Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проведение опытно-экспериментального исследования по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, в начале эксперимента у детей 3−4 лет преобладает низкий уровень развития мелкой моторики. У большинства детей не развиты координация, синхронность, гибкость движений кисти и пальцев рук, детям трудно менять положения пальцев и выполнять движения по образцу, у них движения мелкой моторики недостаточно автоматизированы. Это говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы… Читать ещё >

Проведение опытно-экспериментального исследования по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По результатам проведения констатирующего эксперимента были получены результаты по каждому из трех критериев и по общему уровню развития мелкой моторики рук детей 3−4 лет, которые зафиксированы в протоколах диагностики (Приложение 17 и Приложение 18). Проведя анализ полученных результатов, определяем исходный уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук детей экспериментальной группы (Таблица 4 Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента) и контрольной группы (Таблица 5 Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента).

Таблица 4.

Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента.

Уровень развития.

Координация.

Гибкость.

Автоматизированность.

Общий уровень развития мелкой моторики рук,.

%.

Высокий уровень.

  • 33%
  • (10 человек)
  • 44%
  • (10 человек)

8%.

(2 человека).

  • 4%
  • (4 человека)

Средний уровень.

  • 42%
  • (7 человек)
  • 44%
  • (10 человек)

44%.

(10 человек).

  • 71%
  • (8 человек)

Низкий уровень.

  • 25%
  • (5 человек)
  • 12%
  • (3 человека)
  • 42%
  • (11 человек)
  • 25%
  • (9 человек)

Таблица 5.

Исходный уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.

Уровень развития.

Координация.

Гибкость.

Автоматизированность.

Общий уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень.

  • 38%
  • (8 человек)
  • 33%
  • (7 человек)
  • 14%
  • (3 человека)
  • 19%
  • (4 человека)

Средний уровень.

  • 33%
  • (7 человек)
  • 43%
  • (9 человек)
  • 48%
  • (10 человек)
  • 38%
  • (8 человек)

Низкий уровень.

  • 29%
  • (6 человек)
  • 24%
  • (5 человек)
  • 38%
  • (8 человек)
  • 43%
  • (9 человек)

Проанализировав полученные данные, узнаем, что низкий уровень координации мелкой моторики рук имеют 33% (8 детей), гибкости мелкой моторики — 12,5% (3 ребенка), автоматизированности мелкой моторики — 42% (10 детей), а общий уровень развития мелкой моторики рук — 25% (8детей). Высокий же уровень развития мелкой моторики рук выявлен только у одного ребенка, что составило 4% от общего количества детей. Большинство детей обладают средним уровнем развития мелкой моторики рук — 71%. Следует отметить, что особенно низкий уровень выявлен по такому критерию развития мелкой моторики рук, как автоматизированность. Также большинство детей — 58% обладают средним уровнем развития гибкости пальцев рук. Дети с этим уровнем, выполняя пальчиковую игру «Ловкие пальчики», не смогли поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд. Это значит, что движения их пальцев нескоординированы и не синхронизированы.

Также эти дети с низким уровнем не справились с показом пальцами по образцу фигур, заданных в упражнениях «Ушки зайчика», «Коза рогатая». Фигура «Очки» получалась у всех детей, однако пальцы детей при выполнении всех трех упражнений были вялыми и не гибкими, смена движений пальцев производилась слишком медленно, другие пальцы все время «мешали» ребенку выполнять правильно упражнения.

При выполнении задания по методике «Езда по дорожке» дети с низким уровнем развития автоматизированности сделали более 3 «выездов» за пределы дорожки, у них фломастер постоянно отрывается от бумаги. Это говорит о том, что у этих детей отсутствует автоматизация движений пальцев и кисти руки, они не умеют распределять мышечную активность, движения пальцев и кисти ведущей руки у этих детей неточные.

При выполнении игры «Ловкие пальчики» 3 ребенка сделали 1−3 ошибки, не могли выдержать нужный темп — он был слишком замедленным. Это значит, что движения пальцев и кистей рук у этих детей недостаточно скоординированы и синхронны. Это означает, что у этих детей мало развита гибкость мелкой моторики, поэтому им трудно менять движения пальцев по образцу.

По сумме баллов, полученных каждым ребенком за выполнение трех диагностических заданий, был определен уровень развития мелкой моторики рук у детей. Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук представлены на Рисунке 1.

Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Рисунок 1 Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Данные, представленные на Рисунке 1, показывают, что низкий уровень развития мелкой моторики имеют 25% (6 детей). Для детей с этим уровнем характерны нескоординированные и несинхронные движения кистей и пальцев рук, которые производятся с ошибками, в слишком медленном темпе. Эти дети не справляются с заданием, не могут повторить показанные взрослым движения пальцев и кистей рук. Движения мелкой моторики рук у них не автоматизированы, дети не умеют распределять мышечную активность, движения пальцев и кистей у них не точные.

Средний уровень развития мелкой моторики имеют 71% (17 детей). Хотя эти дети выполняли предложенные им движения с интересом и увлечением, их движения недостаточно скоординированы и синхронны, они делали 1−3 ошибки, темп движений иногда нарушен, имеется общая скованность и замедленность в выполнении движений, им трудно менять движения пальцев по образцу, так как их пальцы не имеют нужной гибкости, движения пальцев и кисти ведущей руки у них недостаточно автоматизированы, дети не могут правильно распределить мышечную активность, их движения не всегда точны.

Высокий уровень развития мелкой моторики обнаружен только у одного из детей.

Итак, в начале эксперимента у детей 3−4 лет преобладает низкий уровень развития мелкой моторики. У большинства детей не развиты координация, синхронность, гибкость движений кисти и пальцев рук, детям трудно менять положения пальцев и выполнять движения по образцу, у них движения мелкой моторики недостаточно автоматизированы. Это говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, в ходе которой необходимо организовать работу с семьей для повышения уровня развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук представлены на Рисунке 2.

Результаты диагностики детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Рисунок 2 Результаты диагностики детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

После проведение констатирующего эксперимента были проведены мероприятия формирующего эксперимента в экспериментальной группе с родителями воспитанников: Родительское собрание, мастер-класс, распространение буклетов-памяток, стендовая информация, индивидуальные консультации. Также велась работа с детьми по повышению развития мелкой моторики рук детей экспериментальной группы, фотоотчет которой представлен в Приложении 19.

Затем проведены этапы контрольного эксперимента, по выявлению уровня развития мелкой моторики рук детей контрольной и экспериментальной групп.

При проведении контрольного этапа эксперимента были получены результаты по каждому из трех критериев и по общему уровню развития мелкой моторики рук детей экспериментальной и контрольной групп, которые зафиксированы в протоколах диагностики (Приложение 20 и Приложение 21).

Проанализировав полученные результаты, определяем уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук детей экспериментальной группы (Таблица 6 Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента) и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента (Таблица 7 Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента).

Таблица 6.

Уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента.

Уровень развития.

Координация.

Гибкость.

Автоматизированность.

Общий уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень.

  • 65%
  • (15 человек)
  • 70%
  • (16 человек)
  • 35%
  • (8 человек)
  • 65%
  • (15 человек)

Средний уровень.

  • 35%
  • (8 человек)
  • 30%
  • (7 человек)
  • 60%
  • (14 человек)
  • 30%
  • (7 человек)

Низкий уровень.

  • 0%
  • (0 человек)
  • 0%
  • (0 человек)
  • 5%
  • (1 человек)
  • 5%
  • (1 человек)

Таблица 7.

Исходный уровень развития координации, гибкости и автоматизированности мелкой моторики рук у детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента.

Уровень развития.

Координация.

Гибкость.

Автоматизированность.

Общий уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень.

  • 38%
  • (8 человек)
  • 33%
  • (7 человек)
  • 19%
  • (4 человека)
  • 24%
  • (5 человек)

Средний уровень.

  • 52%
  • (11 человек)
  • 43%
  • (9 человек)
  • 52%
  • (11 человек)
  • 43%
  • (9 человек)

Низкий уровень.

  • 10%
  • (2 человека)
  • 24%
  • (5 человек)
  • 29%
  • (6 человек)
  • 33%
  • (7 человек)
Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Рисунок 3 Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Результаты диагностики детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Рисунок 4 Результаты диагностики детей контрольной группы на этапе контрольного эксперимента по показателям развития мелкой моторики рук, в %.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой