Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ творчСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Ρƒ содСрТания, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ срСдств провСдСния экскурсии

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

МодСль гипорСфлСксная Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ экскурсовод Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ: Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ большСй Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Π°. Разговаривая, ΠΎΠ½ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ самого сСбя ΠΈ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π’ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π΅ ΠΎΠΏΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρƒ бСсполСзно ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΠΏΠ»ΠΈΠΊΡƒ, ΠΎΠ½Π° просто Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ воспринята. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ экскурсовод ΠΏΠΎΠ³Π»ΠΎΡ‰Π΅Π½ своими идСями ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ творчСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Ρƒ содСрТания, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ срСдств провСдСния экскурсии (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Под пСдагогичСским творчСством экскурсовода слСдуСт ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ осущСствляСмыС дСйствия, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ максимально Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ экскурсии посрСдством уточнСния (постановки Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…) пСдагогичСских Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ° Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… срСдств ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡ… Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ достиТСниС.

Π’ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ экскурсовода творчСскоС Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ проявляСтся Π²: ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ пСдагогичСских Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, исходя ΠΈΠ· ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ; Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΠ»Π°Π½Π° провСдСния экскурсии Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ цСлями; ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½Π° своих дСйствий Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ прСдвидСния ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²; конструировании ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ; ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ способов общСния с ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ; Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ эффСктивных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ диагностирования экскурсантов, ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡ„фСрСнцирования; использовании ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ экскурсантов; построСнии Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Π½ΠΈΠΌΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° сотрудничСства: взаимоуваТСния, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ, сотворчСства; обСспСчСнии максимальной ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экскурсии; Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° основной Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ выступаСт рСализация личностно Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ вариативности содСрТания. Π’Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² Π½Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ интСрСсами, потрСбностями экскурсантов, ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ способностями.

ΠŸΡ€ΠΈ этом экскурсовод Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ влияСт Π½Π° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ€ΡˆΡ€ΡƒΡ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ довСсти Π΄ΠΎ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚-ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ экскурсовода ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ². Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… гуманистичСской ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ экскурсовод ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ участниками экскурсионного процСсса. Экскурсанты наряду с ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² провСдСния экскурсии.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ диалогичности взаимодСйствия экскурсовода ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ². РСализация ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ соблюдСниС ряда Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ: обращСнности ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации, осознания этой ситуации, присутствия Π² Π½Π΅ΠΉ; ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²Π° экскурсовода ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ личностной ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… смыслопоискового Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π°; Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Сдинства вопроса ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π°; соавторства — совмСстного участия экскурсовода ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² экскурсантов ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠ²ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экскурсии ΠΏΡ€ΠΈ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ послСднСго; событийности — совмСстного пСрСТивания событий, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ экскурсии; личностной сувСрСнности — нСдопустимости ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-монологичСского Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ сфСру экскурсанта.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° экскурсии. ΠŸΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ экскурсанта — это особый Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ происхоТдСния, становлСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ явлСния с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ возмоТности примСнСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ Π½Π΅ΠΌ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИмСнно этим достигаСтся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ….

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ рСфлСксивности совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ общСству Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ люди, способныС ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ критичСски. А ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ основС ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² рСфлСксивно-ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ модСль рСфлСксивной экскурсии ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚: ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ экскурсанта; Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ личностно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹; ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ структурированныС способы взаимодСйствия.

Если ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ практичСски всСх экскурсионных Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ процСсс общСния, Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚ановится понятным, ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ, Π·Π°Π±ΠΎΡ‚ΡΡΡŒ ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ эффСктивности, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ пСдагогичСских срСдств ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² общСния.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ экскурсионной ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ нСсколько ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ общСния, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ пСдагогичСской эффСктивности.

МодСль авторитарная — экскурсовод отстранСн ΠΎΡ‚ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ². ПослСдниС для Π½Π΅Π³ΠΎ — бСзликая масса ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, которая Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ слову ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ (Π±Π΅Π·Ρ€ΠΎΠΏΠΎΡ‚Π½ΠΎ) всС указания. Он — Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π»ΠΈΡ†ΠΎ. ΠžΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ исходят вопросы ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹, суТдСния ΠΈ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹.

МодСль Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ внимания — ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° экскурсоводу интСрСсны Π½Π΅ Π²ΡΠ΅ экскурсанты, Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ какая-Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚Π° взаимодСйствия Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ экскурсовод — аудитория, ΠΎΠ½Π° подмСняСтся Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ситуативных ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

МодСль гипорСфлСксная Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ экскурсовод Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ: Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ большСй Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Π°. Разговаривая, ΠΎΠ½ ΡΠ»Ρ‹ΡˆΠΈΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ самого сСбя ΠΈ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π’ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π΅ ΠΎΠΏΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρƒ бСсполСзно ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π²ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΠΏΠ»ΠΈΠΊΡƒ, ΠΎΠ½Π° просто Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ воспринята. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ экскурсовод ΠΏΠΎΠ³Π»ΠΎΡ‰Π΅Π½ своими идСями ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ Π½Π΅Π³ΠΎ образуСтся ΠΏΠΎΠ»Π΅ психологичСского Π²Π°ΠΊΡƒΡƒΠΌΠ°. Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ процСсса общСния сущСствСнно ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воздСйствиС прСдставлСно Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ.

МодСль гипСррСфлСксная — ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΊΠ°Π½Π²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ. Экскурсовод ΠΎΠ·Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅Π½ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стороной взаимодСйствия, сколько Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ся ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ. ΠœΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ возводятся ΠΈΠΌ Π² Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚, приобрСтая Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для Π½Π΅Π³ΠΎ, ΠΎΠ½ ΠΏΠΎΡΡ‚оянно сомнСваСтся Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вСнности своих Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², остро Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° Π½ΡŽΠ°Π½ΡΡ‹ психологичСской атмосфСры, принимая ΠΈΡ… Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ счСт. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ экскурсовод ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π΅Π½ ΠΎΠ±Π½Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π΅Ρ€Π²Ρƒ. Π’ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ повСдСния Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±Ρ€Π°Π·Π΄Ρ‹ правлСния окаТутся Π² Ρ€ΡƒΠΊΠ°Ρ… экскурсантов.

МодСль Π½Π΅Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΠ³ΠΎ рСагирования — Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ экскурсовода ΠΈ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² строятся ΠΏΠΎ ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅, Π³Π΄Π΅ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ экскурсии, ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Ρ‹ мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мСсто бСзупрСчная Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° излоТСния ΠΈ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ация Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΎΡ‚ΡˆΠ»ΠΈΡ„ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΆΠ΅ΡΡ‚Ρ‹, Π½ΠΎ ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠ²ΠΎΠ΄ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ чувством понимания ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ситуации общСния. Им Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ пСдагогичСская Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, состав ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскоС состояниС экскурсантов, ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅, Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΡ‚ничСскиС особСнности. ИдСально спланированноС ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСски отработанная экскурсия разбиваСтся ΠΎ Ρ€ΠΈΡ„Ρ‹ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСской Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚игая своСй Ρ†Π΅Π»ΠΈ.

МодСль Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия — экскурсовод постоянно находится Π² Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π΅ с ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΡ‚ ΠΈΡ… Π² ΠΌΠ°ΠΆΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌ настроСнии, поощряСт ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Ρƒ, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ схватываСт измСнСния Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΈ Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π° Π½ΠΈΡ…. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ друТСского взаимодСйствия с ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ дистанции. Как слСдствиС: Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ творчСски Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ совмСстными усилиями. Вакая модСль общСния Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² пСдагогичСского взаимодСйствия Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ экскурсии являСтся Π΅Π΅ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ. Экскурсоводу слСдуСт ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, всС Π»ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ понятно Π² Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ прСдлагался для внимания, ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Ρ‹ Π»ΠΈ экскурсанты, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни поставлСнныС ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ достигнуты, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ поТСлания ΠΈ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ экскурсий.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ