Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корсунская Бронислава Давыдовна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о созданной и разработанной Б.Д. методике обучения неслышащих дошкольников, необходимо подчеркнуть, что обучение как некая отдельная, изолированная область научного знания в трудах Б. Д. Корсунской отсутствует. Созданная ею система уникальна в том плане, что воспитательная, нравственная направленность пронизывает весь процесс обучения, будь то материал, отобранный для развития речи или… Читать ещё >

Корсунская Бронислава Давыдовна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бронислава Давыдовна Корсунская выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей.

Ее первый труд «Читанка», букварь на украинском языке для неслышащих детей, написанный ею вместе с М. Д. Доброволенко, был опубликован в 1934 году.

Главным достижением научной деятельности Корсунской было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Основные положения этой системы изложены во многих трудах Корсунской и, прежде всего, в ее книгах «Обучение речи глухих дошкольников» (1960). «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969).

Б.Д. Корсунская придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих детей — этой проблеме посвящена ее книга «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970).

Ее последней работой стали книги «Читаю сам» — первые в России книги, написанные для чтения для неслышащих дошкольников. Они занимают особое место в наследии Б. Д. Корсунской «Читаю сам» (1976;78) — три сборника коротких текстов и рассказов, расположенных по возрастающей степени трудности. В конце каждого сборника помещены методические указания по работе с текстами для педагогов и родителей. По глубине и значительности замысла и исполнения этот труд является уникальным вкладом в педагогическую литературу и до настоящего времени используется при разработке различных подходов к обучению неслышащих детей. Корсунская глухой ребёнок дефектолог.

«Я родилась в Киеве и чувствую себя виноватой и навсегда в долгу перед этим народом. Я рассталась с ним легко, устремившись в Москву к своим мечтам и планам. А ведь это он, Киев, не только выбрал мою судьбу, но и дал силы ее осуществить. Там, в Киеве, еще не понимая, как и что, а, только смутно чувствуя, я угадала свою профессию.

Это не было выбором, выбирают из чего-то, а она стояла где-то на отшибе или на вершине и как будто ждала меня. Так что, если и был выбор, он принадлежал не мне…

Там, в Киеве, с первых шагов работы я обрела своих учителей Ивана Афанасьевича Соколянского и Рахиль Марковну Боскис.

Книги разные, но все любимые и по существу об одном: неслышащие дети в мире полном звуков, шума, голосов. Как сломать преграду отчуждения? Как их учить и воспитывать, какие пути выбирать, как, почему? Книг не так уж много, могло быть больше, как мне кажется. Но ушло время на споры, доказательства, преодоление".

Б.Д. впервые вошла в класс учительницей, когда ей было 18 лет. Это была киевская школа для глухонемых детей.

В 1935 году Б.Д. становится сотрудницей Московского экспериментального дефектологического института, с которым отныне навсегда связана ее жизнь, занимается проблемами развития речи глухих школьников. Анализируя причины низкого уровня их развития и речи, Б.Д. приходит к выводу, что от постановки обучения языку в дошкольном возрасте зависит ход овладения речью во всей дальнейшей жизни глухого.

В России со второй половины XIX века обучение глухих детей традиционно связывалось с устной речью. В основе обучения лежал «чистый устный метод». На основе положения Л. С. Выготского о том, что «воспитывать надо не глухого ребенка, но ребенка прежде всего», что «решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия», оказали решающее влияние на направление научных поисков Б. Д. Это побудило Б.Д. критически отнестись к общепринятым приемам обучения и выступить против системы, сложившейся в теории и на практике.

В 1956 году в сборнике АПН «Известия» № 77 выходят две статьи Б. Д. Корсунской, в которых формулируется принципиально иной подход к обучению маленьких глухих детей. Не чистота произношения, не количество усвоенных слов составляют главную задачу обучения — «целью обучения неслышащего дошкольника является формирование и развитие его личности. Организация жизни и деятельности детей не должна подчиняться обучению речи. Обучение языку, отбор речевого материала должен быть обусловлен интересами детей, их повседневной деятельностью, потребностью в общении, впечатлениями окружающей жизни», — писала Б.Д. в статье «О путях формирования речи у глухонемого дошкольника». Как научная основа, как предмет изучения, это было абсолютно ново.

Реализация выдвинутой идеи требовала иной методики обучения. Обучение речи осуществляется в контексте формирования личности ребенка; обучение языку и отбор речевого материала должны быть тесно связаны с практической деятельностью ребенка; формирование словесной речи является средством общения и осуществляется в процессе общения; раннее обучение чтению приобщает неслышащего ребенка к словесной речи, становясь источником его общего развития; в процессе обучения широко используется письменная речь, работа над формированием лексических и грамматических обобщений; работа над произношением и развитием слухового восприятия.

Однако Б.Д. понимала, что тогда формировать речь неслышащего малыша 1,5−2-х лет в деятельности и общении на устной основе было невозможно, и она обращается к такому специфическому средству как пальцевая азбука — дактилология. Б.Д. писала: «Дактилология могучее вспомогательное средство для овладения речью, используемое на ранней стадии обучения. Наряду с письменной речью, она дает возможность формировать речь в общении без оглядки на произносительные возможности детей. Использование дактилологии принципиально убыстряет и облегчает овладение техникой чтения и письма. Постепенно, по мере овладения устной речью, значение дактилологии в обучении ослабевает и почти сходит на нет. Однако она всегда остается для глухого действенным и незаменимым средством при затруднении в чтении с губ, в восприятии незнакомого слова».

Как было доказано во многих исследованиях, обращение к дактилологии меняло не подход к обучению, а сам процесс становления речи ребенка, потому что позволяло учитывать его возрастные особенности и осуществлять отбор речевого материала, обусловленный потребностью ребенка в общении и деятельности.

Это расширяло круг впечатлений ребенка, раздвигало границы его общения с миром. Однако молчаливого проговаривания не было никогда. Б.Д. прекрасно понимала значение устной речи, ее роль и на раннем этапе, и во всей последующей жизни глухого. Поэтому устной речи удалялось большое внимание: ребенок непременно проговаривал дактилируемое слово, фразу, произнося их устно, в той мере, в какой позволяли ему уже поставленные звуки.

Говоря о созданной и разработанной Б.Д. методике обучения неслышащих дошкольников, необходимо подчеркнуть, что обучение как некая отдельная, изолированная область научного знания в трудах Б. Д. Корсунской отсутствует. Созданная ею система уникальна в том плане, что воспитательная, нравственная направленность пронизывает весь процесс обучения, будь то материал, отобранный для развития речи или по изобразительной деятельности. Выдвинутая Б. Д. задача формирования личности строится на нерасторжимой связи обучения и воспитания. В их нераздельном сочетании смысл и научного открытия Корсунской, и самой ее жизни.

Подмечая промахи, связанные с нашими взаимоотношениями с детьми, она открывала нам новый пласт педагогических понятий, воспитывая в нас не просто педагогов, но именно Учителей, тех самых учителей, о которых, спустя десятилетия, мы вспоминаем с благодарностью и любовью.

Б.Д. следила, как мы ведем себя с детьми, не выносила, когда на них кричали. «Понимаете, они не слышат! Не слышат вашей интонации, волнения. Они видят только ваше злое лицо, и ничего хорошего от этого быть не может. Нужно делать замечания, ругать за проступки, но лицо при этом не должно быть злым. Ребенок должен видеть, что вы расстроены, огорчены…

Однажды, наказав ребенка за дурное поведение, я сказала: «Ты плохой». Б.Д. услышала: «Никогда не говорите ребенку «Ты плохой». Скажите: «Ты поступил плохо. Потому что плохой поступок можно исправить, а «плохой» — это навсегда».

Она с пренебрежением относилась к нотациям, нравоучениям: «О какой любви к природе вы говорите, если цветы в группе засохли? Неужели вы не понимаете, что слова ничего не значат? Почему Миша ест руками, а вам это не мешает? Вы ругали Таню в группе, при всех — это непростительно», — так говорила она, давая пример поведения — детям и урок воспитания нам.

Оценивая научное наследие Б.Д., не раз случалось говорить о ней, как о первопроходце:

  • · Б.Д. стала автором системы, в которой формирование личности ребенка определяло методику его обучения;
  • · создав и возглавив Лабораторию дошкольного воспитания, Б.Д. вместе с сотрудниками разработала первую Государственную программу обучения и воспитания неслышащих дошкольников;
  • · Б.Д. разработала и ввела в практику систему работы родителей с неслышащими детьми;
  • · Б.Д. принадлежит идея создания двух первых в истории сурдопедагогики фильмов о маленьких глухих детях: научно-популярного «Я понять тебя хочу» и учебного «Если ребенок не слышит» — в помощь родителям для занятий с детьми;
  • · Б.Д. автор книги-пособия «Читаю сам» трех сборников простых, постепенно усложняющихся текстов и рассказов, снабженных подробными методическими указаниями, обращенными к педагогам и родителям. В них раскрывается принцип работы с рассказами, изложена подготовительная и заключительная стадии работы с текстами, направленная на то, чтобы ребенок до конца понял не только содержание, но смысл прочитанного.

«Не говори ребенку — ты плохой».

Книга «Не говори ребёнку — ты плохой» неоднородна по материалу. В неё вошли выдержки из книг и статей Б.Д., её рабочих тетрадей с глубокими суждениями о профессии, об отношении к детям, к жизни, прожитой в науке, сохраняющие, как нам кажется, и сейчас свою воздействующую, притягательную силу.

Значительную часть текста составляют фрагменты книги, которой не существует. Труд, над которым Б.Д. работала до последних дней жизни, остался незавершённым. Тщательно, скрупулёзно на протяжении десятилетий собиравшийся материал всё прибавлялся, и чем больше его становилось, тем дальше отодвигалось окончание работы. И всё же включение в книгу фрагментов этого незавершённого труда — правомерно. Говоря о значении воспитания, по существу определяющем жизнь глухого (как и любого человека), Б.Д. понимала, что эта задача не решается простым набором знаний и умений. Обращение с ребёнком, отношение к нему — отражённый свет личности воспитателя. К этой личности обращена задуманная Б.Д. книга, которую она назвала «Мамины дети». Уникальность этой работы заключается в том, что, анализируя систему взаимоотношений с ребёнком, привлекая внимание к его внутреннему миру, его зависимости от мира взрослых и его стремлении к независимости, она оказывает воздействие на личность самого педагога. Короткие эпизоды из детской и взрослого жизни, оценки, суждения не просто передают наблюдения и мысли автора. Вы чувствуете, как из рук в руки вам передаётся громадный опыт, накопленный за жизнь. Вы узнаёте вашего ребёнка и себя и начинаете понимать, где были правы и где ошибались. И будто со дна души поднимаются вопросы, которых не было прежде, и которые станут определять ваши решения и поступки. Вы убедитесь, что у вашего малыша есть своё «я», свои «да» и «нет» и с этим нужно считаться. И значит, состоялось задуманное, осуществился авторский замысел, потому что, обращаясь к проблемам воспитания, Б.Д. начинает с истоков — с воспитания Воспитателя.

Рядом с текстами автора органично, естественно в равноправно звучат голоса учёных, педагогов, родителей, работавших с Корсунской и, как свидетельствуют их воспоминания, прошедших у неё собственную школу воспитания и обучении.

Развернутая аннотация Книга «Не говори ребёнку — ты плохой» рассчитана на педагогов и родителей, в неё вошли опубликованные и неопубликованные материалы из книг и статей Б. Д. Корсунской, воспоминания коллег, педагогов, родителей. Несмотря на разнородность материалов, они объединены общим замыслом — книга посвящена воспитанию.

Автор — Бронислава Давыдовна Корсунская, выдающийся учёный, одна из основоположников современной коррекционной педагогики. Научная деятельность Б. Д. Корсунской была посвящена обучению неслышащих детей речи, однако в истории отечественной педагогики её имя в большой мере связано с воспитанием и развитием личности ребёнка. Придавая огромное значение обучению речи, ища новые возможности и пути для достижения этой цели, Корсунская утверждала: обучение ребёнка речи должно быть неразрывно связано с развитием личности ребёнка, его чувств, возможностей, личной свободы.

Говоря о значении воспитания, по существу определяющем жизнь человека, благополучного или с проблемами, Б. Д. Корсунская понимала, что эта задача не решается простым набором знаний и умений. Обращение с ребёнком, отношение к нему — отражённый свет личности воспитателя. К этой личности обращена задуманная Б. Д, Корсунской книга, которую она назвала «Мамины дети» и над которой работала до последнего дня жизни. Труд этот остался незавершённым, но фрагменты этой удивительной книги включены в настоящий сборник.

Короткие эпизоды из детской и взрослой жизни, оценки, советы не просто передают наблюдения и мысли автора. Из рук в руки вам передаётся громадный опыт, накопленный за жизнь, и будто со дна души поднимаются вопросы, которых не было прежде: всегда ли нужно ограждать малыша от трудностей и тревог «взрослой» жизни; как важно во-время похвалить, поддержать или осудить поступок ребёнка; научить его радоваться за другого, помогать, жалеть, заботиться. Вы узнаёте ситуации, пережитые вами, и начинаете понимать, где были правы и где ошибались.

Вот советы, взятые почти наугад, чтобы вы почувствовали живой, дружественный голос книги: «Не отдавайте ребёнку приказаний, старайтесь объяснить ему своё требование, и, ища объяснение, проверьте себя, нужен ли этот запрет, во имя чего он делается. Вечные запреты — неправильный принцип воспитания. „Можно!“ — вот расцвет души!».

«Никогда не говорите ребёнку — ты плохой. Нужно сказать — ты поступил плохо. Потому что плохой поступок можно исправить, а плохой — это навсегда».

Мы привычно говорим малышу: «Ты ведёшь себя плохо, Пока всё не сделаешь, заниматься не кончим». Б.Д. предлагает другое: «Ты ведёшь себя плохо. Заниматься больше не будем» и поясняет: «Занятие должно быть наградой, а не наказанием».

И последнее, быть может, главное: «Не говори ребёнку — ты плохой» открывает читателю не только принципы воспитания ребёнка, но способствует формированию самой личности педагога, потому что, говоря о задачах воспитания, Б.Д. начинает с истоков — с воспитания воспитателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой