Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение «Поучения» Владимира Мономаха в современной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы считаем, что целесообразнее организовать изучение «Поучение» Владимира Мономаха при осуществлении духовно-нравственного направления развития личности. Основными целями данного направления являются: формирование гражданской идентичности, приобщение к культурным ценностям социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Данная форма работы… Читать ещё >

Изучение «Поучения» Владимира Мономаха в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Поучение Владимира Мономаха" - произведение оригинальной древнерусской литературы XII века. Как исторический источник мы можем использовать «Поучение Владимира Мономаха» при изучении самых различных тем по истории, литературе, обществознанию.

Рассмотрим некоторые методы и приемы работы при знакомстве и изучении «Поучения» Владимира Мономаха: Крупина С. И. Формирование смыслового чтения при работе с письменными историческими источниками (на примере изучения «Поучения» Владимира Мономаха) // Современный урок: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (26−27 ноября 2015 года) / под науч. Ред. Т. В. Мошаровой; ИРО Кировской области. — Киров: ООО «Типография Старая Вятка», 2015. С. 401.

  • 1. прием эвристической беседы (н: при знакомстве с произведением уч-ся предлагается самим дать определение понятию «поучение»);
  • 2. мозговой штурм (н: после ознакомительного чтения уч-ся записывают в группах, либо озвучивают основные идеи «Поучения»);
  • 3. кластер (в центре схемы — наставления Владимира Мономаха; «гроздья» — перечисление правил жизни: делайте добро, уклоняйтесь от зла, не ленитесь, держите клятвы, больного навещайте, лжи остерегайтесь и т. д.);
  • 4. инсерт (при чтении текста уч-ся на полях делают пометки: «н» — наставления Владимира Мономаха; «п» — советы правителю, «?» — новые слова; «л» — личность Владимира Мономаха
  • 5. исторические записки (по тексту источника уч-ся в парах составляют вопросы, записывают на листы (исторические записки), обмениваются листами, отвечают на вопросы соседа; н: вопрос: Какое имя (христианское) было дано Владимиру Мономаху при крещении; ответ: Василий);
  • 6. блиц-опрос (учитель задает вопросы по тексту «Поучения», уч-ся отвечают; н: Кем Владимиру Мономаху приходился Ярослав Мудрый; сколько языков знал отец Владимира Мономаха);
  • 7. поиск информации (задание: вставьте пропущенные слова в предложение; н: «Чего умеете хорошего, того… а чего не умеете, тому…», «Леность ведь всему…: что кто умеет, то…, а чего не умеет, тому…»);
  • 8. переводчики (поиск информации в иных источниках; н: объясните выделенные в тексте слова и словосочетания: «сидя на санях», «грамотка», «безлепица», «волость», «Псалтирь»);
  • 9. работа с исторической картой (найдите на карте города, упомянутые в «Поучении Владимира Мономаха»; какие города существуют по сей день, в каких государствах, покажите их на современной карте мира);
  • 10. Составление аннотации к «Поучению» Владимира Мономаха (5 предложений);
  • 11. составление кроссворда по содержанию «Поучения» ;
  • 12. это интересно (уч-ся выписывают из теста источника интересные для них сведения)

Предлагаемые методы и приемы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. И все-таки, изучение «Поучения» Владимира Мономаха требует значительного времени, что не позволяет урочная форма обучения, поэтому в большей степени речь пойдет об использовании «Поучения» Владимира Мономаха во внеклассной работе по предмету и внеурочной деятельности.

В рамках реализации ФГОС основного общего образования важное место в образовательном процессе отводится внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения содержания основной образовательной программы Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС основного общего образования: методические рекомендации [Текст] / Авт. — сост. Т. В. Малова, Е. А. Белорыбкина, С. А. Исаева и др. — Киров, ИРО Кировской области, 2015. С. 5. .

Внеурочная деятельность позволяет более эффективно (в отличии от урочной) организовать деятельность по развитию личностных характеристик каждого ученика, достичь личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность реализуется по пяти основным направлениям развития личности: физкультурно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Мы считаем, что целесообразнее организовать изучение «Поучение» Владимира Мономаха при осуществлении духовно-нравственного направления развития личности. Основными целями данного направления являются: формирование гражданской идентичности, приобщение к культурным ценностям социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.

Внеурочная деятельность характеризуется многообразием организационных форм. Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы и методы организации педагогического процесса:

  • 1. Беседа
  • 2. Конкурсы
  • 3. Классный час
  • 4. Оформление газет
  • 5. Игра
  • 6. Встреча 3-х поколений
  • 7. Проект
  • 8. Тематический вечер
  • 9. Учебно-исследовательская конференция
  • 10. Выставка детских рисунков и творческих работ обучающихся
  • 11. Комментированное чтение ПВМ с элементами игры

Мы считаем, что они позволяют организовать оптимальное освоение учениками содержания «Поучения» Владимира Мономаха, основных идей произведения (педагогического сочинения) Мономаха. Именно поэтому не даем характеристику рассматриваемых педагогических категорий (элементов) педагогического процесса.

Рассмотрим возможности каждой из вышеперечисленных форм.

Беседа

В зависимости от поставленных целей можно организовать вступительную, эвристическую, заключительную беседу.

Возможные темы бесед:

  • 1. Идеальный князь в «Поучении» Владимира Мономаха
  • 2. Правила жизни в «Поучении» Владимира Мономаха
  • 3. «Поучение» Владимира Мономаха о жизни Древней Руси
  • 4. Актуальные советы Владимира Мономаха
  • 5. Смысл жизни для человека Древней Руси

Конкурсы

Конкурсы способствуют развитию коммуникативной и познавательной компетенций школьников, формированию умений работать в группе и индивидуально.

Проблемой современного образования является очень незначительный элемент занимательности в урочной деятельности (в связи с большим объемом содержания). Восполнить этот пробел можно во внеурочной деятельности с помощью следующих конкурсов:

  • 1. Эрудит
  • 2. Угадай слово
  • 3. Цитаты
  • 4. Верю-не верю
  • 5. Историческая загадка

Классный час, например, следующего содержания: «Нравственные правила жизни в «Поучении Владимира Мономаха» .

Наиболее эффективен будет при условии вовлечения учащихся на этапе подготовки. Необходимо заранее определится с темой. В соответствии с выбранной темой распределить с учащимися обязанности: подготовка сообщений по теме, создание презентации, составление словарика, оформление понравившихся цитат, написание свода нравственных правили т.д. После проведения классного часа поделится впечатлениями. Возможно, на основе подготовленных материалов издать рукописную книгу, либо газету.

Игра

Игровая деятельность достаточно эффективна в педагогическом процессе. Она повышает мотивацию учащихся к содержательной стороне изучаемого предмета.

Можно использовать настольную игру «Пути и ловы» Владимира Мономаха, комплект дидактических игр для взрослых и детей по произведению древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха. (описание и правила см. приложение 2, приложение 4).

Очень увлекательно проходит квест — игра «Разведчики». Данную игру необходимо проводить после изучения Поучения Владимира Мономаха. Она способствует актуализации знаний, полученных при работе с «Поучением» Владимира Мономаха. Сценарий игры также представлен в приложении. (см. Приложение 3).

Игровая обучающая деятельность учеников возможна в ходе комментированного чтения «Поучения» Владимира Мономаха.

Данная форма работы может быть использована при ограниченном количестве времени для знакомства с основным содержанием «Поучения» Владимира Мономаха. Желательно использовать адаптированный вариант произведения с сокращениями. Чтению предшествует вступительное слово учителя о «Поучении» Владимира Мономаха. Перед чтением уч-ся раздаются карточки со словами, встречающимися в «Поучении» Владимира Мономаха. Чтение организуется «по цепочке», либо иным способом. Перед учащимися ставится задача: внимательно слушать и следить за читающим, после произнесения слова, которое есть у учащегося на карточке поднять руку. Все присутствующие должны назвать значение слова и смысл прочитанного. Самым внимательным и активным выдаются жетоны. После прочтения можно провести игру «Перестрелка», по итогам чтения и игры вручить медали «знатоки „Поучения“ Владимира Мономаха» .

Встречи 3-х поколений Крупина С. И. «Встречи трех поколений» как форма дополнительного образования по истории // Дополнительное образование школьников: современные подходы и технологии [Текст]: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Киров, ВятГГУ, 26 июня 2009 г. / под ред.Г. И. Симоновой. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 54 — 59.

Встреча 3-х поколений на тему: «Образ идеального правителя: история и современность» с привлечением «Поучения» Владимира Мономаха.

Данная форма внеклассной работы очень эффективна для решения воспитательных задач.

На встречу приглашаются представители разных поколений: ученики, родители, бабушки и дедушки, ветераны войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда.

" Встречи 3-х поколений" помогают сглаживать неизбежные конфликты между поколениями, способствуют усвоению жизненного опыта, формируют уважительное отношение к ценностям разных поколений, вызывают интерес к истории своей страны.

Встречи помогают и взрослым, и детям формировать умение терпимо относиться к мнению других людей, воспитывают способность воспринимать другую (в том числе противоположную) точку зрения.

Практическая значимость «встреч» заключается в том, что люди разных поколений приобретают бесценный опыт взаимодействия.

Проект

В современном педагогическом процессе актуальным является проектная деятельность учащихся. Создавая собственный проект, они активно работают над содержанием выполняемой проектной работы.

Проекты, связанные с изучением «Поучения» Владимира Мономаха могут быть самыми разными по сложности и форме представления. Это могут быть: создание презентации, видеофильма, рукописной книги, выступление. Возможно и создание глобального проекта с привлечением родителей к изучению, обсуждению, подведению итогов знакомства с «Поучением» Владимира Мономаха.

Учебно-исследовательская конференция на тему: 1000-летие «Поучения» Владимира Мономаха": актуальность и современность" .

Определенный интерес к содержанию «Поучения» Владимира Мономаха у детей вызывает оформление газет. Например, подготовка и выпуск рукописной газеты «Читаем вместе „Поучение“ Владимира Мономаха» .

Данная форма работы может быть использована в качестве подведения итогов (промежуточных) по изучению произведения Владимира Мономаха. В оформлении газеты принимают участие все желающие. Возможно выпуск экспресс-газеты. После проведения мероприятия учащихся, используя имеющиеся наглядные материалы, оформляют газету, пишут свои впечатления от прочтения «Поучения Владимира Мономаха.

Выставка рисунков и творческих работ, обучающихся по теме «Поучение» Владимира Мономаха Заранее оговаривается тематика, формы выполнения, требования к оформлению творческих работ.

Внеурочная деятельность строится на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой