Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая зрелость. «Кармен» и «Зажгите звезды!»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спектакль был очень сложен по содержащимся в нем темам, и, несомненно, критика не обошла его стороной. Главные упреки были связаны с тем, что внешняя, зрелищная сторона балета порой заслоняла хореографию. Но даже резко настроенные по отношению к постановке критики, утверждая, что «нужно дождаться финала, чтобы оценить эту яркую фреску», затем признавали, что «в спектакле имеется ряд хорошо… Читать ещё >

Творческая зрелость. «Кармен» и «Зажгите звезды!» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Один из самых знаменитых балетов Пети, принесший ему грандиозный успех, — «Кармен», работу над которым он начал в 1948 году перед гастролями в Англию. «Кармен» увидела свет в лондонском театре Приниа 21 февраля 1949 года.

Балетмейстеру пришлось сделать серьезные купюры и перестановки в партитуре Жоржа Бизе. На афише значилось, что балет поставлен по либретто Мельяка и Галеви, которое положено в основу оперы. Но в действительности Пети внес серьезные коррективы уже в сценарий. Он не только сконцентрировал действие вокруг фигур Кармен и Хосе, отказался от побочных персонажей — Цуниги, Микаэлы, Моралеса, но и игнорировал принадлежность Хосе к миру казарм, ввел новую картину — в комнате Кармен и переосмыслил эпизод с контрабандистами, а вместе с тем и суть переживаемой Хосе драмы. Пети спорит с романтической трактовкой «Кармен», достаточно укоренившейся на оперной сцене. Ему важна оборотная сторона медали: раскрепощение личности, руководствующейся исключительно своими желаниями, ведет к индивидуализму, к распаду связей между людьми.

Жанр балета — трагедия. Это подчеркнуто в замечательных декорациях Антонио Клаве. В первой картине, изображающей улицу возле табачной фабрики, — составленные как попало стремянки, развешанные для просушки юбки и простыни. В таверне Лиллас Пастья — серая стена с нарисованными на ней человеческими фигурами, висящая лампа в жестяном колпаке, номера наверху, куда ведет ветхая лестница и масса небрежно разбросанных стульев. По ходу спектакля стулья будут вовлечены в действие.

Действие начинается с яростной драки между работницами — ее затевает Кармен. Для Рене Жанмер роль Кармен стала апогеем карьеры. До этого спектакля она была мало известна. В образе Кармен продумано было все, вплоть до прически — для этой роли Жанмер отстригла волосы по плечи. Костюм ее представлял собой тугой черный корсаж с коротким воланом, заменяющим юбку, и зеленоватую кофту с бахромой из помпонов. В отличие от переменчивой Кармен, Хосе — Пети — цельный герой. Костюм подчеркивает его трагичность: строгое черное трико, белая рубашка со свободными, схваченными у запястий рукавами, ничего лишнего. Пети отдал музыку хабанеры Хосе. Танец насыщен прерывистыми ритмами с внезапными поворотами, подскоками с отбрасыванием согнутых ног назад, фиксирующимися остановками в высоких аттитюдах.

Начало следующий сцены носит подчеркнуто бытовой характер. Хосе моет руки под умывальником, вытирает их о штору, не найдя полотенца, стоит в задумчивости. Кармен в это время нежится в постели. Потом она поднимается, и начинает свой дразнящий танец, подчеркнутый впервые примененным в балете коротким, облегающим черным трико. Соло переходит в дуэт, который построен на свободной, но основанной на классической, пластике. Это адажио страсти построено на смелых партерных поддержках.

Перелом в трагедии наступает не по причине измены Кармен. Он наступает в тот момент, когда Кармен требует от Хосе убийства в качестве подтверждения его любви к ней. Для Хосе это момент потрясения. Он приходит на корриду, еще не зная о новом увлечении Кармен. Но ей сейчас не до Хосе, она занята тореодором. Тореадору же, в свою очередь, не до нее. В постановке Пети он представлен ничтожеством, упивающимся собственной славой и способным только раздавать автографы. Яростная ссора между Хосе и Кармен, развертывающаяся в судорожных динамических ритмах с напряженными паузами, кончается тем, что Кармен, мертвая, повисает вниз головой на руках своего любовника. Гибель Кармен совпадает с успешным завершением корриды. Финал Пети представлял как своего рода победу Хосе. Он защитил любовь, убив Кармен. Иначе Кармен уничтожила бы его любовь.

Впоследствии Пети перенес спектакль и на другие зарубежные сцены: в Гамбургский оперный театр (1967), в Гетеборгский оперный театр (Швеция, 1969). С января 1974 года «Кармен» входит в репертуар руководимого Пети «Балета Марселя».

Руководство труппой «Балет Марселя» балетмейстер начал с постановки в 1972 году спектакля о В. Маяковском «Зажгите звезды!». Выбор темы не был случайным. Еще летом 1968 года в печати промелькнуло сообщение, что хореограф собирается поставить балет, основанный на стихах Маяковского. Соотечественникам Пети мысль о танцующем Маяковском показалась странной и дерзкой. Несмотря на это, балет встретил горячий прием у зрителей. «Зажгите звезды» был показан летом 1972 года на Авиньонском фестивале, а в начале 1973 года исполнялся в течение четырех недель в огромном парижском Дворце спорта, можно сказать, что Пети внес свой вклад в популяризацию во Франции творчества Маяковского.

Сценарий балета был написан Пети и Жаном Риста, профессором философии Парижского университета, знатоком наследия Маяковского. В спектакль вошло тринадцать эпизодов: «Рождение поэта», «Футурист бросает тебя в дрожь», «Игра со смертью», «Картина города», «Танец новых искусств», «Люби меня, Лиля», «Два возраста», «Буревестник», «Революция», «Зажгите звезды», «Бюрократия», «Самоубийство», «Поэт бессмертен». Прологом к действию послужили стихи из поэмы «Флейта-позвоночник», прочитанные Луи Арагоном и прозвучавшие в грамзаписи.

Музыкальной основой балета стал ряд старинных грузинских песен и фрагменты из произведений Мусоргского, Прокофьева и Шостаковича. М. М. Плисецкая уточняет: «Здесь звучат грузинские народные песни в начальной картине детства поэта, его первых соприкосновений с природой, людьми, народным мелосом. Здесь звучат отрывки из оркестрованных Равелем «Картинок с выставки» Мусоргского. Но преобладают сочинения двух выдающихся композиторов XX столетия — Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Первый представлен фрагментами музыки к фильму «Иван Грозный», сюиты для оркестра «Шут», кантаты «Александр Невский», а также Вторым концертом для скрипки с оркестром. Второй — Двенадцатой симфонией «1917 год». В центре спектакля образ самого Маяковского. У Пети его воплощают поочередно, а иногда и одновременно два исполнителя: молодой Дени Ганио (он создает образ Маяковского в юности) и сам хореограф, чьи внешние данные позволили добиться портретного сходства. В воплощении Пети поэт предстает то ниспровергателем-футуристом, то киноактером («Игра со смертью»), то непонятым, одиноким художником («Картина города», где движение толпы сопровождается лишь гулким стуком шагов), то неутомимым искателем нового («Танец новых искусств», навеянный образами полотен Пикассо и Леже) и, наконец, революционным оратором. Сильнейшим номером в балете стал мужской дуэт в сцене «Два возраста» (на музыку к фильму «Иван Грозный»). Спектакль построен на перекличках и преобразованиях поэтических тем любви и смерти. Пети ввел в балет романтический образ Буревестника, эффектно воплощенный Войтеком Ловским. В заключительной сцене возникал образ революционного вихря. Она начиналась реквиемом, сопровождавшим движение массы, которая разворачивала огромное полотнище, стелившееся, как пламя, и покрывавшее всю сцену. В финале происходила подмена погибшего поэта вечно молодым Маяковским.

Спектакль был очень сложен по содержащимся в нем темам, и, несомненно, критика не обошла его стороной. Главные упреки были связаны с тем, что внешняя, зрелищная сторона балета порой заслоняла хореографию. Но даже резко настроенные по отношению к постановке критики, утверждая, что «нужно дождаться финала, чтобы оценить эту яркую фреску», затем признавали, что «в спектакле имеется ряд хорошо сочиненных массовых сцен, дуэтов и вариаций», из которых адажио молодого поэта и его любимой названы «привлекательным, свежим и поэтичным», адажио двух детей — «удачно поставленным», а встречу «двух Маяковских», полет Буревестника и смерть поэта относятся к числу лучших моментов произведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой