Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология информационной подготовки курсантов в условиях моделирования экстремальных ситуаций профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В условиях реформирования российского общества и его Вооруженных Сил (ВС) проблема реформирования системы военного профессионального образования (СВПО) стала общегосударственной задачей. Значение рассматриваемой проблемы заключается в обеспечении надежности функционирования военно-технических систем. Современные сложные наукоемкие технические средства и эксплуатирующий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
    • 1. 1. Содержание информационной подготовки курсантов в военном вузе
    • 1. 2. Условия формирования информационной подготовки курсантов в вузе
    • 1. 3. Обоснование принципов коммуникационного обучения курсантов в военном вузе
    • 1. 4. Активизация познавательной деятельности курсантов на основе проблемного метода обучения
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Проектирование технологии информационной подготовки в военном вузе
    • 2. 2. Формализация процесса информационной подготовки в военном вузе на основе теории дидактического программирования
    • 2. 3. Типология проблемных ситуаций, форм и уровней проблемного обучения для информационной подготовки курсантов
    • 2. 4. Модель психологии восприятия и усвоения информации курсантом
    • 2. 5. Методика непрерывного содержательного контроля уровня усвоения знаний и управления процессом обучения курсантов
    • 2. 6. Модели знаний и проблемных ситуаций
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Подготовка и проведение эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов эксперимента

Технология информационной подготовки курсантов в условиях моделирования экстремальных ситуаций профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования российского общества и его Вооруженных Сил (ВС) проблема реформирования системы военного профессионального образования (СВПО) стала общегосударственной задачей. Значение рассматриваемой проблемы заключается в обеспечении надежности функционирования военно-технических систем. Современные сложные наукоемкие технические средства и эксплуатирующий их военный персонал рассматриваются как единая система при оценке их надежности. Объектами профессиональной деятельности выпускника военного вуза ракетных войск (РВ) являются процессы управления мобильными подразделениями и мобильными военно-техническими системами РВ в мирное и военное время с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИТ) и (КТ). К видам профессиональной деятельности, которые выполняются выпускниками, относятся командно-штабная, организаторская, административно-хозяйственная, управление оружием. Реализация таких способностей требует высокого уровня профессионального образования офицерских кадров во всех классах профессий, основанного на активных методах обучения, интеграции целей деятельности с целями образования. Применение информационных технологий (ИТ) в системах управления оружием, войсками и повседневной деятельности обусловили значительное повышение объема информационных потоков и их роли в функционировании сложных военно-технических систем в условиях мирного времени и военного времени. Напряженность условий функционирования таких систем предъявляет особые требования к уровню информационной подготовки специалистов и прочности их навыков и умений в экстремальных условиях военного времени. Подготовка специалистов для эксплуатации информационных военно-технических систем требует новых образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном обучении, на активизации познавательной деятельности в условиях моделирования экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Сложность новой военной техники, информационных технологий, сокращение их жизненного цикла, динамичность изменения способов их боевого применения выдвигают требования фундаментальной информационной подготовки военных кадров и ее практической направленности. Анализ отзывов на выпускников вуза позволяет сделать вывод, что в образовательном процессе основной упор должен делаться на изучение и освоение методов и способов применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности будущих офицеров, определяемой квалификационной характеристикой военного специалиста.

Концепция технологии обучения (ТО) для профессионального образования была разработана С. Я. Батышевым, технологию обучения (педагогическую технологию) как направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов рассматривал П. И. Пидкасистый, дидактические основы технологии обучения как комплексной интегративной системы были разработаны Д. В. Чернилевским, O.K. Филатовым. В нашем исследовании мы опираемся на определение ТО, данное в работах Д. В. Чернилевского. Технология обучения — это комплексная интегративная система, имеющая: диагностируемые целевые установкимодульное представление содержания усваиваемой дисциплинымодель знаний, которая является объектом изучения и средством обучения, развития профессиональных качеств обучаемогоактивные методы обучения, ориентированные на решение учебных проблемных задач, включающих модели различных типов проблемных ситуаций военной, профессиональной деятельностиметодику непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения модуля знаний и управления дидактическим процессом обучения и усвоения путем смены дидактических свойств модуля знания или форм организации дидактического процесса усвоениядидактические средства обучения на базе коммуникационных средств, гипертекстовых технологий и наглядных зрительных образов моделей профессиональной деятельности. В области разработки методологии проектирования технологии обучения в высшей профессиональной школе работают специалисты С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, А. Вербицкий, Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов и другие. Существует много работ по организации личностно-ориентированного обучения, активизации познавательной деятельности, управлению и принятию решений в современной информационной среде (В.П. Беспалько, Е. П. Велихов, Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Э. Г. Скибицкий, Н. Ф. Талызина, Н. И. Пак, И. Г. Пчелинцева, Е. А. Ракитина и другие). В области разработки методики обучения информатике в вузах работают такие специалисты как Н. В. Макарова, А. Я. Савельев, Б. А. Сазонова, Ю. Г. Татур, В. И. Громыко и другие, однако специфика военной подготовки в этих работах не учитывается. Работы в области военной педагогики и психологии (В.В. Мачулин, В. В. Трифонов А. А Червова и другие), информатизации военного образования (О.А. Козлов, С. Панюкова) раскрывают методику обучения курсантов. Однако в этих работах не учитывают условия моделирования напряженности функционирования информационных систем и экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе и влияние этих условий на процесс усвоения знаний. Анализ диссертационных исследований, посвященных организации процесса обучения курсантов, их профессиональной подготовке (В.О. Кушев, С В. Янюк, А. Н. Янюк, К. Г. Чернобров и другие) показал, что роль личностно-юриентированного подхода к обучению курсантов в условиях военного вуза, вопросы самоопределения курсантов в направлении профессиональной деятельности остаются недостаточно разработанными.

Исходя из вышеуказанного, вытекает актуальность предлагаемого исследования.

Проблема исследования. В настоящее время, в условиях реформирования нашего общества и его ВС не все выпускники военных вузов обладают достаточным уровнем информационной подготовки, умением применять современные ИТ на практике или в условиях экстремальных ситуаций. Недостатки в профессиональной деятельности выпускников военных вузов проявляются в слабом практическом использовании информационных знаний, недостаточном уровне развития творческого мышления. Анализ опыта работ военных кафедр и существующего содержания информационной подготовки военных вузов выявил ряд противоречий, которые не нашли своего отражения в исследованиях.

Военным вузам приходится иметь дело со вчерашними школьниками, имеющими значительный разброс в качестве информационной подготовки, в уровне развития познавательных способностей и уровне психофизической устойчивости к воздействиям внешней среды.

Ограниченный срок обучения, небольшое количество часов на обучение информатике при наличии большого количества специальных предметов, а также большие психологические и физические нагрузки в ходе военных тренировок приводят к реальному сокращению времени у курсантов на информационную подготовку по сравнению со временем, заложенным в учебные программы. Происходит снижение мотивационной, когнитивной, и как следствие, информационной готовности к профессиональной деятельности.

В этих условиях имеет место несоответствие между наличием биологической закономерности функционирования психологии восприятия и усвоения информационных знаний в процессе моделирования экстремальных условий и традиционной методикой обучения, не учитывающей адаптационные процессы. Курсант участвует в военных тренировках (несение караульной службы, наряд по роте, дежурное подразделение, тактико-специальные учения, полевые выходы и так далее) и отсутствует на занятиях, в результате возникают психолого-технологические перегрузки: пропуск ООД — ориентировочной основы действий, целеопределе-ния на познавательную деятельность с модулем знаний и методологии учебной работыне участвовал в ИД — исполнительских действиях, пропуск содержания модуля знанийотрицательные результаты КД — контрольных действий, не усваивается модуль знаний после проведения тренировки вследствие снижения когнитивной способностинизкая познавательная активность и дисциплина познавательной деятельностиумения и навыки профессиональной деятельности не формируются, этот процесс подменяется знакомством с ситуациями профессиональной деятельности.

Наблюдается несоответствие между традиционной организацией учебного процесса и требованиями личностно — ориентированного обучения предоставлять курсанту время, место и методическое обеспечение для организации активной самостоятельной работы по овладению систематизированными знаниями и навыками по применению информационных технологий в военном деле, восстановлению пропущенных знаний.

Перечисленные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в поиске таких дидактических условий, форм, методов и средств, которые необходимы и достаточны для организации самостоятельной работы курсантов в ходе информационной подготовки, чтобы устранить психолого-технологические перегрузки в образовательном процессе, вызванные военными тренировками.

Проблема настоящего исследования определяется необходимостью существенного повышения качества профессиональной информационной подготовки военного специалиста, особенно в условиях моделирования экстремальных ситуаций в современной информационной среде и отсутствием работ в этой области, учитывающих специфику военного образованияисследований проблем активизации познавательной деятельности курсантов в процессе информационной подготовки с использованием технологии обучения в военных вузах не проводилось, актуальным является исследование вопросов применения проблемного метода обучения в системе ТО, разработка технологии информационной подготовки курсантов, ориентированной на самостоятельную работу курсантов над учебным материалом и решение проблемных задач.

Объект исследования. Процесс обучения информатике и информационным технологиям курсантов в системе военного профессионального образования, ориентированный на формирование профессиональных навыков применения компьютерных и коммуникационных средств в управлении мобильными подразделениями и мобильными системами оружия.

Предмет исследования. Методика обучения курсантов в процессе информационной подготовки в условиях моделирования в образовательном процессе военного вуза экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования. Научно обосновать, разработать и опытно — экспериментальным путем проверить технологию информационной подготовки курсантов, ориентированную на самостоятельную работу курсантов над учебным материалом:

— в ходе восстановления, усвоения пропущенных в результате военных тренировок, знаний;

— в ходе формирования умений и навыков применять компьютерные и коммуникационные средства в условиях моделирования экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности;

— с учетом необходимости, с одной стороны, достижения курсантом усвоения минимального содержания образования в условиях экстремальной ситуации. С другой стороны, дифференциации и углубленного изучения информатики, информационных технологий.

Гипотеза исследования. Информационная подготовка курсантов будет более эффективной в условиях моделирования экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности, и соответствовать требованиям квалификационной характеристики военного специалистакурсанты смогут усвоить в ходе самостоятельной работы над учебным материалом пропущенные в ходе военных тренировок знания по информатике и сформировать умения и навыки применения компьютерные и коммуникационные средства для решения военных профессиональных задач, если будет разработана технология обучения информатике.

Задачи исследования.

1. Проанализировать содержание базовой информационной подготовки курсантов в военном вузе, выявить ее структурные элементы, важные для будущей профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

2. Проанализировать условия формирования базовой информационной подготовки курсантов в военном вузе, выявить экстремальные ситуации, моделируемые в ходе военных тренировок, которые влияют на педагогический процесс, и обосновать систему целеопределений обучения для такого процесса.

3. Провести анализ основных тенденций развития методической системы проблемного обучения профессиональным навыкам в военном вузе, выявить типы проблемных ситуаций для моделирования в дидактическом процессе обучения информатике.

4. Обосновать принципы обучения, необходимые для организации самостоятельной работы курсантов над учебным материалом дисциплины «Информатика», в условиях применения коммуникационных технологий (сетевых технологий) и моделирования в дидактическом процессе проблемных ситуаций профессиональной деятельности управления мобильными объектами и обосновать модель знаний для реализации этих принципов.

5. Исходя из анализа структуры и содержания информационной деятельности военного специалиста, обосновать типологию проблемных ситуаций, уровней проблемного обучения для интеграции в содержание информационной подготовки курсантов в военном вузе и разработать концептуальную модель технологии информационной подготовки, ориентированную на самостоятельную работу курсантов над учебным материалом.

6. Разработать методику непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения (деятельности) и управления дидактическим процессом обучения информатике на основе гипертекстовых технологий.

7. Экспериментально проверить эффективность реализации разработанной технологии информационной подготовки в условиях моделирования экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Методологическая основа исследования. Работы в области технологии обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, Д.В. Чернилев-ский, О. К. Филатов, П. И. Пидкасистый и другие). Работы в области теории и методики использования информационных технологий для информатизации образования (А.Г. Гейн, Б. С. Гершунский, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Е. К. Хеннер и другие). Работы в области педагогики и психологии дистанционного образования (А.А. Андреев, В. А. Дятлов, Ю. И. Лобанов, В. В. Семенов, Н. И. Пак и другие). Работы в области военной педагогики и психологии (В.В. Мачулин, В. В. Трифонов и другие), информатизации военного образования (О.А. Козлов, С. В. Панюкова), работы в области проблемных методов обучения (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, Л. В. Замогильнова, М. А. Чошанов и другие).

Методы исследования:

• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, программ и проектов информатизации военного образования и гражданского образования;

• изучение и анализ условий информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений;

• математические методы моделирования и статистические методы обработки результатов исследования;

• экспертные методы принятия решения и выбора результирующей информации по результатам экспертных оценок;

• проведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследования:

• обобщение педагогического опыта, результатов эксперимента;

Этапы исследования. Исследование проводились на базе Серпуховского военного института Ракетных войск (СВИ РВ) и военных вузов города Перми (ВВКИУ РВ), Серпуховского Государственного Профессионального лицея № 55 (ГПЛ-55) в течение 1992;2000гг. и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе было выявлено состояние рассматриваемой проблемы, проводились наблюдения за учебным процессом, анализировалась психологическая и педагогическая литература, анализировалась работа преподавателей, формулировались цель, задачи, гипотеза исследования. Разрабатывались и внедрялись компьютерные технологии чтения лекций, проведения практических занятий по алгоритмизации и программированию. Поисковая деятельность на этом этапе осуществлялась на базе СВИ РВ.

На втором этапе проводились теоретические исследования, создавался концептуальный аппарат оптимизации процесса обучения информатике, разрабатывались научные подходы к управлению учебным процессом, создавались автоматизированные системы обучения, разрабатывались методические материалы. Поиск, исследования проводились на базе СВИ РВ.

На третьем этапе в соответствии с концепцией экспериментально проверялись и уточнялись учебные программы и планы по информационным технологиям, отрабатывалась методика тестирования, оценивалась эффектовность методов обучения в открытых системах типа Internet и локальных сетях, реализованных с помощью технологии программирования и гипертекстовой технологии. Отработка методик, исследования проводились на базе СВИ РВ и ГПЛ-55.

На четвертом этапе проведена экспериментальная проверка результатов исследования, обобщались полученные результаты, формировались основные выводы, осуществлялось внедрение полученных результатов в СВИ РВ.

Научная новизна исследования заключается в разработке:

1. Технологии активного обучения информатике на основе метода анализа конкретных ситуаций.

2. Методики непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения информационного модуля знаний с учетом дифференциации курсантов.

3. Системы дидактического управления процессом усвоения модуля знаний в рамках этой методики.

4. Методики формирования гипертекстовой модели проблемной ситуации в информационном модуле знания.

Теоретическая значимость исследования определяется:

1. Методическим, психолого-педагогическим и дидактическим обоснованием технологии информационной подготовки в условиях моделирования экстремальных ситуаций в системе военного профессионального образования.

2. Обоснованием структуры и дифференциации содержания основных типов проблемных ситуаций как компонентов проблемных форм обучения для технологии активного обучения информатике, информационным технологиям.

3. Психолого — педагогическим и дидактическим обоснованием принципов непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения информационного модуля знания для активного метода обучения, ориентированного на самостоятельную работу курсантов над учебным материалом.

4. Экспериментально подтверждена гипотеза о применимости гипертекстовых технологий для управления процессом усвоения с помощью дидактических свойств модуля.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработан учебный программно-методический комплекс (компьютерный учебник) по информатике на базе гипертекстовых и мультимедиа-технологий.

2. Результаты исследования реализованы в серии учебных занятий по дисциплине информатика в корпоративной сети военного института.

3. Разработана серия учебных пособий по проблемной информационной подготовке курсантов, которая используется в учебном процессе.

4. Разработаны и используются в практике учебного процесса в учебных группах курсантов военного института методические разработки по преподаванию информатики, по организации самостоятельной работы над учебным материалом.

5. Установлен состав образовательных модулей, использующих проблемные формы обучения, разработаны гипертекстовые модели и программные реализации этих модулей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработаны психолого-педагогические основы внедрения концепции «технологии обучения» в информационную подготовку военного вуза.

2. Установлено, что обучение курсантов информатике, информационным технологиям, в условиях моделирования экстремальных ситуаций (суточный наряд по роте, караул и другие наряды на службу) будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза, должно совершенствоваться путем внедрения технологии активного обучения (ТАО). Для активизации и развития познавательных способностей курсанта надо применять метод анализа проблемных ситуаций, элементы проблемного обучения.

3. Показано, что проблемный метод обучения в военном вузе реализуется через применение проблемных ситуаций, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Обоснована типология таких ситуаций (ситуация выбора, неопределенности, нехватки знаний) для моделирования на их основе проблемных задач в информатике.

4. Обосновано применение ТАО с ориентацией на самостоятельную работу курсантов над модулями учебного материала в корпоративных сетях военного назначения, которые обеспечивают коммуникационные услуги между мобильными подразделениями войск и управление мобильными военно-техническими системами.

5. Выявлены дидактические основы для организации непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения модуля знаний в соответствии с це-леопределением каждого шага обучаемого, с учетом дифференциации курсантов, на основе гипертекстовых технологий.

6. Разработана вероятностная математическая модель активного обучения, которая позволит эффективно организовать управление процессом обучения. Показано, что контроль уровня усвоения следует проводить непрерывно, в ходе изучения каждого элемента знания конкретного модуля знания, в этом случае можно снять ограничения на время обучения. Контроль можно эффективно проводить, используя семантическую модель знаний. В ходе контроля проверяются семантические связи элементов знаний в структурно-логической схеме модуля. Обоснованы дидактические приемы управления познавательным процессом с помощью смены проблемных ситуаций, смены дидактических свойств модуля знания (текстовое, визуально-динамическое или звуковое предъявление элементов).

7. Экспериментально доказано, что развитие самостоятельности и творческого мышления у курсантов может быть обеспечено за счет развития навыков ассоциативного мышления. Для проблемного обучения ассоциативные связи моделируются с помощью гипертекстовых технологий, которые определяют структурно-логическую схему модуля знаний в виде гипертекстовых ссылок.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается сопоставлением этих результатов с результатами современных психолого-педагогических и методических исследований, апробацией всех материалов в реальном учебном процессе военного вуза.

Апробация результатов работы. Материалы исследований внедрены в учебный процесс Серпуховского ВИ РВ по курсу «Информатика», представлялись на конференциях:

2-ой Всеармейской научно-методической конференции «Проблемы внедрения новых информационных технологий в жизнедеятельность военного вуза», Тамбовский ВАИИ, 2000 г.;

Межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем», Серпуховской ВИ РВ, 1999;2001 г.- ежегодной научной конференции «Информатизация образования'2001», Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург.

Докладывались и обсуждались на:

— научно — методических заседаниях кафедры информатики и информационных технологий в системе управления Серпуховского военного института Ракетных войск (1999;2001 г.);

— научно — методических семинарах Государственного профессионального Лицея № 55 г. Серпухова (1995;1998);

— научных семинарах Института повышения квалификации Среднего профессионального образования (1997);

— заседаниях ученого совета ИИО РАО (1999;2000).

Результаты исследований и материалы диссертации отражены также в публикациях сборников методических материалов по разработке тестовых заданий и методик их применения для Государственного профессионального лицея № 55 города Серпухова, Департамента образования Московской области Министерства общего и профессионального образования, печатались в журнале «Среднее профессиональное образование».

Внедрение результатов исследований осуществлялось путем создания и публикации учебных пособий в Серпуховском ВИ РВ, разработкой и применением автоматизированных систем обучения в Серпуховском ВИ РВ, Пермском ВВКИУ РВ, Государственном профессиональном лицее № 55 г. Серпухова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование представлено в виде целостной системы, не противоречащей современному представлению о новых информационных технологиях обучения. Поставленные задачи исследования подтверждены экспериментальными данными. Теоретический анализ и практическое внедрение результатов исследований находятся в логическом единстве.

Предложенная схема исследования позволяет пройти технологический цикл разработки педагогической технологии от постановки проблемы до внедрения результатов в практическую деятельность, преследующую цель подготовки военного профессионала.

Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. На основании анализа существующих технологий обучения и психолого-педагогических особенностей организации образовательного процесса в военном вузе обоснована и предложена технология информационной подготовки курсантов военного вуза в условиях моделирования в образовательном процессе экстремальных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

2. Показана роль дисциплины «Информатика» в формировании содержания информационной подготовки и установлено влияние модульного представления содержания на формируемые военно-профессиональные качества специалиста в экстремальных условиях.

3. Обосновано использование в технологии обучения активных методов обучения, ориентированных на решение учебных проблемных задач, включающих модели различных типов проблемных ситуаций военной профессиональной деятельности, и самостоятельную работу курсанта над учебным материалом в военных корпоративных сетях.

4. Проведен анализ конкретных проблемных ситуаций военной профессиональной деятельности, сформулированы требования к содержанию учебных проблемных ситуаций и обоснована типология таких ситуаций для моделирования на их основе проблемных учебных задач по информатике.

5. Обоснованы дидактические условия применение семантической модели знаний для описания содержания модулей знаний и проблемных ситуаций как наиболее адекватной содержанию процесса мышления в экстремальных ситуациях. В этом случае знания выступают и как объект познания и как средства обучения. Разработаны семантические модели проблемных ситуаций (выбора, неопределенности, нехватки знаний).

6. Обоснована система диагностируемых целеопределений на каждом шаге отработки структурно-логической схемы модуля знания в условиях моделирования экстремальных ситуаций, которая предусматривает постановку цели непрерывного контроля уровня психофизиологического и интеллектуального состояния обучаемого и его уровня усвоения знания.

7. Разработана вероятностная математическая модель обучения курсантов в системе ТО военного вуза, которая содержит обоснованные и разработанные дидактические приемы расчета вероятности усвоения знаний и управления познавательным процессом с помощью смены проблемных ситуаций, смены дидактических свойств модуля знания (текстовое, визуально-динамическое или звуковое предъявление элементов) по результатам контроля уровня усвоения знаний.

8. Сформированы условия применения, разработана и внедрена в практику система непрерывного, содержательного контроля уровня усвоения модуля знаний на основе гипертекстовых технологий и управления процессом усвоения на основе смены дидактических свойств модуля знаний и учебных проблемных ситуаций. В ходе контроля проверяются семантические связи элементов знаний в структурно-логической схеме модуля.

9. Разработан с помощью инструментальной оболочки HyperMetod (среды для разработки гипермедиа приложений) учебный программный комплекс, реализующий принципы технологии информационной подготовки на примере дисциплины «Информатика». Данный комплекс с помощью технологии гипертекстовых ссылок позволяет реализовать семантические связи между элементами знаний и контролировать содержательные и структурнологические элементы семантической модели знаний, и по результатам контроля менять дидактические свойства модуля знания с помощью средств мультимедиа.

10. Проведена экспериментальная проверка разработанных методических положений и учебного программного комплекса.

11. Экспериментально доказано, что развитие самостоятельности и творческого мышления у курсантов может быть обеспечено за счет развития навыков ассоциативного мышления. Для проблемного обучения ассоциативные связи моделируются с помощью гипертекстовых технологий, которые определяют структурно-логическую схему модуля знаний в виде гипертекстовых ссылок.

Разработанные в ходе исследования материалы могут быть использованы в военно-учебных заведения МО и в других вузах, где моделируются экстремальные условия обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 182 с.
  2. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 382 с.
  3. В.Г., Погожев Ю. М., Поляков В. П., Сильченко С. И. Концепция информатизации вузов Ракетных войск стратегического назначения. -М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 20с.
  4. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: Институт общего среднего образования РАО, 1999.
  5. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. — 159 с.
  6. Энциклопедия профессионального образования./Научный ред. академик РАО С. Я. Батышев М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1998, 1999.
  7. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО С.Я. Баты-шева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  8. . Методы оптимизации. Вводный курс: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1988. — 127 с.
  9. . Основы линейного программирования. Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1989. 174 с.
  10. В., Михалькевич В. Интегрированная система многоуровневого высшего технического образования//Высшее образование России, 1996, № 2. С. 34−40.
  11. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 29 с.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М. Высшая школа, 1989. с. 141
  13. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: 1995.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  15. С. А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика, 1993, № 2.
  16. .В., Сокорева С. И., Шеметков JI.A., Харламов И. Ф. Вузовское обучение. Проблемы активизации. / Под ред. Б.В. Боку-тя, И. Ф. Харламова. Минск: «Университетское», 1989. — 108 с.
  17. Ю.С., Балабай С. В. Технология мультимедиа в обучении студентов гуманитарных специальностей университетов // Педагогическая информатика, 1998, № 2.
  18. В.А. Технология работы учителя-мастера. Рига, 1995
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  20. Вербицкий А. А Тесрия контекстного обучения как основа педагогических технологий: В системе проф.-техн. образова-ния.//Среднее профессиональное образование, 1998, № 1. с. 2434.
  21. Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения на примере изучения системы автоматизированного проектирования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Москва. 2000.
  22. Л.Ф., Козлов О. А. Что дает учебный язык с русской лексикой//Информатика и образование, 1988, № 4. С. 120−125
  23. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.
  24. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  25. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Информатика». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 24 с.
  26. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 30 с
  27. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Управление и информатика в технических системах». М.: Госкомвуз РФ, 1996. -28 с.
  28. В.В., Филинов Н. В. Анализ проблемных ситуаций как метода интеграции образования и выработки профессиональныхнавыков // Развитие университетов в условиях рыночной экономики, — М., 1994.-С. 28−42.
  29. В.В., Голубев Ю. Н., Иванов А. А., Корольков Ю. М., Перминов В. Г., Соколов Ю. В. Программа информатизации Вооруженных Сил России. (Проблемы информатизации: основные положения). М.: НИИ ВШ, 1992. № 5. — С. 3−5
  30. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  31. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 191с.
  32. В.Т. Определение содержания подготовки специали-стов//Научные основы определения содержания подготовки специалистов. Разработка интенсивных дидактических систем (Научно-методические материалы). М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1981.-49 с.
  33. Дистанционное профессиональное обучение: технологии, организация, перспектива: Учебное пособие. / Под ред. В. А Дятлова -М.: Academ А, 1998. 160с.
  34. Дьяконов В П. Популярная энциклопедия мультимедиа. М.: ABF, 1996.-416 с.
  35. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
  36. В.Н. Алгоритмические методы решения задач оптимального планирования и управления. М.: МО, 1986. — 329 с.
  37. Н. Элементарный курс педагогической психологии. М.: Высшая школа, 1992.
  38. Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997, 768 с.
  39. Ю.П., Озерский Л. И. Информационные сети как перспектива автоматизации процессов управления войсками/Военная мысль, 1997, № 2, С. 54−58
  40. А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Ижевск, 1996. 22 с.
  41. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: МГУ, 1974. — 182с.
  42. Е.Е., Котов Н. М. Гипертекстовые технологии в образовании./Информационные технологии и образование. М.: И Н ИОН РАН, 1996, с. 50.
  43. Клинберг J1. Проблемы теории обучения. М.: 1984, 176 с.
  44. Концепция информатизации образования//Информатика и образование, 1990, № 1.
  45. Концепция развития системы военного образования Вооруженных Сил РФ. М.: УД МО РФ, 1993. — 19 с.
  46. О.А. Реализация требований государственного образовательного стандарта в области информатики в системе военно-профессионального образования / Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», 1997, № 1.-е. 42−50.
  47. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. Монография.-М.: МО, 1999.-328 с.
  48. О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе. / Информационные технологии в проектировании и производстве: науч. техн. журн. ГУП «ВИМИ», 2001. № 1. с. 1 -72.
  49. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента-ции./Ответственный редактор А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. -318 с.
  50. Г. Е. Совершенствование методики построения содержания управленческой подготовки студентов в системе гражданских вузов: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Серпухов, СВИ РВ, 2000.
  51. Крылова Е С. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании //Информатика и образование, 1996, № 1, с. 13−19
  52. Ларионов В Н. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы.//Педагогическая информатика, 1993, № 1,-с. 72−88.
  53. Лернер И. Я Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -69 с.
  54. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-95 с.
  55. М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: 1998.
  56. А.А. Теоретические основы создания и применения технологии обучения физике. М.: Прометей, 1999.
  57. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. М.: УД МО РФ, 1995.- 13 с
  58. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 191 с.
  59. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования.// Научн. рукв. Компл. прогр. Академик РАО, д.техн.н., профессор Манушин Э. А., д.п.н., профессор Роберт И. В., Отчет по НИР и НИОКР. М. ИИО РАО, 2000. -143 с.
  60. Теоретические основы автоматизированных систем обучения / Под ред. В. В Мачулина. М.: МО, 1989.
  61. В.В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы деятельностного подхода к подготовке кадров. М. В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 56 с.
  62. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. -М.: «Знание», 1975.
  63. М.И. Проблемное обучение: Монография. М.: «Педагогика», 1975.
  64. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П. Р. Атутова. М.: «Педагогика», 1985 г., 240 с
  65. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. М.: УД МО РФ, 1995. — 13 с.
  66. Ю. Ф, Разработка теоретических основ и методик для создания автоматизированных систем интенсификации обучения // В отчете по НИР «Обучение-3», Серпухов, СВВКИУ РВ, 1985, с.25
  67. Ю.Ф. Методика и результаты использования КУВТ в организации учебного процесса/Материалы 9-ой научно-технической конференции «Совершенствование, компьютеризация, внедрение передовых методов обучения». Серпухов, СВВКИУРВ, 1987 — с.31−35.
  68. Ю.Ф. Применение экспертных систем для решения задач распределенной обработки данных/Отчет по НИР «Баскет-4», шифр ЗХС 9 001Р, — М.: НИИ-4 МО, 1990. 10 е.
  69. Ю. Ф. Методика и результаты использования комплексов учебной вычислительной техники в организации учебного процесса // В отчете по НИР «Обучение 5″, Серпухов, -СВВКИУРВ, 1990, с. 10
  70. Ю. Ф. Основы устройства и применения ЭВМ, часть 1: Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы курсантов при подготовке к практическим занятиям, Серпухов, — СВВКИУ РВ, 1992, — cl-155
  71. Ю.Ф. Элементы языка программирования ПЛ-1. Учебное пособие. Серпухов: СВВКИУ РВ, 1992, — 100 с
  72. Ю.Ф. Работа с файлами в СВМ.: Учебно-методическое пособие. Серпухов: СВВКИУ РВ, 1993, — 49 с
  73. Ю. Ф. Основы устройства и применения ЭВМ, часть 2: Учебно-методические пособия. Серпухов, СВВКИУ РВ, 1996, -с. 1−98
  74. Ю. Ф. Основы устройства и применения ЭВМ, часть 3: Учебно-методические пособия. Серпухов, СВВКИУ РВ, 1997, -с.1−109
  75. Ю.Ф. Использование концепции баз данных типа „Paradox“ для создания автоматизированных обучающих систем/Отчет по НИР „Гранит“ М.: МО, академия Петра Великого, 1997. — с.356−360.
  76. Ю.Ф. и др. Решение задач на ЭВМ: Учебное пособие. Серпухов, СВВКИУ РВ, 1998, — cl-106.
  77. Ю.Ф. и др. Информатика, часть 3, „Информационные технологии на сетях ЭВМ“: Учебно-методическое пособие, -СВИРВ, 2000,-cl-103
  78. Ю. Ф., Козлов О. А Математическая модель проблемного метода обучения в системе дистанционного образования // Материалы 2-ой Всеармейской научно
  79. Материалы 2-ой Всеармейской научно-методической конференции „Проблемы внедрения новых информационных технологий в жизнедеятельности военного вуза“, Тамбов, ВАИИ, 2000, — 272с
  80. Ю.Ф., Зеленов Б. А. Реализация проблемного метода обучения на занятиях по юридической информатике//Среднее профессиональное образование, № 1, 2001, с. 5−10.
  81. Ю.Ф., Мусийко И. А. Методика проведения деловой компьютерной игры „Принятие управленческих решений“ /приложение к журналу „Среднее профессиональное образование“ № 1, 2001, с. 120 129.
  82. И.В., Козлов О. А., Михайлов Ю. Ф. и др. Отчет о выполнении НИР и НИОКР по Комплексной программе „Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования“ за 1999 г. М.: ИИО РАО, 2001.- 192 с.
  83. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. /Холдинг Д., Голдстейн Н., Эбертс Р. и др. (Часть 2. Профессиональное обучение и отбор операторов). -М.: Мир, 1991. 302 с.
  84. Г. В., Крутий И. А. Анализ условий эффективного использования видеолекций в учебном процессе.//Дистанционное и виртуальное обучение, 2000, № 1. с. 14−16.
  85. Р., Майер Р. Э. Когнитивные принципы мультимедийного обучения: роль принципов модальности и совместимо-сти.//Дистанционное и виртуальное обучение, 1999, № 12 —с. 1819.
  86. В.П., Тихомиров В. П., Хрусталев ЕЮ. Гипертексты в экономике Москва „Финансы и статистика “, 1997.
  87. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  88. Мультимедиа/Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. 272 с.
  89. Г. Е. Проектирование технологии обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. Иваново: ИПКиППК, 2001. — 124 с.
  90. Т.С., Шаповаленко B.C. Экстремальная ситуация как обучающая модель.//"Педагогика». 1999. — № 6. — с.32−39.
  91. Л., Семушина Л. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1989.
  92. ПО.Околелов О. Л. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения.//Педагогика, 1999, № 6. с. 50−57.
  93. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. М.: Военный университет, 1995. — 101с.
  94. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2000.
  95. Пак Н.И. О нелинейных технологиях обучения/Информатика и образование, 1997, № 5 с. 11 -13.
  96. С.В. Концепция реализации личностью ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.-120 с.
  97. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении, М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998 — 225с.
  98. Педагогика / Под ред. д-ра пед. наук П. И. Пидкасистого. М.: Российское пед. агенство, 1996.
  99. В.А. Проблемы развития системы военного образования в РВСН//Информационный сборник РВСН № 2. М.: МО РФ, 1994. -с. 4−18
  100. В.А. Формирование государственного заказа на подготовку офицерских кадров в РВСН и его реализация в учебных планах и программах. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. -110с
  101. Д. Как решать задачу. М.: Высшая школа, 1959. — с.24
  102. И.Г. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Омск, ГПУ, 2000.
  103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы по-выш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  104. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — 366с.
  105. В.П. Теория и технология использования средств формализации для информационного моделирования учебного материала. Диссертация доктора педагогических наук. Москва -2000.
  106. Информационные технологии и образование./ Отв. редактор выпуска Ракитов А. И. М.: ИНИОН РАН, 1996. — 135 с.
  107. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  108. И.В. Виртуальная реальность //Информатика и образование № 5, 1993 с. 53−56.
  109. Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием: Автореф. дисс. на соиск уч. степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 19с.
  110. Румшинский JI.3. Математическая обрабртка результатов эксперимента: Справочное руководство. -М.: «Наука», 1971. 170 с.
  111. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования//Высшее образование в России, 1994, № 2, С. 3038.
  112. А.Н., Мдиранадзе В. Ю., Уткин В. Б. Предмет и задачи военной информатики/Сб. «Компьютерные технологии обучения в академии: Научно-методические материалы», вып. XXXVIII. -М.: ВА. им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. С. 28−33.
  113. Свиридов А. П Основы статистической теории обучения и контроля знаний. Москва «Высшая школа», 1996, — 145 с.
  114. A.M. и др. Единый итерационный процесс совместной количественной оценки трудностей заданий и уровней подготовленности тестируемых / Тезисы докладов Всероссийской научно практической конференции «Развитие системы тестирования в России». М. 1999.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  116. А., Анштейн В. К вопросу о принципах техноло-гий.//Высшее образование в России, 1995, № 2.
  117. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.
  118. И. В. Концептуальная модель обучения практико -ориентированных учащихся в условиях интернет образования. Автор, дисс. на соиск. учен. степ, д.п.н. — Санкт-Петербург: РГПУ, 2000. с. 42.
  119. А.С., Козлов О. А. Проблемы военного образования при переходе России к информационному обществу //бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». 1998 г. № 1−2. с.80−83.
  120. Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения / Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Новосибирск: НИПК и ПРО, 1999. — 137 е.
  121. В.В. Методика совершенствования содержания обучения информатике курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Автор. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Серпухов, СВИ РВ, 2000.
  122. В.А. Доминанта деятельности//Народное образование, — 1997 -№ 9, — с.41−42
  123. А.А. Проблемы психологии памяти М.: Просвещение. 1966. — с.168−170.
  124. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. М.: Изд-во МФТИ, 1998. — 352 с
  125. С.П. Состояние проблемы и пути совершенствования системы подготовки офицерских кадров в ввузах/Информационный бюллетень Серпуховского ВВКИУ РВ, 1994, № 78.-18 с.
  126. С.П. Постановка и формализация задач определения целей подготовки специалиста/В сб. докладов 2-й международной конференции «Математика, компьютеризация, образование». -М., 1996. С. 88−90.
  127. Талызина Н. Ф Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ. 1969. 131 с.
  128. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратовский университет: 1987.-174 с.
  129. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста/В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехническом музее. М.: Знание, 1986.-74 с
  130. Л.Я., Панов В. П., Майоркин С. Г. Управление обучением с помощью ЭВМ. Ленинград: ЛГУ, 1981. — 168 с.
  131. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда предпосылки, принципы, организация -Москва, 1999, — 207с.
  132. Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе: Пер. с англ. М.: Информатика и образование, 1999. — 308 с.
  133. В.В. Теория и практика проблемного обучения в вузе. Методическое пособие. М.: МО, ВА им Ф. Э. Дзержинского, 1989. — 139с.
  134. В.В. Текущий контроль в обучении. М.: МО, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.
  135. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение: Научно-методические материалы. М.: ВА им. Дзержинского, 1993.
  136. Труды Центра тестирования. Вып.1. Mill У М.: Прометей, 1999. — 121 с.
  137. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов./ Под ред. В. П. Трусова. Ленинград: ЛГУ, 1989, 155 с.
  138. Л. Вузовский учебник сегодня и завтра //Высшее образование в России, № 1, 1998.
  139. А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе.//Педагогическая информатика, 1993, № 1. с.12−21.
  140. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  141. Ушаков Г. А Психолого-педагогические основы проблемного обучения в вузе / Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. Саранск, 1993.- с. 100 104.
  142. P.P. Метамодель обучения информатике. Санкт -Петербург: 2000.
  143. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Издательство ТОО «Мираж», 1997.-213 С.
  144. O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения.//Информатика и образование, 1999, № 2.-с. 2−7.
  145. Педагогика/Под ред. Харламова И. Ф. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  146. Информатика/А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К. Хеннера. -М.: 1999. 816 с.
  147. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 21 с.
  148. М., Савельев Б. Методические рекомендации по разработке тестов для комплексной проверки подготовленности студентов в вузе. М.: 1995.
  149. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./Под ред. Д. В. Чернилевского. М.- Экспедитор, 1996. 288 с.
  150. Д.В. Технология обучения в средней специальной школе. Киев: 1990.
  151. К.Г. Информационная война и информационная подготовка // Армейский сборник № 3.-М.: 1999, с.47−49.
  152. К.Г. Преподавание информатики в военном командном вузе применительно к современным задачам военного дела: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: 2000.
  153. В.Д. Проблемы профессиональных способно-стей//Психологический журнал. 1982 — № 5. — с. 72−89 174.1Пикунов С. А., Феньев К. В. Визуальное обучение компьютерному моделированию//Информатика и образование. 1997.- № 5.
  154. А.В. Методические основы внедрения телекоммуникационных технологий в обучение информатике в средней школе: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: ИОСО РАО, 2000.
  155. А.Н. Личностно-ориентированное обучение как условие раннего профессионального самоопределения будущих офицеров. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Нижний Новгород: Волжский ГИПИ, 2001. 174 с.
  156. И.С. Развивающее обучение. М.: 1979.
  157. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986.
  158. A.M. Использование методического комплекса по базам данных на основе INTRANET технологий в системе подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: ИОСО РАО, 2000.
  159. В.В. и др. Компьютерные технологии и дистанционное обучение. М.: 1997. — 64 с. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования./НИИВО- Вып. 12).
  160. В.В. и др. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении. М.: 1999. — 68 с. — (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования./НИИВО- Вып. 3).
  161. HyperMethod (НМ Workbench, Tutorial, LinksAssistant, BrowserAs-sistant) версия 2.5/Среда разработки гипермедиа приложений. -Санкт-Петербург, 1996.
Заполнить форму текущей работой