка.

Игра «Перебежки» (Собственный вариант) Цель: развитие эмпатии, ловкости, партнерства.

Дети образовывают круг. В центре круга стоит ведущий и внимательно следит за детьми. По договорённости (можно показать знаками, подмигнуть) дети меняются местами, перебегая на место партнёра. А ведущий должен успеть встать на пустое место в кругу, пока его не заняли. Во время игры звучит весёлая музыка.

Формирование готовности к общению.

На третьем этапе будем формировать готовность к общению с помощью методических рекомендаций Г. М. Науменко, А. В. Кенеман, М. Ю. Новицкой и Т. Э. Тютюнниковой.

Детский танец «Лавата» (по Г. М. Науменко) Цель: развитие готовности к контакту.

В припеве дети ходят по кругу, взявшись за руки, и напевают:

«Дружно танцуем мы — тра-та-та, тра-та-та — танец веселый наш, это Лавата» Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: «У меня ушки хороши, а у соседа лучше!» В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое «задание», и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или неприятными для партнеров.

Танец «Кремена» (по А.В. Кенеман) Цель: развитие координации и готовности к танцу в партнёрами.

Первая часть построена на очень простых движениях. Дети стоят по одному по кругу, положив руки друг другу на плечи. Стоя на месте, они переминаются с ноги на ногу в такт музыке. Эти незатейливые движения наполнены для детей особым смыслом: сами их позы символизируют дружескую поддержку и единение. Во второй части отмечают ритмический рисунок четвертных нот словами («раз, два, три!») и хлопками в ладоши, затем бегут в центр круга. Со следующей фразы проделывают хлопки в центре круга и бегут на исходную позицию.

Игра «Путаница» (по М.Ю. Новицкой) Цель: подкрепить готовность к общению.

Дети встают в круг, держась за руки, и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно «распутаться».

Аналогичным образом построены многие народные танцы.

«Квартет» (немецкий танец) (по Т.Э.Тютюнниковой) Цель: готовность к танцу с партнёром и развитие координации.

Дети стоят в парах друг за другом по кругу четверками. В каждой четверке дети держаться за руки: одной рукой внутри в паре и другой рукой снаружи между парами.

На первую фразу (2 такта) четверки двигаются по кругу по часовой стрелке в такт музыке. На вторую фразу (следующие 2 такта) задняя пара в четверке поднимает руки, образуя «воротца», и пропускает в них на свое место первую пару. При этом задняя пара, оказавшаяся теперь впереди, перекручивается, не выпуская рук друг друга, чтобы оказаться в исходном положении.

Игра «Ручеек» (по М.Ю. Новицкой) Цель: умение работать в паре.

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т. д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда и все остальные придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.

В процессе проведения эксперимента у детей отмечалось повышение мотивации и интереса к занятиям, улучшение координации, развитие умения работать в коллективе и в паре. Улучшилось эмоциональное состояние на занятиях и во время игр. Повысился уровень эмпатии. Улучшилось общее физическое состояние детей.

Тем не менее, для изучения эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию межличностных отношений был проведен контрольный эксперимент.

Игра «Ёжики-ёжики» (Собственный вариант) Цель: развитие чувства коллективности и слухового восприятия, готовности к общению.

По сценарию маленькие ёжики потерялись в темноте. Они ищут свою маму. Взрослый или один из детей становится мамой. Он не произносит ни звука, а все остальные закрывают глаза или завязывают их платком, и ищут свою маму, при этом произнося слово «ёжики». Как только кто-нибудь из ёжиков нашёл свою маму (того кто молчит), то он тоже замолкает. В иготе все играющие образуют длинную цепочку.

Изучение эффективности проведённой работы (контрольный эксперимент) Цель: оценить эффективность предложенного комплекса по формированию межличностных отношений детей с задержкой психического развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

определение изменения межличностных отношений детей с задержкой психического развития, участвующих в дополнительном обучении;

сопоставление результатов с показателями детей, обучающихся по программе детского сада без включения дополнительных занятий;

выводы на основе результатов эксперимента.

При проведении контрольного эксперимента использовались адаптированные методики констатирующего эксперимента.

Обстановка, в которой проводился контрольный эксперимент, включала все необходимое для выполнения заданий. Были соблюдены санитарногигиенические условия проведения исследования.

В эксперименте было проведено сравнение результатов экспериментальной группы до и после проведенной коррекционнопедагогической работы и результаты экспериментальной и контрольной группы.

Выявление достигнутого уровня межличностных отношений Методика «Общение в танцах» (по И.П. Равчеевой) Цель: определение уровня общения ребёнка и его координационных способностей.

Анализ результатов РЕЗУЛЬТАТЫ ДО ОБУЧЕНИЯ В экспериментальной группе результаты обследования показали, что все дети поняли задание и справились с первым этапом. На втором и третьем этапе у 50% детей выявлен средний уровень развития межличностного общения. 25% детей показали низкий результат. И 25% детей экспериментальной группы успешно справились с заданием на всех трех этапах, показав высокий уровень развития общения и координационных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ Экспериментальная групп а.

Все дети самостоятельно справились с заданием на первом этапе. Большинство (75%) справились с заданием самостоятельно на всех этапах, небольшой группе детей (25%) потребовалась небольшая помощь взрослого на втором и третьем этапе.

Контрольная группа.

Все дети самостоятельно справились с заданием на первом этапе. Небольшая помощь взрослого потребовалась на втором и третьем этапе 50% дошкольников.

Показатели проведенного исследования (%) отражены на рисунке 6.

Показатели уровня межличностного общения ребёнка и его координационных способностей.

Рисунок 6. Показатели уровня межличностного общения ребёнка и его координационных способностей.

Как видно по данным рисунка 5, после обучения уровень развития общения и координационных способностей значительно повысился. Эти показатели в экспериментальной группе имеют более высокое значение, чем в контрольной.

Методика «Определи эмоциональное состояние» (по Г. А.Урунтаевой) Цель: определить уровень понимания ребенком эмоционального состояния человека по выражению лица и по сопровождающей эту картинку музыке.

Анализ результатов РЕЗУЛЬТАТЫ ДО ОБУЧЕНИЯ В экспериментальной группе преобладал средний результат — 50% детей.

25% детей показали высокий результат. У 25% наблюдался низкий результат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ Экспериментальная группа.

После обучения 75% детей показали высокий результат, и у 25% детей оказался средний результат.

Контрольная группа.

Высокий результат показали 25% детей и средний результат продемонстрировали 75% дошкольников.

Показатели проведённого исследования (%) отражены на рисунке 7.

Показатели понимания ребенком эмоционального состояния человека.

Рисунок 7. Показатели понимания ребенком эмоционального состояния человека.

Как видно по данным рисунка 6, после обучения уровень понимания ребенком эмоционального состояния человека по выражению лица и по сопровождающей эту картинку музыке значительно повысился. Эти показатели в экспериментальной группе имеют более высокое значение, чем в контрольной.

Методика «Эмпатия в общении» (по Н.Г. Куприной) Цель: определить уровень эмпатии в общении.

Анализ результатов РЕЗУЛЬТАТЫ ДО ОБУЧЕНИЯ У большинства детей экспериментальной группы (62,5%) выявлен средний уровень эмпатии. 25% детей экспериментальной группы показали низкий результат. Лишь 12,5% детей экспериментальной группы успешно справились с заданием на всех трех этапах, показав высокий уровень эмпатии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ Экспериментальная группа.

После обучения 62,5% детей показали высокий результат, и 37,5% детей показали средний уровень эмпатии.

Контрольная группа.

Высокий результат показали 37,5% детей и средний результат получился у 62,5% дошкольников.

Показатели проведённого исследования (%) отражены на рисунке 8.

Показатели уровня развития эмпатии в общении.

Рисунок 8 Показатели уровня развития эмпатии в общении.

Как видно по данным рисунка 8, после обучения уровень эмпатии у детей значительно повысился. Эти показатели в экспериментальной группе имеют более высокое значение, чем в контрольной.

Методика «Готовность к общению» (по Н.Г. Куприной) Цель: выявить уровень готовности к общению у детей.

Анализ результатов РЕЗУЛЬТАТЫ ДО ОБУЧЕНИЯ У половины детей экспериментальной группы (50%) выявлен средний уровень готовности к общению. 25% детей экспериментальной группы не готовы к общению, что соответствует низкому результату. 10% детей успешно справились с заданием на всех этапах, показав высокий уровень готовности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ Экспериментальная групп а.

После обучения 87,5% детей показали высокий результат, и 37,5% детей показали средний уровень готовности.

Контрольная группа.

Высокий результат показали 25% детей и средний результат получился у 75% дошкольников.

Показатели проведённого исследования (%) отражены на рисунке 9.

Показатели уровня развития эмпатии в общении.

Рисунок 9 Показатели уровня развития эмпатии в общении.

Как видно по данным рисунка 9, после обучения уровень готовности к общению значительно повысился. Эти показатели в экспериментальной группе имеют более высокое значение, чем в контрольной.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в результате проведенной коррекционно-педагогической работы у дошкольников с задержкой психического развития достигнут более высокий уровень развития межличностных отношений по всем выявленным направлениям: развитие эмпатии, умения работать в паре, развитие координации, воображения, развитие готовности к общению, умения быть лидером, развитие чувства коллективности. Кроме того, улучшился эмоциональный фон в группе, возрос интерес к занятиям и к работе в коллективе. Дети выполняли упражнения и задания с высокой активностью, проявляли взаимную поддержку, заинтересованность в хорошем результате и одобрении взрослых.

Варианты музыкальных произведений: музыка П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Танец маленьких утят» и русская народная музыка «Во поле березка стояла», кадриль «Вальс Герцога Кентского», музыка из фильма «Каникулы строгого режима» — Дорога цветов, вальс из м/ф «Анастасия», музыка «Кукарача», песенка «Лавата», песенка.

«Море волнуется раз…», песенка друзей из м/ф «Волшебник Изумрудного города», русская народная песня «Пошла млада за водой», русская народная мелодия «Калинка-малинка», русская народная песня «Травушка», детская песенка «Облака», Бетховен «Прима-квартет» (немецкий танец), песенка.

«Барбарики», Ламбада, песенка «Чунга-Чанга», музыка из кф «Усатый нянь», детская песня «Ляли поп», «Танец виноградарей для детей».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой