Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автостоп: от истоков к современности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С какой целью было сделано это нововведение? Несомненно, чтобы идти в ногу с США. Причем нововведение сопровождалось лозунгами: «Все на трассу!». В итоге эта система просуществовала недолго, около двух лет. Причина этому, на наш взгляд, — насаждение сверху. Для большинства людей это выглядело как очередное соревнование, смысл таких путешествий не был понят и поддержан. В США в 1960;е гг. такие… Читать ещё >

Автостоп: от истоков к современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автостоп: от истоков к современности

Туризм и автостоп находятся в тесном взаимодействии, и для каждого этапа развития данных социальных феноменов характерны свои особенности. Автостоп в его исторической эволюции является предметом анализа данной статьи.

Генезис туризма относится к V—IV вв. до н.э. — золотому веку в истории Древней Греции — и составляет период прототуризма. Большинство перемещений в те времена совершали торговцы, разведывая новые пути и города, туризм же носил индивидуальный характер. Именно в то время и зародился прообраз современного автостопа.

Опираясь на свой личный опыт путешествий автостопом, А. Кротов пишет: «Автостоп (вольное путешествие, самоходное путешествие) — это путешествие путем бесплатного передвижения на попутном транспорте. Причем транспорт может быть любым — от наиболее распространенных автомобилей и до поездов, пароходов, авиатранспорта» Кротов А., Петров Д. Практика вольных путешествий. М., 1996. [Электронный ресурс] URL: http://avp. travel.ru / (дата обращения: 18. 12. 10.).. В технологическом смысле автостоп появился вместе с двигателем внутреннего сгорания, однако попутным транспортом люди пользовались издавна. Прообразами автостопа являются караваностоп и гидростоп. Именно благодаря таким путешествиям в былые времена добывались знания о разных странах, народах, их традициях и обычаях. Следует отметить, что в настоящее время многие автостопщики занимаются пропагандой так называемого научного автостопа — разновидности вольных путешествий, проводимой в жизнь Академией вольных путешествий, которая использует автостоп с целью получения и обобщения разного рода знаний об окружающем мире. Итак, современный автостоп представляет собой интенсивно развивающийся социальный и культурный феномен.

Первым широко известным вольным путешественником стал основоположник науки истории Геродот. Он совершил путешествие с использованием попутных кораблей по Чёрному морю, побывал в Колхиде, в Крыму, на Днепре, составив подробное описание своего маршрута, а также нравов и обычаев скифов. На III—IV вв. до н.э. приходятся первые упоминания о вольных путешествиях с караванами по Средней Азии. Поход Александра Македонского дал возможность греческим и римским ученым свободно перемещаться с караванами по землям бывшей Персидской империи.

Расцвет гидростопа наступил в VIII—IX вв., когда норманнами был открыт водный путь «из варяг в греки». Они же основали и первые города вдоль этого пути, по которому на ладьях путешествовали люди из разных стран. Самым известным был Ибн Фадлан, путешествовавший с грамотой от багдадского калифа и оставивший после себя дорожные записки, в которых содержались ценные сведения о прикаспийских народах того времени и варяжском племени рус.

Караваностоп активно развивается с приходом с востока монголов. Благодаря созданной ими дорожной сети путешествовать стало быстрее, проще, безопаснее. Самыми знаменитыми вольными путешественниками той эпохи были в основном арабы и китайцы. Нельзя также не упомянуть венецианца Марко Поло, который пересек в 1272 г. с попутным караваном таджикский Памир, двигаясь в Каракорум — в то время столицу Орды. Он оставил после себя книгу, в которой объединил собственные впечатления с рассказами отца и дяди, которые пересекали Азию трижды.

После распада Золотой Орды и начавшегося конфликта между татарскими ханствами, а впоследствии Турцией и Русью большая территория на долгое время оказалась закрыта для странствий. Единственным вольным путешественником того времени являлся Афанасий Никитин, но и то из-за разграбления его собственного каравана. Он посетил Индию, Эфиопию и Аравию и написал о своих странствиях известную книгу «Хождение за три моря». В XVI—XVII вв. серьезно осложнились свободные путешествия по России, так как для перемещения по стране требовались различные подорожные и прочие документы. Поэтому путешествовали в то время только дворяне, но у них не было потребности в автостопе. В XIX в. было совершено известное кругосветное самоходное путешествие графа Фёдора Ивановича Толстого. После отмены крепостного права из России за границу хлынул огромный поток крестьян-эмигрантов, жаждущих оказаться как можно дальше от своей родины и пользующихся для этого любыми способами, в том числе и «автостопом». Самый известный вольный путешественник того времени — Арминий Вамбери, который в 1864 г. проник с попутными караванами в Хиву, Бухару, Самарканд. Нужно отметить, что вплоть до завоевания Россией Средней Азии путь туда туристам был заказан: европейцу, пробравшемуся на азиатскую территорию, отрубали голову. Поэтому талантливому путешественнику пришлось выучить турецкий язык и войти в образ бродячего дервиша.

К этому же времени относится и появление так называемого автостопа второго вида — вольных путешествий на поездах. Перемещения на поездах без билета очень полюбились в России и прочно вошли в фольклор. Они были очень распространены вплоть до 1950;х гг. Вольные путешествия в СССР были осложнены царящим тоталитарным режимом и шпиономанией. Все изменилось в 1960 гг. с возвращением из поездки в США с официальным визитом Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, который решил внедрить в СССР некоторые практики, распространенные в США, в частности всеобщую автомобилизацию и автостоп. В течение двух лет в СССР проводились гонки автостопом по трассе Москва — Ялта, фабрики шили специальные комбинезоны для автостопщиков, а в газетах печатались статьи, призывавшие водителей подвозить попутных пассажиров.10 апреля 1965 г. в газете «Макеевский рабочий» была опубликована статья под заголовком «Автостоп получает союзные права» Автостоп получает союзные права // Газета «Макеевский рабочий», Донецк, 10. 04.1965. [Электронный ресурс]. URL: http://elba.org.ua/hitch-hiking-in-USSR. phtml (дата обращения: 18. 12. 10.)., в которой повествовалось о новой системе перевозки туристов. Постановлением Центрального совета по туризму система автостопа была введена во всех союзных и автономных республиках, краях и областях СССР, с ее помощью мог путешествовать любой гражданин, достигший 16 лет и получивший книжку с талонами «Автостоп», которыми надо было «расплачиваться» с водителем. Также объявлялся конкурс на самого активного водителя автостопа.

С какой целью было сделано это нововведение? Несомненно, чтобы идти в ногу с США. Причем нововведение сопровождалось лозунгами: «Все на трассу!». В итоге эта система просуществовала недолго, около двух лет. Причина этому, на наш взгляд, — насаждение сверху. Для большинства людей это выглядело как очередное соревнование, смысл таких путешествий не был понят и поддержан. В США в 1960;е гг. такие путешествия были уделом хиппи как бунт против всех, олицетворяющий поиск свободы и приключений, то есть автостоп был осознанной потребностью представителей субкультуры. В СССР с распадом системы «Автостоп» остались одинокие вольные путешественники, деятельность которых никак не поощрялись даже порицалась, поскольку они выделялись из коллектива. В 1970;е гг. в СССР начали создаваться различные лиги и школы автостопа, но все они были, как правило, «однодневными». В 1978 г. в Ленинграде возникла Ленинградская лига автостопа (ЛЛАС, впоследствии ПЛАС), которая просуществовала длительное время.

Именно здесь начали накапливаться знания и опыт для путешествий автостопом. Была предпринята попытка популяризации автостопа: под влиянием ЛЛАС возникли Вильнюсский и Тверской клубы автостопа. Однако из-за отсутствия информационного сопровождения автостопа сведений о его позитивном опыте и практиках было крайне мало. Знания об автостопе передавались путем личных контактов, а для широких масс путешественников сведения о нем были недоступны, им было неизвестно, как грамотно останавливать попутный автомобиль, использовать положительный опыт других путешественников, хотя в Европе в то время автостоп использовался широко. Расцвет вольных путешествий начался после распада СССР, когда разрушилась система организованного туризма. Денег у большинства людей было мало, а потребность в путешествиях оставалась: многие автостопщики отправились путешествовать в европейские страны.

Так называемый научный автостоп стал активно развиваться после завершения в мае 1993 г. первой в мире кругосветной автостопной экспедиции «Автоколумб», в которой участвовали Алексей Воров, Михаил Дуткевич, Кирилл Баранов, Виктор Григорьев. Выехав командой из Петербурга в феврале 1992 г., завершили экспедицию только А. Воров и М. Дуткевич. Путешествуя по миру, они столкнулись с большим количеством трудностей из-за отсутствия информации и языкового барьера. Возглавлявший ПЛАС Алексей Воров стал родоначальником спортивного автостопа, основные черты которого — поиск наиболее эффективных методов «ловли» машин, стремление как можно быстрее оказаться в пункте назначения, изобретение удобного снаряжения, например специальных моделей рюкзаков, не поступающих в широкую продажу авторских моделей.

Один из важнейших элементов спортивного автостопа — гонки.

В 1994 г. в Москве была организована Московская школа автостопа (МША), возглавляемая Валерием Шаниным, а в 1995 г. — Академия вольных путешествий (АВП) во главе с Антоном Кротовым. По убеждению В. Шанина, автостопщик не должен оплачивать свой проезд, иначе он уже считается организованным туристом.

Современный потребитель туристских услуг стоит перед сложным выбором не только из богатейшего ассортимента предложений туррынка, но и собственной рефлексии желаний, интересов, предпочтений. Многие люди в современном стремительно глобализирующемся мире, испытывая сильное влияние мирового кризиса, не имеют достаточных средств для туристских поездок и их потребность остается неудовлетворенной, поскольку они опасаются путешествовать автостопом. Следует отметить, что, несмотря на развитое информационное поле, сведения о вольных путешественниках до многих туристов либо не доходят, либо приобретают искаженный вид, что еще сильнее подкрепляет устойчивый стереотип: «В наше время из дома вечером страшно выйти, не то что голосовать на трассе». По данным АВП Кротов А., Петров Д. Указ. соч., за все время ее существования погиб только один ее участник в результате автомобильной аварии. Это свидетельствует о том, что, обладая определенными знаниями и навыками, человек может приобрести новых друзей, впечатления, опыт, серьезно экономя финансовые ресурсы и используя потенциал автостопа в своих туристских практиках.

На наш взгляд, представляются актуальными создание в российских городах центров автостопа при клубах туристов, университетах, проведение фестивалей автостопа, где люди могут общаться по интересам, делиться опытом, предпринимать новые экспедиции, популяризировать вольные путешествия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой