Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умеющий учиться — это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем — это начальный уровень развития умения учиться. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной… Читать ещё >

Методические рекомендации по организации групповой работы учеников начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Групповая работа. Ее необходимость в обучении

Процесс обучения в школе включает в себя не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также и развитие самих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и способностей. И если как конечный итог успешного обучения рассматривать именно сами знания и навыки, то в результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся будет испытывать большие затруднения в усвоении нового материала. Значит, главная причина таких затруднений состоит в неразвитости самих познавательных процессов.

Изучая материалы психологических исследований, увидели, что развитие способностей (т.е. качественное и количественное изменение всей структуры возможностей ребенка) происходит лишь при условии «включения» познавательной потребности. Поэтому следующим нашим шагом в работе над этой проблемой стало определение условий и форм общения, наиболее благоприятных для развития познавательных способностей школьников.

Такой формой организации обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребенка, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Так как в школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание, следовательно, он должен быть включен в новые учебные формы сотрудничества, отличные от дошкольных форм общения со взрослыми, которые наблюдаются в первые недели жизни класса буквально невооруженным глазом. Это способы установления непосредственно-эмоциональных отношений с взрослыми (следование взором за учителем, стремление к телесному контакту, оживление при появлении учителя и т. д.), это предметно-действенная форма сотрудничества, которая предполагает действие по образцу (формула этого типа сотрудничества: «Делай вместе со мной, теперь делай сам, но так же, как я») и, наконец, игровые формы сотрудничества. Опираясь на дошкольный опыт сотрудничества маленьких школьников, учитель может сразу строить такую общность, в которой может возникнуть (но может и не возникнуть!) учебное сотрудничество, цель которого — научить детей самому умению учиться.

Умеющий учиться — это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем — это начальный уровень развития умения учиться. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого в сотрудничество. В каких случаях это должно происходить? В ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т. е. он не знает способов ее решения.

Как в принципе может действовать человек, когда он попал в новые условия и выяснил ограниченность собственных возможностей? В такой ситуации есть лишь три варианта действия:

  • 1) создать, изобрести новый способ;
  • 2) найти недостающие условия в учебнике, справочнике, книге;
  • 3) запросить недостающие данные у преподавателя, поставившего эту задачу.

Впрочем, учитель ничего не даст ученику в готовом виде, но организует поиск неизвестного. Первый и второй варианты встречаются у отдельных учеников, и в таких случаях мы говорим об одаренности или об опережающем развитии. Третий путь — норма для ученика, владеющего учебным сотрудничеством. В таком случае, встречаясь с задачей, он способен ответить себе на два вопроса:

  • — я могу или не могу решить эту задачу?
  • — чего мне не достает для ее решения?

Определив, чего именно он не знает, учащийся умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия. В переводе на житейский язык это означает: ребенок знает, чего он не знает, указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

И наша задача — поддержать детскую инициативу, ибо только в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. (Вместо ученика хорошо отвечающего на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает).

На протяжении всего начального, обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой