Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыка — средство эстетического воспитания ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При слушании музыки у ребенка возникают определенные силы положительного или эмоционального воздействия эмоций, отражается его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется психическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут побудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующие эстетические… Читать ещё >

Музыка — средство эстетического воспитания ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Музыкальное воспитание, формирование музыкальной деятельности включает, прежде всего воспитание восприимчивости и интереса к музыке. Это дает возможность полюбить музыку, сопереживая чувства, которые в ней выражены. Восприимчивость к музыке развивается постепенно, проходя путь от первоначальных, простых проявлений слухового внимания к выразительной интонации, к изобразительным средствам, до формирования устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.

Обогащение музыкальных впечатлений, ознакомления детей с разнообразными музыкальными произведениями, организованное в определенной системе, дает им возможность получить достаточный опыт первых ярких переживаний, связанных с музыкой.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности.

1. Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Младшие дети слушают музыку, выражающую близкое их непосредственному опыту и понятное содержание, контрастную по характеру. Затем содержание и форма музыкальных произведений становятся более разнообразными и сложными, все большее место занимает общественная тематика, старшие дети могут воспринимать более тонкие различия между произведениями одного жанра.

Начинаем прививать интерес к музыке с раннего возраста. Перед каждым исполнением произведения рассказываю о том, что я буду исполнять, о чем говориться в произведении, приучаю детей к тому что каждое музыкальное произведение имеет название и характерное звучание.

Например: перед пением песни «Кошка» Муз. Александрова, показываю игрушечную кошку, даю возможность рассмотреть ее, погладить, вспомнить как она мяукает.

Пение играет важную роль в музыкальном развитии ребенка. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который ребенок может использовать с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызвать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе который успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формирования его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Поэтому подхожу к подбору репертуара очень осторожно. Выбираю песни в соответствии с возрастом детей, высокохудожественные, обращаю внимание на текст песен.

2. Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля, скрипки) отличают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева).

Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. При слушании используются разные методы. Метод контрастных сопоставлений позволяет использовать метод произведения с одним названием, но создающих разные художественные образы, одного жанра и разных жанров, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, в начале звучит русская народная песня «Петушок», а затем латвийская народная мелодия «Петушок» .

Формирование вкуса, интересов, воображения, развитие эмоций происходят с опорой на лучшие образы народной и классической музыки. Большое внимание уделяю развитию словаря эстетических эмоций — ребенок учится подбирать точнее слова для характеристики музыкального произведения. Так после прослушивания пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» дети, как правило, употребляют к 1 произведению эпитеты: тревожная, печальная, трогательная музыка; а по 2 пьесе — радостная звонкая, игривая, светлая музыка.

Я не ограничиваюсь воспитанием эмоциональной отзывчивости на музыку. Совершенствование музыкального развития детей предполагает формирование у них слухового внимания, дифференцированного восприятия, первоначальных навыков различия, запоминания произведения. Сосредотачиваю внимание детей перед началом исполнения произведения, приучаю сидеть тихо, не разговаривать во время звучания музыки.

эстетическое воспитание музыка творческий Для того, чтобы научить ребенка слушать музыку, развивать его слуховое восприятие и музыкальную память, использую — дидактические игры («Буратино»; «Узнай песни по ритму»; «Подумай и узнай»).

В процессе музыкально-дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, музыкально-сенсорных способностей. Дети осваивают различные свойства музыкального звука — высоту, длительность, динамику, тембр.

3. Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по своему представляет художественный образ, передавая его в игре, танце, игре на музыкальном инструменте. Стараюсь развивать у детей активное, творческое отношение к музыке, самостоятельность и инициативность. Они проявляются, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача игровых образов в музыкальных играх, хороводах, а так же в новых сочетаниях танцевальных движений. Выученные на занятиях песни, хороводы дети стремятся применять в повседневной жизни.

Музыкально-ритмические движения — интересный, увлекательный для детей вид деятельности, у детей развивается музыкальное восприятие, так как они двигаются, прислушиваются к звучанию, выражая настроение, характер произведения. Под влиянием музыки у них формируются и выразительные координированные движения.

Осваивая различные движения (гимнастические, танцевальные, образные) в связи с музыкой, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска) менять движение в соответствии со сменой частей произведения, отличать силу звучания, изменения темпа, ладовая окрашенность.

Целесообразно использовать музыкальные инструменты на занятиях и в повседневной жизни, что бы закрепить у детей ощущения ритма.

С инструментами начинаю знакомить с младшей группы. Дети играют на деревянных ложках, погремушке, барабане, бубне, дудке, колокольчиках. Здесь важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения: нежный (колокольчик) звонкий (треугольник), четкий, ритмический (барабан), обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть при ходьбе, беге, танцу или вступлению к песне.

Использую дидактические игры на различие детьми тембров музыкальных инструментов «Нам игрушки принесли», «Колпачки», «Наш оркестр», «К нам гости пришли» .

При слушании музыки у ребенка возникают определенные силы положительного или эмоционального воздействия эмоций, отражается его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется психическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут побудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующие эстетические переживания: радость, печаль и т. д. Переживания произведения индивидуального для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которая может быть положительной или отрицательной. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.

Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки есть признак формирования музыкального вкуса. Развитый музыкальный вкус это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитии музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек.

Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценки музыки, тогда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начало. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой