Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование СССР. 
Культурная жизнь страны в 20-е гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (академик А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути… Читать ещё >

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе большевистской национальной политики (разработанной Лениным) еще с дореволюционных времен лежала идея предоставления угнетенным народам страны права национального самоопределения, возможности самим решить свою дальнейшую судьбу.

После октябрьского выступления в Петрограде большевистскому руководству пришлось пойти на признание независимости Польши и Финляндии, а по условиям Брестского мира — и Украины.

Предпосылки образования единого государства существовали как в экономической, так и в политической, социальной и духовной сферах жизни советских республик.

Продолжала функционировать единая транспортная система, предприятия союзных государств были заинтересованы в сырьевых ресурсах и более широкой производственной кооперации друг с другом. Российская Федерация оказывала существенную экономическую помощь советским республикам.

В годы Гражданской войны оформился военно-политический союз тех республик, в которых в это время существовала или была завоевана Советская власть (Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). В каждой из них реальная власть принадлежала коммунистическим партиям, руководил которыми ЦК РКП (б).

В ходе подготовки к Генуэзской конференции сложилась и единая внешнеполитическая линия, представлять которую было поручено РСФСР.

К лету 1922 г. назрела необходимость придать новую форму союзническим отношениям. В Политбюро ЦК РКП (б) была создана комиссия во главе с наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным, которая должна была разработать проект создания союзного государства. Вскоре этот план был готов. Сталин предлагал включение Украины, Белоруссии и Закавказья в состав Российской Федерации с предоставлением им права автономии в ряде вопросов (план «автономизации»). Против этого плана выступил Ленин, полагавший, что автономия для уже существующих самостоятельных государств будет шагом назад в деле национально-государственного строительства. Вместо этого он предложил идею объединения всех республик на равных правах в единое государство.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Он принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Главным принципом этого объединения являлось равенство входивших в него государств и свобода выхода из Союза. Высшим законодательным органом стал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), во главе которого были избраны четыре председателя (от каждой республики): М. И. Калинин (РСФСР), Г. И. Петровский (УССР), А. Г. Червяков (БССР) и Н. Нариманов (ЗСФСР).

Принятая в январе 1924 г. Конституция СССР зафиксировала круг вопросов, переданных республиками в ведение Союза: внешняя политика, оборона, внешние и внутренние границы, транспорт, связь, экономическое планирование, вопросы войны и мира. Высшим органом власти согласно Конституции стал Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между его созывами — ЦИК, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

В 1924;1925 гг. в состав СССР были приняты Узбекская ССР и Туркменская ССР.

Образование СССР явилось попыткой возрождения единого государства на территории бывшей Российской империи. Оно привело к укреплению оборонной мощи, формированию единого народнохозяйственного комплекса, выравниванию социально-экономического уровня бывших национальных окраин страны.

Культурная жизнь страны в 20-е гг. Задачи в сфере духовной жизни страны после революции носили противоречивый характер. Объективно требовалось: принять меры к росту грамотности населения, принять меры к развитию приоритетных и новых направлений в фундаментальной науке, подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества, обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации.

Вместе с тем перед властью стояла задача утвердить свое идеологическое влияние в обществе. В качестве инструмента для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы Гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Было создано общество «Долой неграмотность!», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И. Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, пунктов по обучению грамоте, в которых обучали как детей, так и взрослых. Обучение в них ограничивалось привитием навыков элементарной грамотности (чтения, счета, письма). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат — к началу войны более 80% населения страны умело читать, писать и считать.

К середине 30-х гг. оформилась в целом советская система образования, включавшая в себя начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему — в сельской местности и национальных районах.

Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. Результатом их деятельности стало то, что число специалистов в СССР выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г.

Вместе с тем идеологический контроль над их деятельностью и умонастроениями был достаточно жестким. В конце 20-х — начале 30-х гг. состоялись показательные процессы над представителями интеллигенции (Шахтинское дело, «дело академиков», Трудовой крестьянской партии и др.). В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (академик А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал крупнейшие труды в теории биосферы.

Значительный прорыв советскими специалистами был сделан в деле авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.

Вместе с тем многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы Гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку из страны крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу, — П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева, А. А. Кизеветте-ра, Н. О. Лосского и др. Многие из тех, кто остался, были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям — А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственным художественным принципом становится принцип социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих через эту призму окружающую действительность.

В литературе 30-х гг., наряду с именами М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью, появились новые именаМ. А. Шолохова («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаева («Время, вперед!»), писателей-сатириков И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная работами С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др.

Отличительной чертой изобразительного искусства стали официальная парадная живопись, а также картины на темы революции и Гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления стали С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. Б. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»).

Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др.

В кинематографе произошла техническая революция — стали выпускаться собственная кинопленка и киноаппаратура, открылся ряд крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино были жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), Гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Г. В. Александрова, исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн), «Суворов» (М. Доллер).

Таким образом, в 20−30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенция, многие представители которой пришли в науку и культуру от сохи и станка. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки. Развитие получила техническая мысль, результатом чего стало создание новейших образцов техники и оборудования.

Вместе с тем культура, наука и образование вновь были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятельность значительно возросло. Многие деятели науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой