Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В предыдущих наших работах представлена технология организации прикладной физической подготовки студентов педагогических вузов с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. В соответствии с этой технологией были изучены и рассмотрены те качества, которые востребованы в профессиональной деятельности педагогов. Такие качества можно формировать на занятиях по физической культуре. Все… Читать ещё >

Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аннотация

Современное профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов, обладающих высокой конкурентоспособностью с устойчиво сформированными компетенциями. В представленной работе показаны возможности физической культуры в формировании коммуникативной компетенции студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагогическое общение, невербальные средства общения, физическая культура.

Необходимость формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогических вузов возникла уже давно, но возможность формирования ее с помощью средств невербального общения рассматривается довольно редко, тем более с помощью физического воспитания. Мы считаем это большой ошибкой.

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает обновление содержания образования, внедрение новых педагогических технологий, создание условий для повышения креативного мышления у педагогов и студентов, создание благоприятного климата для внедрения инновационных программ. Все это должно быть ориентировано на конечный результат обучения, т. е. на приобретение определенного набора компетенций, необходимых будущему специалисту.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Без единства преподавания и воспитательной работы невозможен качественный образовательный процесс, поэтому для будущих педагогов является актуальным не только повышение психологической устойчивости, владение культурой общения, но и способность реализовывать в образовательном процессе новейшие педагогические технологии. Поэтому основным результатом профессиональной подготовки педагогов должна стать устойчиво сформированная коммуникативная компетенция, которая подразумевает владение технологиями устного и письменного общения. В педагогической деятельности общение выступает как неотъемлемая часть профессии [4].

Педагогу необходимо правильно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке общения, уметь вести процесс общения на высоком профессиональном уровне, постоянно поддерживать обратную связь в общении. Педагог должен получать значительную часть информации об истинном отношении студентов, их эмоциональном состоянии, их намерениях и желаниях не только со слов студентов, но и через мимику, жесты, взгляд, позу. Невербальные средства общения помогают в установлении взаимоотношений, во многом определяют эмоциональную атмосферу этих отношений. Поэтому, несмотря на то, что педагог не всегда придает значение невербальным аспектам, мы считаем необходимым привлечь его внимание к данной теме.

В результате теоретической разработки проблемы формирования коммуникативной компетенции нами выявлено три основных компонента данной компетенции. Коммуникативный компонент связан с выявлением специфики информационного процесса. Интерактивный компонент представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Перцептивный компонент включает в себя процесс формирования образа другого человека.

Общение это процесс порождаемый «условиями непосредственной коллективности» и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств [1]. Невербальное общение — это передача информации другому человеку без использования речи с помощью мимики, жестов, взглядов и т. д. Невербальная коммуникация играет огромную роль в человеческом общении, она ориентируется на подсознательный уровень психики человека и является основным средством обратной связи во взаимодействии партнеров по общению. невербальное общение физическое воспитание Мы рассматриваем изучение невербального общения на занятиях по физическому воспитанию как возможность сформировать коммуникативную компетенцию у будущих педагогов.

В предыдущих наших работах представлена технология организации прикладной физической подготовки студентов педагогических вузов с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности [2]. В соответствии с этой технологией были изучены и рассмотрены те качества, которые востребованы в профессиональной деятельности педагогов. Такие качества можно формировать на занятиях по физической культуре. Все это позволило заключить, что спортивные игры являются прикладными видами спорта для студентов педагогических вузов. Новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт выделил в дисциплине «Физическая культура» прикладную физическую культуру как отдельный элемент.

Спортивные игры имеют ряд характерных признаков, отличающих их от других средств физического воспитания студентов.

В игровых действиях происходят сложно-координированные взаимодействия между игроками при повышенном эмоциональном фоне, когда быстро меняются условия деятельности, где ярко выражен дух соперничества. Игроки должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них качества отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям [3].

На занятиях по физической культуре, где чаще всего вербальное общение сведено к минимуму, невербальные средства общения находят наибольшее применение в качестве быстрого и экономичного способа решения учебных задач.

В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие важных профессиональных качеств. Другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение [4]. Поэтому формирование коммуникативной компетенции на занятиях по физической культуре поможет реализоваться ей и в профессиональной сфере.

Исследования Ю. Л. Ханина показали, что овладение коммуникативными умениями и навыками в спортивных играх зависит от постоянного опыта взаимодействия с партнерами в ситуациях вынужденного общения, что способствует формированию навыков эффективного межличностного восприятия и познания других людей, умения устанавливать с ними контакт и поддерживать необходимые для успешной деятельности отношения [5].

Будущему педагогу необходимо знать психологические и педагогические закономерности процесса невербального общения, понимать влияние невербальных средств общения на учебный процесс, где чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты преподавателя.

Будущий педагог должен планировать процесс невербального общения в ходе учебных занятий, уметь разрабатывать приемы невербального поведения и адекватно анализировать собственное поведение и невербальное поведение студентов.

Для этого педагог должен владеть знаниями, практическими умениями и навыками невербального общения и правильно их использовать.

В отличие от обычных межличностных контактов студентов общение на занятиях по физической культуре представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в ходе которых игрок независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные невербальные коммуникативные связи с партнерами. Занимающийся должен привлечь внимание партнеров, обозначить комбинацию, которую необходимо разыграть в данной ситуации, подтвердить свою готовность к какому-либо действию, сообщить о предполагаемых действиях, адекватно оценить действия партнера.

Изучая невербальные средства общения на занятиях по физической культуре, мы способствуем формированию основных представлений об информационном, интерактивном и перцептивном компонентах невербального общения. Эти знания помогут будущим педагогам в регулировании взаимоотношений, установлении контактов с учащимися, что во многом определяет эмоциональную атмосферу и более полное усвоение учебного материала на занятиях.

Таким образом, средства невербального общения, целенаправленно используемые на занятиях по физической культуре, будут способствовать эффективному формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов.

  • 1. Леонтьев А. А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  • 2. Ольховская Е. Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Е. Б. Ольховская, Т.А. Сапегина// Педагогический журнал Башкортостана. -2011. № 6 (37).- С.57−64.
  • 3. Ольховская Е. Б. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: моногр. — Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008 г. — 103 с.
  • 4. Сапегина Т. А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов / Т. А. Сапегина // Сборник материалов и докладов Международной конференции «Социально-профессиональная мобильность в XXI веке» под ред. Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С. 260−264.
  • 5. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой